МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г ПЕТРОВСКОГО»
ФИЛИАЛ В г. НОВОЗЫБКОВЕ
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ
ДИСЦИПЛИН
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭМОЦИЙ»
Выполнила: студентка
1 курса направление подготовки «Экономика»
профиль «Бухгалтерский учет, анализ,
аудит» Ерченко Наталья Александровна
Проверила: доцент
, к.ф.н. Дубицкая Е.В.
Новозыбков 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………..3
Понятие об эмоциях и чувствах……………………………………………4
Физиологические механизмы
формирования эмоций………………..….5
Отличительные особенности
и проявление эмоций ………………….....7
Функции эмоций……………………………………………………………..9
Виды эмоций………………………………………………………………...11
Выводы………………………………………………………………………15
Список использованной
литературы………………………...………….17
ВВЕДЕНИЕ
Задумываясь об эмоциях и чувствах,
может прийти вопрос, который кажется
странным и неожиданным на
первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем
нужны эмоции? Благодаря познавательным
процессам осуществляется отражение окружающей
действительности. При этом каждый из
изученных процессов вносит свой вклад:
ощущения доставляют информацию об отдельных
свойствах и признаках предметов и явлений,
восприятия дают их целостные образы,
память хранит воспринятое, мышление и
фантазия перерабатывают этот материал
в мысли и новые образы. Благодаря воле
и активной деятельности, человек осуществляет
свои планы и т. д. Может, легко было бы
обойтись без радости и страдания, удовольствия
и досады, наконец, без любви и ненависти?
В то же время из собственного опыта мы
знаем, что вся наша познавательная и предметная
деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима
без эмоций, без чувств. Недаром издавна
возникло представление о трехчленной
структуре психической жизни: ум, воля
и чувство; о противоположности ума и сердца
- «ум с сердцем не в ладу» и т.д. При этом,
как отмечали историки психологии, наибольшее
внимание всегда уделялось изучению познавательных
и волевых процессов, тогда как исследование
эмоциональной жизни оставалось уделом
поэзии и музыки. Однако в
наши дни проблемой эмоций
и чувств занимаются многие ученые
и целые научные коллективы. И одним из
главных вопросов остается - зачем
нужны чувства? Иными словами,
каковы их функции, какую роль
играют они в психической жизни человека?
ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ
И ЧУВСТВАХ
Человек, познавая окружающий
мир, определенным образом относится к
познаваемым предметам и явлениям - с восхищением,
гневом, радостью, печалью. Это, возможно,
прежде всего, благодаря эмоциям (от лат.
emoveo – потрясаю, волную) - специфической
форме психического отражения субъективного
отношения человека к предметам или явлениям
в форме непосредственного переживания
приятного или неприятного. В основе
эмоций лежит сложная деятельность, подкорки
и вегетативной нервной системы, обеспечивающей
работу мышц и внутренних органов. В силу
этого проявление эмоций тесно связано
с функциональными изменениями организма
- работой мышц всего тела, в том числе
и лицевых, с деятельностью сердца и кровеносных
сосудов, органов дыхания, желез внутренней
секреции. Посредством эмоции человек
узнаёт, насколько значимы познаваемые
им предметы или явления для удовлетворения
его потребностей. Чем большее значение
имеют познаваемые объекты, тем более
глубоки переживания человека. Таким образом,
эмоции, выполняют сигнальную функцию.
Кроме того, устойчивые переживания определенным
образом изменяют поведение человека,
направляют и поддерживают его, что позволяет
говорить о регулирующей функции эмоции.
Выделяют так же коммуникативную функцию
эмоции. Внешнее проявление эмоций в мимике,
пантомимике позволяет информировать
других людей о своем отношение к предметам
и явлениям действительности. Высшим уровнем
развития эмоций, характеризующим устойчивое
переживание человеком своего отношения
к предметам и явлениям, имеющим мотивационную,
направляющую значимость, являются чувства.
Чувства связаны с представлением о некотором
объекте - конкретном или обобщённом (например,
чувство любви к человеку, к Родине). Как
устойчивое эмоциональное отношение к
объекту может не совпадать с эмоциональной
реакцией на него в конкретной преходящей
ситуации. Чувства у человека носят культурно-исторический
характер, существенную роль в их формировании
и развитии играют особые знаковые
системы (социальная символика,
обряды,
ритуальные действия и т.п.)
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИЙ
"Эмоции и чувства
связаны с различным функциональным
состоянием головного мозга, возбуждением
его определенных подкорковых
областей и с изменениями в
деятельности вегетативной нервной
системы. И.П. Павлов отмечал, что
эмоции связаны с деятельностью
подкорковых образований". Эмоции
как генетически обусловленная неспецифическая
поведенческая программа определяются
комплексом нервных структур, входящих
в так называемую лимбическую систему
мозга. В эту систему входят наиболее древние
части среднего, промежуточного и переднего
мозга.
Лимбическая система связана
с вегетативной нервной системой и ретикулярной
формацией (расположенной в стволе головного
мозга и обеспечивающей энергетические
ресурсы мозговой деятельности).
Импульсы от внешних воздействий
поступают в головной мозг двумя потоками.
Один из них направляется в соответствующие
зоны коры головного мозга, где смысл и
значение этих импульсов осознаются и
они расшифровываются в виде ощущений
и восприятий. Другой поток приходит в
подкорковые образования (гипоталамус
и др.), где устанавливается непосредственное
отношение этих воздействий к базовым
потребностям организма, субъективно
переживаемым в виде эмоций. Исследователи
мозга обнаружили в области подкорки (в
гипоталамусе) особые нервные структуры,
являющиеся центрами страдания и удовольствия,
агрессии и успокоения. Эмоции связаны
и с деятельностью коры больших полушарий.
Предполагается, что эмоции являются
функцией правого полушария мозга. Левое,
доминантное, полушарие контролирует
вербальные, логические функции, правое
полушарие контролирует чувственно-эмоциональную
сферу. Эмоции и чувства сопровождаются
рядом вегетативных явлений: изменениями
частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса
мышц, просвета сосудов (отсюда побледнение
или покраснение кожи). Сердце не случайно
считается символом чувств. Еще Гиппократ
умел различать до 60 оттенков в работе
сердца в зависимости от эмоционального
состояния человека. Сильные эмоции вызывают
прекращение слюноотделения (сухость
во рту), угнетение работы внутренних органов,
изменение кровяного давления, мышечной
активности. В состоянии эмоционального
возбуждения человек способен на многократное
увеличение физических усилий. Иногда
физически слабый человек преодолевает
препятствия, доступные лишь тренированным
спортсменам. Связь эмоций с изменением
деятельности желез внутренней секреции
давно была эмпирически установлена и
даже использовалась у некоторых народов
в судопроизводстве. Так, в Древнем Китае,
подозреваемый, во время судебного разбирательства
держал во рту горсть риса. Если после
прослушивания обвинения он вынимал рис
сухим, то считался виновным: сильное
эмоциональное напряжение
вызывает прекращение
деятельности слюнных желез.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
И ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ
С точки зрения эволюции, эмоции
- это более древняя форма отношения человека
к окружающему миру, поэтому они присущи и животному, и человеку.
Чувства же присущи только человеку.
Эмоции в большей мере связаны
с удовлетворением естественных потребностей. Чувства
же возникают при удовлетворении высших
социальных, в том числе, духовных потребностей.
Эмоции носят ситуативный
характер. Они отражают отношение субъекта к объекту
в данный момент. Чувства, в отличие от
эмоций, обладают относительной устойчивостью
и постоянством. Они отражают отношение
человека к объекту его устойчивых потребностей.
Эмоция - это всегда непосредственное
переживание. Чувства же всегда опосредуются сознанием.
Они связаны с определенными знаниями,
пониманием объекта, включают в себя память,
процессы мышления и воли.
Эмоции часто неосознаваемы,
поэтому их очень сложно соотнести с определенным
объектом. Одна и та же эмоция может быть связана
с разными объектами. Чувства же всегда
предметны. Они выражают устойчивое отношение
к реальным или воображаемым объектам.
Не может быть чувств вообще, их вызывают
конкретные факты, события, люди и обстоятельства,
к которым человек положительно или отрицательно
мотивирован.
Чувства являются ведущими образованиями
эмоциональной сферы личности, определяют
динамику и содержание эмоций.
Эмоциональные реакции связаны с нервными
и гуморальными процессами, они также
проявляются во внешних движениях, получивших
название «экспрессивные движения».
Своеобразная окраска ощущений, характеризующая
наше отношение к отдельным качествам
предмета, называется чувственным
тоном ощущений.
Выразительные движения являются важным
компонентом эмоций, внешней формой их
существования. Выражения эмоций - это
универсальные, сходные для всех людей,
наборы экспрессивных знаков, отражающие
те или иные эмоциональные состояния.
К выразительным формам эмоций относятся
следующие:
- жесты (движения рук),
- мимика (движения мышц лица),
- пантомимика (движения всего тела),
- эмоциональные компоненты речи (сила
и тембр, интонации голоса),
- вегетативные изменения (покраснение,
побледнение, потоотделение).
Наибольшей способностью выражать различные
эмоциональные оттенки обладает лицо
человека.
ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ
В современной психологии выделяют несколько
основных функций эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную,
регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую,
мотивирующую.
Сигнальная (информационная) функция эмоций. Возникновение эмоций и чувств информирует
о том, как идет процесс удовлетворения
потребностей субъекта.
Оценочная функция эмоций. Эмоция
выступает обобщенной оценкой ситуации,
в которой находится субъект. Эмоции и
чувства помогают ему ориентироваться
в окружающей действительности, оценивать
предметы и явления с точки зрения их желательности
или нежелательности, полезности или вредности.
Приспособительная функция
эмоций. Благодаря вовремя возникшей эмоции
субъект имеет возможность быстро среагировать
на внешнее или внутреннее воздействие
и целесообразно приспособиться к сложившимся
условиям.
Регуляторная функция эмоций возникает
на основе информационно-сигнальной функции.
Отражая и оценивая действительность,
эмоции и чувства направляют поведение
субъекта в определенную сторону, способствуют
проявлению определенных реакций.
Коммуникативная функция
эмоций свидетельствует о том, что без эмоциональных
проявлений трудно представить какое-либо
взаимодействие между людьми. Выражая
эмоции через чувства, человек проявляет
свое отношение к действительности и к
другим людям в выразительных движениях
(жесты, мимика, пантомимика, интонация
голоса). Демонстрируя свои переживания,
один человек воздействует на эмоциональную
сферу другого человека, вызывая у него
ответные эмоции и чувства.
Стабилизирующая (защитная)
функция эмоций. Эмоции являются регулятором поведения,
который удерживает жизненные процессы
в оптимальных границах удовлетворения
потребностей и предупреждает разрушительный
характер каких-либо факторов для жизнедеятельности
данного субъекта.
Мотивирующая функция эмоций. Эмоции
(страх, удивление, беспокойство и др.),
сообщая нам о характере воздействий внешней
среды, побуждают нас к определенным действиям.
ВИДЫ ЭМОЦИЙ
Существует несколько классификаций
эмоциональных процессов по разным критериям.
1. По знаку эмоции
делятся на положительные, отрицательные
и амбивалентные. Положительные эмоции (например,
радость, удовольствие, восторг и др.) связаны
с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например,
печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; амбивалентные же
эмоции (например, ревность как сочетание
любви и ненависти или злорадство как
сочетание ненависти и радости и др.) отражают
двойственное отношение к объектам удовлетворения
потребности.