Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:11, доклад
В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения. Но процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором, стимулирующим активность школьников в учении. Оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю, и эмоции личности и ведут ее к общему развитию. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующее - мотивационных факторов, активно содействующих обучению.
Характеристика
Синонимом термина педагогический процесс является учебно-воспитательный процесс - совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану.
Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития.
Охарактеризовать
отличия процессов обучения и
воспитания не столь просто, так
как в реальном педагогическом процессе,
прежде всего, бросается в глаза
их общность: процесс обучения осуществляет
функцию воспитания, а процесс
воспитания невозможен без обучения
воспитуемых. Если сравнить основные задачи
процессов обучения и воспитания,
то в первую очередь надо отметить,
что оба они реализуют в
единстве три основные функции - образовательную,
воспитательную и развивающую. Но процесс
обучения вносит особый вклад в образовательную
функцию, а процесс воспитания - в
воспитательную. Оба процесса являются
исходной основой для осуществления
развивающей функции обучения. Расширяя
тезис Л. С. Выготского о том, что
обучение идет впереди развития, можно
сказать, что развитие создает благоприятные
предпосылки для более
В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения. Но процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором, стимулирующим активность школьников в учении.
Оба
процесса одновременно влияют на сознание,
деятельность, отношения, волю, и эмоции
личности и ведут ее к общему развитию.
Но первый из них преимущественно
влияет на интеллектуальную, а второй
на мотивационную и действенно-
Доминирующая функция процесса обучения - обучение,
воспитания -воспитание и т.д. Каждый процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.
Педагогическая
теория сделала прогрессивный шаг,
научившись представлять педагогический
процесс как динамическую систему.
Помимо четкого выделения составных
компонентов, такое представление
позволяет анализировать
Основные компоненты
Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
Деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще процессуальным, организационным или организационно-управленческим.
Результативный компонент процесса отражают эффективность его протекания, характеризует достигнутые результаты в соответствии с поставленной целью.
В педагогическом процессе, как системе воедино слиты процессы формирования развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями. Формами и методами их протекания. Б.Т. Лихачев выделил семь компонентов:
-
Целенаправленная
- Обучающейся, как субъект и объект педагогического процесса
-
Содержание педагогического
-
Основы знаний умений навыков
в области производства и
- Педагогическая диагностика
-
Критерии эффективности
-
Организация взаимодействия с
общественной и природной
Педагогический
процесс в отечественной
М.А.
Данилов отметил педагогический
процесс это внутренне