Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 23:45, реферат
Характер (от греч. charaktкr — печать, чеканка, зарубка) — подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления характера) и самопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления характера).
1. Введение___________________________________________3
2. Физиологические основы характера______________________4
3. Типическое и индивидуальное в характере________________4
4. Черты характера______________________________________5
5. Классификация характеров_____________________________6
6. Акцентуация характера_________________________________7
7. Связь характера с другими сторонами личности____________8
8. Заключение__________________________________________9
9. Список литературы____________________________________10
Реферат по психологии на тему:
''Характер''
Выполнила: студентка группы
Проверила:
1. Введение______________________
2. Физиологические основы
3. Типическое и индивидуальное в характере________________4
4. Черты характера_______________
5. Классификация характеров______
6. Акцентуация характера_________
7. Связь характера с другими
сторонами личности____________
8. Заключение____________________
9. Список литературы_____________
Введение
Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным
психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о
чертах, характерных для данного человека.
"Характер" - в этом понятии
исходно содержится сложная
Мы используем его для определения человеческой индивидуальности - того, что
отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным.
Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с
другими людьми.
Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражают это
понятие? Слово "характер" употребляется нами постоянно и повсеместно, оно
нужно и выполняют свою роль.
В психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”),
означает совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые
проявляются в типичных для данной личности способах деятельности,
обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности
к этим обстоятельствам.
Физиологические основы характера
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной
деятельности и сложных
результате индивидуального жизненного опыта. Но, во-первых, системы связей
формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-
вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов.
Например, решительность характера
можно воспитать и у
возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но
воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в
зависимости от типа.
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а
также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и
развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его
воспитания.
Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый
человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной
социальной среды и
индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого
человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы).
Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и
это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является
бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и
деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется
много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты,
отражающие общие, типические стороны их жизни.
Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и
типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется
определенным общим укладом
жизни и общественно-
которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
Черты характера
Характер - это неразрывное целое.
Общие черты характера
отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.
Отношение к общественным обязанностям и долгу проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и
противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство.
Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его
других личностных качеств.
Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал
себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается
навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком".
Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как
общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт
являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.
Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему
приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который
есть в действительности".
В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе
коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни.
И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми,
насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.
Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая
самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих
вырабатывать такие черты
самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное
самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами,
обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации.
Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих
достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих
взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным
чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной
значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую
пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих
характеру деятельную направленность.
Волевые черты характера. Воля - сложный психический процесс, который
вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля
является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться
поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как
целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.
Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно
полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков
мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит
в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по
службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь
общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими
качествами".
По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с
сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают
решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.
Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них
отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное
проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые
хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие
из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и
решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что
человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в
широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при
продуманной педагогической работе с
ними могут стать активно
человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие
качества, как самообладание, активность, смелость.
Классификация характеров
В целом не может быть
абсолютной или универсальной
деления их на типы. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей,
имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят
характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный);
эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный
(оценивающий все с точки зрения разумности).
К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.
Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на
окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе
интересы, жизненную энергию субъекта, что ведет к принижению личностной
значимости явлений его
Инровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов личности на
явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность,
необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.
Возможна также классификация на доминирующий и подчиняющийся; нормативный и
анархический и прочие типы.
Черт характера очень много, каждая из черт имеет разную качественную степень
выраженности.
Акцентуация характера
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую
крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практическая
акцентуация - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы.
Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного
рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому “месту
наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к
другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях,
предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во
всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет
себя без срывов не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.
В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные)
акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации
относят к крайней границе нормы, отличаются постоянными чертами определенного
типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант
нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем.
Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и
травм, представляющих требования к
месту наименьшего
время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают
психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа
акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов,
среди которых важную роль играют
особенности семейного
социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.
Связь характера с другими сторонами личности
темпераментом и способностями.
Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те
или иные его черты. С другой стороны,
и сам темперамент
влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые
отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.
С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей
связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной
связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и
возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими
достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться
к своему делу.
Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не
падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять
инициативу.
Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких
черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность,
организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности человека, в
которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного
из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к