Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:35, реферат
Одной из главных проблем психологии является проблема индивидуальных психических различий между людьми. Понятия и подходы, позволявшие выявить и описать механизмы индивидуальной специфики психической деятельности,вызывали особый интерес в научном психологическом сообществе.
Неудивительно, что появление понятия «стиль» в системе психологи-ческих категорий вызвало своего рода профессиональный интерес, связан-ный с ростом надежд на углубление знаний о природе человеческого интеллекта.
Введение……………………………………………………………….…..3
1.Когнитивная психология …………........................………….….……...5
2. Когнитивные стили,классификация…………………………….……..6
3.Характеристика когнитивных стилей………................................……..8
3.1. Полезависимость/поленезависимость.
3.2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности.
3.3. Узость/широта категории.
3.4. Ригидный/гибкий познавательный контроль.
3.5. Толерантность к нереалистическому опыту.
3.6. Фокусирующий/сканирующий контроль.
3.7. Сглаживание/заострение.
3.8. Импульсивность/рефлективность.
3.9. Конкретная/абстрактная концептуализация.
3.10. Когнитивная простота/сложность.
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………...................…....……….....16
По мнению Ч. Носала, этот когнитивный стиль имеет вид процедуры просматривания воспринимаемого поля, реализующейся в двух основных формах: 1) просматривание в соответствии с некоторым заданным критерием; 2) просматривание в условиях неопределенного критерия. Именно эти две формы сканирования нашли свое отражение в методиках диагностики данного когнитивного стиля [6,74с.].
-11-
3.7 Сглаживание/заострение
Индивидуальные различия, зафиксированные в этом когнитивном стиле, имеют отношение к особенностям хранения в памяти запоминаемого материала. У «сглаживателей» сохранение деталей, выпадением тех или иных фрагментов. Напротив, в памяти «заострителей» происходит выделение, подчеркивание специфических деталей запоминаемого материала.Впоследствии специально подчеркивалось, что данный стилевой параметр обнаруживает себя в условиях восприятия и запоминания последовательности стимулов, характеризуя, таким образом, чувствительность испытуемых к постепенно нарастающим различиям в ряду воспринимаемых воздействий [6,78с.].
Методика диагностики- «Оценка последовательности квадратов».
3.8 Импульсивность/рефлективность
Данный когнитивный стиль, в соответствии с первоначальным предположением Дж. Кагана, характеризует индивидуальные различия в склонности принимать решения быстро либо медленно. Импульсивные испытуемые склонны быстро реагировать в ситуации множественного выбора, при этом гипотезы выдвигаются без анализа всех возможных альтернатив. Для рефлективных испытуемых характерен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов [6,79с.].
Методика диагностики- «Сравнение похожих рисунков».
3.9 Конкретная/абстрактная концептуализация
О. Харви, Д. Хаит и Г. Шродер проанализировали индивидуальные особенности понятийной сферы, связанные с различиями в степени ее конкрет
-12-
ности/абстрактности. В основе конкретности/абстрактности лежат такие психологические процессы, как дифференциация и интеграция понятий.Для «конкретных » индивидуумов типичны следующие психологические качества: склонность к черно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, ситуативный характер поведения, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций и т. д. Напротив, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Соответственно, для «абстрактных» индивидуумов характерна свобода от непосредственных свойств ситуации, ориентация на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, независимость, гибкость, креативность и т. д.
В ходе онтогенетического развития происходит увеличение абстрактности индивидуальной понятийной системы, что обусловливается ростом числа альтернативных схем для восприятия и анализа одного и того же объекта, уходом от стандартных оценок за счет увеличивающейся способности к внутренним преобразованиям и комбинациям понятий.[6,83с.].
Методики диагностики:
1.«Завершение предложений»
2.«Я верю,что...».
3.10 Когнитивная простота/сложность
Человек понимает, интерпретирует, оценивает и прогнозирует действительность на основе определенным образом организованного субъективного опыта, представленного в виде системы личностных конструктов.
Конструкт — это биполярная субъективная шкала, реализующая одновременно две функции: обобщения и противопоставления в условиях оценки тех или других объектов. Примером могут служить конструкты «добродушный — злобный», «умный — глупый», «опасный — безопасный» и т. д.
-13-
При анализе особенностей организации субъективной системы конструктов Келли уделял особое внимание такому качеству, как системность конструктов. Конструкты не являются изолированными образованиями, они определенным образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, представляется принципиально важным то обстоятельство, что о мере когнитивной сложности субъективного оценочного пространства следует судить как на основе степени дифференцированное конструктивной системы, так и на основе степени ее характера связей между конструктами [6,87с.].
Методика диагностики- «Метод репертуарных решеток».
-14-
Заключение
Рассмотрев когнитивные стили и их характеристику,можно сделать вывод,что когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения. Понятие стиля начинает применяться ко всем сферам психической активности. Многозначность термина «когнитивный стиль» обнаружила себя в разнообразии тех явлений, которые подводились под это понятие. Именно поэтому,изучение когнитивных стилей,будет продолжаться ещё на протяжении многих лет.
-15-
Список литературы
Интернет-ресурсы:
ru.wikipedia.org
-16-