Характеристика педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:11, доклад

Описание работы

В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения. Но процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором, стимулирующим активность школьников в учении. Оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю, и эмоции личности и ведут ее к общему развитию. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующее - мотивационных факторов, активно содействующих обучению.

Файлы: 1 файл

Характеристика педагогического процесса.docx

— 14.61 Кб (Скачать файл)

Характеристика педагогического  процесса

Синонимом термина педагогический процесс  является учебно-воспитательный процесс - совокупность урочных занятий, внеклассной  и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим  коллективами по единому плану.

Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому  является органическим единством процессов  обучения, воспитания, образования  и развития.

Охарактеризовать  отличия процессов обучения и  воспитания не столь просто, так  как в реальном педагогическом процессе, прежде всего, бросается в глаза  их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс  воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Если сравнить основные задачи процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в  единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс  обучения вносит особый вклад в образовательную  функцию, а процесс воспитания - в  воспитательную. Оба процесса являются исходной основой для осуществления  развивающей функции обучения. Расширяя тезис Л. С. Выготского о том, что  обучение идет впереди развития, можно  сказать, что развитие создает благоприятные  предпосылки для более успешного  обучения и воспитания на последующих  этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определенные доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.

В содержании воспитания превалирует  формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения. Но процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором, стимулирующим активность школьников в учении.

Оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю, и эмоции личности и ведут ее к общему развитию. Но первый из них преимущественно  влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную  сферы. Благодаря этому процесс  воспитания выступает в роли одного из стимулирующее - мотивационных факторов, активно содействующих обучению.

Доминирующая  функция процесса обучения - обучение,

воспитания  -воспитание и т.д. Каждый процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Педагогическая  теория сделала прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных  компонентов, такое представление  позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом.

 Основные компоненты педагогического  процесса

Педагогический  процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые  при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

Деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще процессуальным, организационным или организационно-управленческим.

Результативный компонент процесса отражают эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.

В педагогическом процессе, как системе  воедино слиты процессы формирования развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями. Формами и  методами их протекания. Б.Т. Лихачев  выделил семь компонентов:

- Целенаправленная педагогическая  деятельность

- Обучающейся, как субъект и объект педагогического процесса

- Содержание педагогического процесса

- Основы знаний умений навыков  в области производства и производительности  труда

- Педагогическая диагностика

- Критерии эффективности педагогического  процесса

- Организация взаимодействия с  общественной и природной средой

Педагогический  процесс в отечественной системе  образования имеет определенную направленность, которая формирует  из потребности развития нашего общества и необходимости подготовки управленцев  нового типа. Исходя, из этого можно  выделить главную цель педагогического  процесса - всестороннее развитие личности. Направленность учебно-воспитательного  процесса определяет более частные  цели и задачи обучения и развития обучающихся, а так же его содержания. Цели и содержания составляют важнейший целевой компонент педагогического процесса.

М.А. Данилов отметил педагогический процесс это внутренне связанная  совокупность процессов суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей ее многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность. В его культуру и нравственный облик, в его способности привычки характер. Таким образом, в педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека. А целостность педагогического процесса в образовательных учреждениях достигается органическим единством процессов обучении, воспитания и формирования и развития.


Информация о работе Характеристика педагогического процесса