Характеристика психологического механизма комплекса неполноценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека. Человек с комплексом неполноценности обладает массой гнетущих чувств: воспринимает себя мелким, никчемным, неспособным жить самостоятельно, ощущает себя ущербным, ущемленным и ущемляемым.
Первым исследовал и описал комплекс неполноценности венский психоаналитик Альфред Адлер. Он разделяет понятия чувства и комплекса неполноценности. С точки зрения А. Адлера, чувство неполноценности – непременный атрибут каждого человека, который «не является психическим расстройством, но, напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие».

Файлы: 1 файл

Теория личности.docx

— 18.82 Кб (Скачать файл)

Характеристика  психологического механизма комплекса  неполноценности

  Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности существенно влияет на самочувствие и поведение человека. Человек с комплексом неполноценности обладает массой гнетущих чувств: воспринимает себя мелким, никчемным, неспособным жить самостоятельно, ощущает себя ущербным, ущемленным и ущемляемым.

  Первым исследовал и описал комплекс неполноценности венский психоаналитик Альфред Адлер. Он разделяет понятия чувства и комплекса неполноценности. С точки зрения А. Адлера, чувство неполноценности – непременный атрибут каждого человека, который «не является психическим расстройством, но, напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие». А вот комплекс неполноценности «отражает, прежде всего, преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству».

  Так  как среди моих знакомых нет  людей с ярко-выраженным комплексом  неполноценности, в качестве примера  я решила использовать героя  короткометражного фильма «Такой  же». 

  Он - маленький человек, влюбленный мужчина, стремящийся к облакам, который готов пойти на всё, лишь бы быть нормального роста. Он готов на жертвы. Готов даже на убийство, он готов пришить себе ноги соседа, которому завидует в красоте и статности. Как бы ни старался главный герой этого жутковатого кино стать кем-то другим, попытки эти выглядят со стороны несуразно и дико. Речь о большом комплексе, о желании быть «высоким и красивым». Но, как говорится, на чужих ногах далеко не уйдёшь. И в прямом, и в переносном смысле.

  Фильм  длится всего 10 минут. За это  время режиссёр успел показать  очень многое. Герой влюблен в девушку, но боится к ней подойти, заговорить с ней. Он лишь подглядывает за ней через вентиляционный люк. Парень завидует и ненавидит своего соседа за то, что у того есть то, чего нет  у него самого – высокий рост.

  Хорошо  раскрывает комплекс главного  героя фрагмент фильма, где ему  снится сон. Большой комплекс  физических недостатков. Во сне  он бежит к девушке, в которую влюблен. И вот когда он почти приблизился к ней – он падает. Ноги парня превратились в огромный рыбий хвост, и он не может передвигаться. А его любимую уводит ненавистный сосед. Таким образом, можно понять, что парень видит корень всех своих проблем в своем росте. Именно короткие ноги, по его мнению, мешают в достижении всех целей.

  На  примере этого героя можно  привести несколько симптомов  комплекса неполноценности:

  1. Отчужденность и самоизоляция. Парень старается не выходить из своей квартиры, ни с кем не контактировать, следит за окружающими через дверной глазок либо через вентиляционный люк.
  2. Неуверенность в себе. Считает себя недостойным общества прекрасной девушки и даже ненавистного парня соседа. Боится подойти, заговорить, боится быть отвергнутым, осмеянным.
  3. Избегание конкуренции. Считает, что недостаточно хорош, чтобы конкурировать с кем-либо, в данном случае с высоким и статным соседом.
  4. Постоянное психическое напряжение. На протяжении  фильма герой постоянно напряжен, чем-то озадачен, озабочен, его что-то сильно волнует, он переживает и нервничает. Постоянно суетится, сопровождая свои действия бурными эмоциями. Все это связано, в первую очередь, с его комплексом маленького роста.
  5. Сравнение себя с другими. Герой сравнивает себя с высоким соседом, находит себя намного хуже его и за это ненавидит парня.

  На примерах из фильма  можно выделить несколько защитных  функций:

  1. Сублимация. Выражается в том, что герой, испытывающий душевный конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на какое-либо занятие, в нашем примере – уход за рыбкой, прибивание номера на дверь квартиры. Он переключает отрицательную психическую энергию на занятия социально-полезным трудом.
  2. Рационализация. Попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации, поиск рационального оправдания. Правда, какое может быть рациональное оправдание убийству соседа?...
  3. Примитивная изоляция. Для героя фильма «Такой же» защитный механизм ухода от взаимодействия с реальностью был самым надежным. От внешнего мира его скрывала дверь квартиры.
  4. Вымещение. Свою злобу на соседа герой вымещает на аквариумной рыбке. С ненавистью и злостью он кидает аквариум на пол и оставляет рыбу умирать на полу.
  5. Компенсация. Проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека. В поведении героя усилия, затрачиваемые на компенсацию, оказываются неадекватно большими - это уже называется гиперкомпенсация. Парень отрезает соседу ноги и пришивает их себе, чтоб компенсировать свой физический недостаток.

  Таким  образом, пример главного героя фильма «Такой же» отлично показывает зрителю комплекс физической неполноценности.


Информация о работе Характеристика психологического механизма комплекса неполноценности