Характеристика руководителя и лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 02:44, реферат

Описание работы

Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или о выполнении задачи - все отражает стиль руководства. Исследование типов руководителей и эффективности руководства, проведенные психологами и социологами, позволили выявить три наиболее часто встречающиеся стили руководства - это авторитарный или автократический, демократический и либеральный.

Файлы: 1 файл

Гвоздева ОА_.docx

— 23.72 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

За качество разработки и успех  воплощения в жизнь принятой в  организации стратегии управления основную ответственность несёт  непосредственно менеджер.

Человеческий фактор в фирмах все  больше и больше становится интеллектуальным дополнением к технологии и современной  организации различной деятельности. Хорошее настроение работников, прежде всего, зависит от общения в коллективе, в частности, общения с руководителем. И эффект от этого общения будет  выше, если руководитель в зависимости  от условий работы, обстоятельств  применяет определенный стиль руководства.

Стиль руководства в контексте  управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению  к подчиненным, чтобы оказать  на них влияние и побудить их к  достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о человеческих отношениях или о выполнении задачи - все  отражает стиль руководства. Исследование типов руководителей и эффективности  руководства, проведенные психологами  и социологами, позволили выявить  три наиболее часто встречающиеся  стили руководства - это авторитарный или автократический, демократический  и либеральный.

Руководители должны признавать, что  каждый работник представляет собой  личность с индивидуальными переживаниями, запросами, способностями. Поэтому  крайне важно выработать наиболее эффективный  стиль управления людьми для улучшения  взаимопонимания и общения в  коллективе сотрудников.

 

Профессионально важные качества руководителя (менеджера)

 

Руководитель 

слайд

В обязанности менеджера входят:

слайд

Он должен уметь мыслить стратегически, владеть навыками интуитивного мышления, принимая быстрые и правильные решения  в условиях неполной информации. Добиться этого невозможно, не имея широкого кругозора, прочных профессиональных знаний, без понимания роли самообучения и естественного (без принуждения) обращения к нему. Важны также способности быстро перерабатывать поступающую информацию, видеть и выделять существенное в том, чего не замечают другие, эффективно и наименьшими затратами идти к реализации поставленной цели, находить простые решения сложных проблем.

Менеджеру необходим дар предвидения, позволяющий чувствовать новое, точно прогнозировать наиболее характерные  тенденции развития деловой ситуации. Способность к риску - один из главных  критериев в оценке профессиональной пригодности менеджера. Причем имеется  в виду умение находить необходимые  решения в условиях большой степени  риска. Он должен не бояться рисковать, не утрачивая при этом реализма и  при необходимости открыто признавая  допущенные ошибки.

Чтобы быть признанным лидером в  коллективе, менеджер должен проявлять  стремление к сотрудничеству, коммуникабельности (навыки социального взаимодействия), сочувствие и уважение к своим  подчиненным, желание и готовность прийти к ним на помощь. Вместе с  тем он должен быть способен к принятию подчас жестких, непопулярных, но оправданных  по ситуации решений.

Менеджер не может рассчитывать на успех в своей профессиональной деятельности, если ему не присуща  уверенность в себе, т.е. обоснованная вера в свои способности выполнить  стоящие перед ним задачи. Уверенный  в себе менеджер опирается на самоконтроль и критически относится к своей  личности, беспристрастно оценивая свои возможности и поведение, выявляет собственные недостатки и ошибки, анализирует их причины и принимает  меры к их устранению.

Не умеющий владеть собой  человек характеризуется неуравновешенностью, вспыльчивостью, возбудимостью, склонностью  к совершению импульсивных поступков, принятию необдуманных решений. Поэтому  трудно переоценить значение самообладания, стрессоустойчивости для менеджера, от которого нередко в процессе работы требуется быстро перестраиваться  в новой обстановке, переносить регулярные эмоциональные нагрузки и при  этом сохранять хладнокровие, не показывать сотрудникам раздражения.

Авторитет менеджера среди подчиненных  во многом основан на том, насколько  он сам способен руководствоваться  в своей деятельности чувством профессионального  долга и ответственности, следовать  сказанному им слову и выполнять  обещания.

Требования к руководителю в  современных компаниях:

слайд

2. Характеристика руководителя  и лидера

 

Властные отношения составляют важный аспект функционирования социальных организаций. Не случайно бытует мнение о том, что выбор места работы надо начинать с выбора руководителя. Поскольку в любой организации  складываются формальные и неформальные отношения, правомерно говорить и о  двух типах лидеров: формальном и. неформальном. Формальный лидер в литературе и  реальной практике называется руководителем. Его роль заранее определена инструкциями и обязанностями, функциями и  властными полномочиями.

В системе неформальных отношений  рано или поздно также стихийно выделяется неформальный руководитель, обычно называемый лидером. Он выделяется из числа окружающих его людей, в сущности равных или  близких по статусу. И если неформальный лидер пытается применить какие-нибудь санкции, то они также носят формальный характер, так как нигде не зафиксированы. И как, бы ни стремился человек  стать лидером, он никогда им не станет, если окружающие не будут воспринимать его как лидера. Руководитель же часто назначается на свою должность  независимо от того, считают его  подчиненные достойным этой роли или нет. Следовательно, феномен  руководства есть социальный феномен, а феномен лидерства — психологический.

Вместе с тем между этими  феноменами много общего, а именно:

• оба они являются средством  координации, упорядочения отношений  внутри организации, средством управления ими;

• оба реализуют процессы социального  влияния в коллективе;

• обоим присуща известная субординация отношений.

Это сходство функций часто приводит к тому, что лидерство способно переходить в руководство, а руководитель — становиться лидером (формальным и неформальным), что значительно  повышает эффективность руководства  в целом.

Существует различие между «формальным» лидерством — когда влияние исходит  из официального положения в организации, и «естественным» лидерством — когда  влияние исходит из признания  другими личного превосходства  лидера.

Личностные качества, присущие лидеру, могут быть следующие:

а) интеллигентность в вербальном и символическом плане;

б) инициативность;

в) уверенность в себе — благоприятная  самооценка;

г) привязанность к сотрудникам;

д) решительность: мужественность (у  мужчин) и женственность (у женщин);

е) зрелость;

ж) мотивационные способности;

з) одаренность, стремление к знаниям;

и) умение мобилизовать и сплотить людей вокруг себя для достижения поставленной цели;

к) умение формулировать четко цели и задачи и т.д.

Можно выделить следующие виды руководителей, опираясь на ряд предыдущих категорий:

1. Обаятельный-авторитетный.  Обаятельный  руководитель пользуется симпатией,  даже любовью подчиненных; его  природное обаяние вдохновляет  окружающих людей. Авторитетный  руководитель опирается на свои  знания, способности, хладнокровие, спокойствие, проявляя аналитический  подход к решению проблем;

2. Лидер «с воображением», «душевный»  — лидер-контролер, манипулятор.  Лидер с воображением, творческой  фантазией, дающий реализовать  возможности подчиненных, способен  вносить инициативы, вдохновлять  свою группу, проявляя участие  в делах своих подчиненных. 

Оптимальным считается интегрированный  тип лидера, в котором сочетаются особенности трех и более охарактеризованных здесь типов. Итак, необходимость  выработки определенного стиля  руководства — это манера поведения  руководителя по отношению к своим  подчиненным.

3. Стили руководства

 

В руководстве выделяют и определенные стили: существуют авторитарный, либеральный  и демократические стили управления.

 

слайды

 

Авторитарный стиль управления имеет разновидности:

- диктаторский стиль (менеджер  все решает сам, сотрудники  исполняют под угрозой санкций);

- автократический (менеджер имеет  в своем распоряжении обширный  аппарат власти);

- бюрократический (авторитет менеджера  покоится на формальных иерархических  положениях системы);

- патриархальный (менеджер имеет  авторитет «главы семьи», сотрудники  неограниченно ему доверяют);

- благосклонный (менеджер использует  свои неповторимые личные качества  и пользуется высоким авторитетом,  сотрудники поэтому следят за  его решениями).

Сопричастный или демократический  стиль тоже имеет варианты:

- коммуникационный стиль (менеджер  затрудняется в принятии решения  и информирует сотрудников, последние  задают вопросы, высказывают свое  мнение, однако в конце концов  должны следовать указаниям менеджера);

- консультативный стиль управления (то же самое, но решения  принимаются совместно совещательно);

- совместное решение (менеджер  выдвигает проблему, указывает ограничения,  сотрудники сами принимают решение,  менеджер сохраняет право вето).

На самом деле наиболее подходящий стиль руководства — это разумное сочетание демократии с авторитаризмом. Оно зависит от качеств руководителя (образования, квалификации, личностных качеств и т.д.) и от существующих обстоятельств.

4. Эффективное руководство

Руководство людьми — это большое  искусство. Различия в навыках эффективного руководства различными менеджерами  можно представить следующим  образом:

Слабое умение руководить – менеджер не принимает во внимание того, что  лежит в основе поведения подчиненных; избегает действий, связанных с наказанием; следует устаревшему стилю руководства; не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей  роли; вызывает отрицательное отношение  окружающих; не стремится к ясности; оставляет работу подчиненных на самотек; терпит посредственность недостаточно системно подходит к анализу работы; мало делегирует полномочий; обладает излишне негативным стилем; пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных; часто не справляется  с трудными людьми; не защищает собственную  группу.

Высокие навыки руководства –  менеджер учитывает то, что лежит  в основе поведения подчиненных; если, это требуется, наводит порядок; приспосабливает стиль руководства  к переменам в обществе; понимает, что воздействует на выполнение им своей роли; вызывает добрые отношения с окружающими; отдает четкие указания; регулярно анализирует работу подчиненных; поощряет наилучшие примеры; системно подходит к анализу работы; квалифицированно передает полномочия; избегает слишком частого применения негативного подкрепления; создает позитивную обратную связь; устанавливает приемлемые отношения с приемлемыми людьми; защищает свою группу, если возникает угроза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение того или иного стиля  руководства, а также его результаты зависят от многих факторов. Это, прежде всего полное овладение одним  из стилей руководства, предрасположенность  коллектива к восприятию порой навязанного  ему сверху стиля управления и  руководства. При освоении науки  управления очень важно избежать ошибок. Анализ деятельности руководителей  разного уровня и различных предприятий  позволил специалистам выявить наиболее частые ошибки, допускаемые менеджерами. Десять основных ошибок в управлении персоналом па предприятии можно  сформулировать следующим образом: стремление все делать самому; склонность давать возможность делам идти своим  чередом; предубежденность против определенных работников; застывшие, схематичные  или доктринерские установки; излишняя восприимчивость к иному, в том  числе критическому, мнению; самоудовлетворенность  или заносчивость; невосприимчивость  к предложениям сотрудников; очевидное  неуважение личности сотрудника, например допустимость критики при других; явное недоверие к сотрудникам; недостаточная последовательность в действиях.

И наоборот, опыт преуспевающих предприятий  показал, что руководители этих предприятий  в значительно большей степени: ценят знание дела; относятся к  людям как к равным; вознаграждают  справедливо; обнаруживают ошибки объективно; надежны и лояльны; выслушивают  мнения, отличающиеся от своих; ценят  прогресс; имеют авторитет знатоков дела; лишены предвзятости; переносят  критику; способны к изменению, чем  начальники малоуспешных предприятий.

Стиль управления или руководства  — важнейший фактор в менеджменте  на предприятии. Правильно определенный и успешно применяемый стиль  позволяет наиболее успешно использовать потенциал всех сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы многие фирмы уделяют этому вопросу столь существенное внимание.

Информация о работе Характеристика руководителя и лидера