Характеристика памяти, ее сущность, значение в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Память в узком смысле связана со способностью живых существ избирательно фиксировать те изменения, которые важны для активного приспособления к условиям жизни. В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Каждый организм обладает запасом двух видов информации: информация, накопленная в процессе эволюции того вида и закрепленная в безусловных рефлексах и инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти: видовая и индивидуальная память.

Содержание работы

1. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека.
2. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения».
3. Решить практические задачи.
4. –
5. Составить рекомендации по развитию мышления дощкольника.
6. Решить тест по теме «Деятельность».

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 64.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека.
  2. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения».
  3. Решить практические задачи.
  4. Составить рекомендации по развитию мышления дощкольника.
  5. Решить тест по теме «Деятельность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека.

 

Термин «память» может применяться в очень широком смысле к тем случаям, когда результат одного воздействия на объект затем проявляется в его взаимодействии с другими объектами.

В широком смысле память – это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.

Память в узком смысле связана со способностью живых существ избирательно фиксировать те изменения, которые важны для активного приспособления к условиям жизни. В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Каждый организм обладает запасом двух видов информации: информация, накопленная в процессе эволюции того вида и закрепленная в безусловных рефлексах и инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти: видовая и индивидуальная память.

Памятью, как способностью к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, обладают все животные, включая и простейшие организмы, у которых еще не появилась нервная система. Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева о происхождении психики, именно память является главным критерием возникновения психики в филогенезе. Но наиболее высокого уровня своего развитая память достигает у человека. Человек обладает такими возможностями памяти, равных которым нет ни у какого другого существа в мире.

Память пронизывает все стороны существования человека, проявляет себя в разных формах и на разных уровнях функционирования и имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Это основное условие психической жизни. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. Без памяти не было бы ни знаний, ни навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и общества. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Особо важную роль память играет в учебной деятельности, в процессе которой нужно усваивать большое количество разнообразной информации.

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Благодаря памяти, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. В то же время память выполняет и функцию «информационного фильтра» психики от воздействия бесчисленных раздражителей, запечатлевая и сохраняя лишь наиболее значимую для человека информацию. Эта функция памяти крайне полезно для организма: она позволяет освобождать систему от обработки тех стимулов, значение которых уже оценено, и тех стимулов, которые не являются значимыми для организма.

Для успешности трудовой, учебной и других форм индивидуальной деятельности человека имеют значение различные параметры памяти: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения».

 

Таблица 1. Виды воображения

Основание для классификации

Виды

воображения

Характеристика

1. Степень активности и волевого контроля

а) Произвольное, или преднамеренное, или активное

Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

б) Непроизвольное, или непреднамеренное, или пассивное

Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

2. Продукт воображения и степень  его оригинальности

а) Воссоздающее, или репродуктивное

Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы.

Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности.

б) Творческое, или продуктивное

Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность. 


 

 

Схема «Способы создания образов воображения»

 

 

 

3. Решить практические задачи

 

1) Определите, какой тип темперамента соответствует суждениям, характеризующим особенности трудовой деятельности. Обоснуйте каждый ответ.

 

1. Сангвиники. Они подвижны, активны, открыты, легко сходятся с новыми  людьми, быстро привыкают к новым требованиям и обстановке. Для поддержания высокого уровня активности они нуждаются в постоянном притоке новых впечатлений, поэтому для представителей этого типа темперамента хорошо подходит работа, связанная с постоянными командировками, перемещениями.

2. Флегматики. Они медлительны, малоподвижны, инертны, усидчивы, вдумчивы, скрупулезны, стремятся доводить все начатое до конца.

3. Меланхолики и флегматики. И  те, и другие наиболее успешно  работают в спокойной обстановке  и наиболее эффективны при  работе в одиночестве. Им лучше  всего подходит работа, которая  требует внимания, умения вникнуть  и проработать мельчайшие детали  и которая не требует быстрой  реакции и частой перемены  видов деятельности.

4. Меланхолики. Эта деятельность требует большого напряжения и связана с неожиданностями и осложнениями, поэтому меланхоликам она противопоказана из-за чрезмерно высокой чувствительности их нервной системы к внешним раздражителям и неуравновешенности. У меланхолика реакции замедленны, что может привести к потере концентрации, внимания и, как следствие, чрезвычайным ситуациям.

5. Флегматики. Они скрупулезны, внимательны к деталям, стремятся доводить все начатое до конца, склонны придерживаться раз и навсегда установленного графика, порядка работы, следования стереотипному поведению, отличаются терпеливостью, выдержкой, самообладанием, работоспособностью.

6. Наиболее высокий темп реакции  встречается у холериков и  сангвиников, поэтому в профессиях, требующих высокого темпа реакции (диспетчер аэропорта, летчики-испытатели) работодатели отдадут предпочтение именно им.

 

2) Дайте прогноз  поведения людей, обладающих различными  типами темперамента, в следующих  ситуациях.

 

1. При выполнении расчета на  компьютере у программиста неожиданно  происходит сбой в программе.

Если он является холериком, то он всеми возможными способами отреагирует свои отрицательные эмоции. Затем приступит к восстановлению работы компьютера, и если расчеты удастся быстро восстановить, то он постарается закончить их в максимально короткие сроки, если нет – то он, вероятно, надолго потеряет интерес к этой работе и вернется к ней с неохотой.

Сангвиник отнесется к этой ситуации с юмором, т.к. она вносит какую-то новизну в рутинную работу. Он активно будет восстанавливать работу компьютера и расчеты.

Флегматик отнесется к этой неприятности внешне спокойно, но внутренне он плохо переносит непредвиденные ситуации. Однако вероятность того, что эти данные безвозвратно утрачены в случае с флегматиком гораздо ниже, чем с холериком, т.к. флегматик наверняка на случай подобной ситуации делал резервные копии и теперь начнет спокойно приступить к работе.

Меланхолику эта ситуация испортит настроение. Он будет жаловаться окружающим на несправедливость судьбы и, вероятно, надолго потеряет интерес к этой работе, будет продолжать ее с неохотой.

 

2. Происходит опоздание на назначенную  встречу из-за поломки автобуса.

Сангвиник будет реагировать оживленно и возможно с юмором.

Холерик будет возмущаться, открыто выражать гнев, раздражение.

Флегматик будет внешне спокоен и сдержан в чувствах и мимике, но внутренне расстроится, т.к. не любит, когда ситуация отходит от намеченного плана.

Меланхолик расстроится, огорчится.

 

3. Поздно ночью раздается ошибочный телефонный звонок.

Сангвиник будет реагировать оживленно и возможно с юмором.

Холерик будет возмущаться, открыто выражать гнев, раздражение, но потом быстро забудет об инциденте.

Флегматик будет внешне спокоен и сдержан в чувствах и мимике, но внутренне расстроится, т.к. не любит, когда ситуация отходит от намеченного плана.

Меланхолик расстроится, огорчится, долго не сможет уснуть, будет длительное время помнить об этом.

 

4. В столовой нечаянно пролили чай на одежду.

Сангвиник будет реагировать оживленно и возможно с юмором.

Холерик будет возмущаться, открыто выражать гнев, раздражение, но потом быстро забудет об инциденте.

Флегматик будет внешне спокоен и сдержан в чувствах и мимике, но внутренне расстроится, т.к. не любит, когда ситуация отходит от намеченного плана.

Меланхолик расстроится, огорчится, будет долго помнить об этом, жалеть испорченную вещь.

 

5. Преподаватель поручил студентам  написать реферат по сложной  теме.

Холерик попытается выполнить задание преподавателя сразу же – быстро и «наскоком», но если поймет, что сделать это не удастся в кратчайшие сроки, то он может потерять к этому интерес и повторно взяться за выполнение этой работы лишь в самый последний момент.

Сангвиник сразу же возьмется за написание реферата. Если тема реферата сангвинику интересна, он может активно и творчески подходить к выполнению задания. Но если тема реферата слишком сложна и сангвинику лично она не очень интересна, то у него возможна тенденция к упрощению задания, к более поверхностному ее пониманию – с тем, чтобы как можно быстрее «отделаться».

Меланхолик расстроится, огорчится и будет выражать это своим поведением (ворчанием, жалобами, упреками и пр.).

Флегматик вдумчиво, эмоционально сдержанно и методично приступит к выполнению работы: составить план, подберет литературу, определит наиболее эффективный способ выполнения задания, требующий минимального расхода энергии, и все отведенное преподавателем на выполнение этой работы время будет методично ее выполнять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Составить рекомендации по развитию мышления дошкольника.

 

Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно овладевал умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня сознания и специально им обучить. 

1. Включайте задания на: сравнение предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними.

2. Классификацию, обобщение предметов по общим признакам.

3. Нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

4. Складывание целого из частей (разрезные картинки).

5. Последовательное раскладывание  картинок и составление рассказа по ним.

6. Осознание закономерностей (рассмотреть и продолжить орнамент);

7. Использовать задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

8. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

9. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей. 

10. В целях развития речевого мышления (у средних и старших дошкольников): после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои; развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану, заданной теме; учите детей доказывать своё мнение, выражать его.

Информация о работе Характеристика памяти, ее сущность, значение в жизни человека