Характеристика когнитивных стилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:35, реферат

Описание работы

Одной из главных проблем психологии является проблема индивидуальных психических различий между людьми. Понятия и подходы, позволявшие выявить и описать механизмы индивидуальной специфики психической деятельности,вызывали особый интерес в научном психологическом сообществе.
Неудивительно, что появление понятия «стиль» в системе психологи-ческих категорий вызвало своего рода профессиональный интерес, связан-ный с ростом надежд на углубление знаний о природе человеческого интеллекта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..3

1.Когнитивная психология …………........................………….….……...5
2. Когнитивные стили,классификация…………………………….……..6
3.Характеристика когнитивных стилей………................................……..8
3.1. Полезависимость/поленезависимость.
3.2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности.
3.3. Узость/широта категории.
3.4. Ригидный/гибкий познавательный контроль.
3.5. Толерантность к нереалистическому опыту.
3.6. Фокусирующий/сканирующий контроль.
3.7. Сглаживание/заострение.
3.8. Импульсивность/рефлективность.
3.9. Конкретная/абстрактная концептуализация.
3.10. Когнитивная простота/сложность.

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы…………………………...................…....……….....16

Файлы: 1 файл

когнитивные стили.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

По мнению Ч. Носала, этот когнитивный стиль имеет вид процедуры просматривания воспринимаемого поля, реализующейся в двух основных формах: 1) просматривание в соответствии с некоторым заданным критерием; 2) просматривание в условиях неопределенного критерия. Именно эти две формы сканирования нашли свое отражение в методиках диагностики данного когнитивного стиля [6,74с.].

 

-11-

3.7 Сглаживание/заострение

 

Индивидуальные различия, зафиксированные в этом когнитивном  стиле, имеют отношение к особенностям хранения в памяти запоминаемого материала. У «сглаживателей» сохранение деталей, выпадением тех или иных фрагментов. Напротив, в памяти «заострителей» происходит выделение, подчеркивание специфических деталей запоминаемого материала.Впоследствии специально подчеркивалось, что данный стилевой параметр обнаруживает себя в условиях восприятия и запоминания последовательности стимулов, характеризуя, таким образом, чувствительность испытуемых к постепенно нарастающим различиям в ряду воспринимаемых воздействий [6,78с.].

Методика диагностики- «Оценка последовательности квадратов».

 

3.8 Импульсивность/рефлективность

 

Данный когнитивный  стиль, в соответствии с первоначальным предположением Дж. Кагана, характеризует индивидуальные различия в склонности принимать решения быстро либо медленно. Импульсивные испытуемые склонны быстро реагировать в ситуации множественного выбора, при этом гипотезы выдвигаются без анализа всех возможных альтернатив. Для рефлективных испытуемых характерен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов  [6,79с.].

Методика диагностики- «Сравнение похожих рисунков».

 

3.9 Конкретная/абстрактная концептуализация

 

О. Харви, Д. Хаит и Г. Шродер проанализировали индивидуальные особенности понятийной сферы, связанные с различиями в степени ее конкрет

-12-

 

ности/абстрактности. В  основе конкретности/абстрактности  лежат такие психологические процессы, как дифференциация и интеграция понятий.Для «конкретных » индивидуумов типичны следующие психологические качества: склонность к черно-белому мышлению, зависимость от статуса и авторитета, нетерпимость к неопределенности, стереотипность решений, ситуативный характер поведения, меньшая способность мыслить в терминах гипотетических ситуаций и т. д. Напротив, полюс «абстрактной концептуализации» предполагает как высокую дифференциацию, так и высокую интеграцию понятий. Соответственно, для «абстрактных» индивидуумов характерна свобода от непосредственных свойств ситуации, ориентация на внутренний опыт в объяснении физического и социального мира, склонность к риску, независимость, гибкость, креативность и т. д.

В ходе онтогенетического  развития происходит увеличение абстрактности индивидуальной понятийной системы, что обусловливается ростом числа альтернативных схем для восприятия и анализа одного и того же объекта, уходом от стандартных оценок за счет увеличивающейся способности к внутренним преобразованиям и комбинациям понятий.[6,83с.].

Методики диагностики:

1.«Завершение предложений»

2.«Я верю,что...».

 

3.10 Когнитивная  простота/сложность

 

Человек понимает, интерпретирует, оценивает и прогнозирует действительность на основе определенным образом организованного субъективного опыта, представленного в виде системы личностных конструктов.

Конструкт — это биполярная субъективная шкала, реализующая одновременно две функции: обобщения и противопоставления в условиях оценки тех или других объектов. Примером могут служить конструкты «добродушный — злобный», «умный — глупый», «опасный — безопасный» и т. д.

 

-13-

При анализе особенностей организации субъективной системы  конструктов Келли уделял особое внимание такому качеству, как системность  конструктов. Конструкты не являются изолированными образованиями, они определенным образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, представляется принципиально важным то обстоятельство, что о мере когнитивной сложности субъективного оценочного пространства следует судить как на основе степени дифференцированное конструктивной системы, так и на основе степени ее характера связей между конструктами [6,87с.].

Методика диагностики- «Метод репертуарных решеток».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-14-

 

Заключение

 

Рассмотрев  когнитивные стили и их характеристику,можно сделать вывод,что когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения. Понятие стиля начинает применяться ко всем сферам психической активности. Многозначность термина «когнитивный стиль» обнаружила себя в разнообразии тех явлений, которые подводились под это понятие. Именно поэтому,изучение когнитивных стилей,будет продолжаться ещё на протяжении многих лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-15-

Список литературы

 

 

    1. Дружинин В.Н,Ушакова Д.В. Когнитивная психология - М.,2002.
    2. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий - М.: Планета детей, 1997.
    3. Либин А.В. Дифференциальная психология — М.,1999.
    4. Маклаков А.Г. Общая психология - Спб., «Питер», 2008.
    5. Солсо Р.Л.  Когнитивная психология, изд.6-е - Спб. , «Питер», 2006.
    6. Холодная М.А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума,изд.2-е - СПб. ,«Питер», 2004.
    7. Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? – Психологический журнал, 1996.

 Интернет-ресурсы:

ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-16-


Информация о работе Характеристика когнитивных стилей