Характеристика социальной ситуации развития в ранней юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 22:12, доклад

Описание работы

Новый возрастной период - ранняя юность (15-17 лет) - считают третьим миром, который существует между детством и взрослостью. В настоящее время старшеклассник оказывается на пороге реальной взрослой жизни и смотрит на настоящее с позиции будущего, ищет смысл своей жизни. Если рассматривать развитие только как изменение психических функций, то все основные новообразования уже закончились в подростковом возрасте, закрепляясь и совершенствуясь в старшеклассника. Поэтому некоторые авторы рассматривают раннюю юность как период завершения новообразований, возникших в подростковом возрасте. 1 этот период с 11 - 12 до 17-18 лет называют подростковым.

Файлы: 1 файл

Ранняя юность.docx

— 22.96 Кб (Скачать файл)

Характеристика социальной ситуации развития в ранней юности

Новый возрастной период - ранняя юность (15-17 лет) - считают третьим миром, который  существует между детством и взрослостью. В настоящее время старшеклассник оказывается на пороге реальной взрослой жизни и смотрит на настоящее  с позиции будущего, ищет смысл  своей жизни. Если рассматривать  развитие только как изменение психических  функций, то все основные новообразования  уже закончились в подростковом возрасте, закрепляясь и совершенствуясь  в старшеклассника. Поэтому некоторые  авторы рассматривают раннюю юность как период завершения новообразований, возникших в подростковом возрасте. 1 этот период с 11 - 12 до 17-18 лет называют подростковым.

Но  рассматривать развитие старшеклассника таким образом было бы ошибочно. Каждый возрастной период важен сам по себе в жизни отдельного человека. Независимо от связи с другими возрастными периодами. Ведь только с присущей этому возрасту социальной ситуацией развития происходят довольно существенные изменения личности.

Новая социальная позиция старшеклассника  изменяет для него значимость учения. По сравнению с подростками интерес  к учебе у них повышается. Это  связано с тем, что складывается новая мотивационная структура  учения. Доминирующее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной  жизни. Эти мотивы получают личностный смысл и становятся действующими. Старшеклассники, для которых главной  является учебно-профессиональная деятельность, начинают рассматривать обучение как  необходимую базу, предпосылку будущей  профессиональной деятельности. Именно в старшем школьном возрасте проявляется  сознательное положительное отношение  к учебе. их интересуют преимущественно те предметы, которые потребуются в дальнейшей жизни, их снова начинает волновать успешность обучения. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужных" предметов, отказ от пренебрежительного отношения к оценкам, присущей подросткам.

Заканчивая  школу, старшеклассники должны быть психологически готовыми к взрослой жизни. Понятие "психологической готовности" предусматривает в данном случае наличие потребностей и способностей, которые позволяют выпускнику школы наиболее полно реализовать себя в профессиональной деятельности, общественной жизни, будущей семейной жизни. Прежде всего, это потребность в общении с другими людьми, потребность и способность творчески работать, во-вторых, умение теоретически мыслить, ориентироваться в разнообразных событиях, происходящих в современном мире, выступает в форме научного, теоретического мировоззрения, в-третьих, наличие развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается сознательное и критическое отношение к себе.

Сформировавшись, эти качества образуют психологическую  базу для социального и личностного  самоопределения школьников - центрального новообразование раннего юношеского возраста.

Главной особенностью этого периода является потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, выбрать  профессию, осознать себя членом общества, выработать мировоззрение, выбрать  свой жизненный путь.

Психологические новообразования ранней юности

Старший школьник находится  на пороге вступления в самостоятельную  трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального  и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать (волнуют ли?) многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать  настоящим человеком и многие другие.

Психологи, изучающие вопросы  формирования личности на данном этапе  онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью  личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится  в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Юноша (девушка) стремится  занять внутреннюю позицию взрослого  человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в  мире, т.е. понять себя и свои возможности  наряду с пониманием своего места  и назначения в жизни.

Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение  как основное психологическое новообразование  раннего юношеского возраста, поскольку  именно в самоопределении заключается  то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует  социальную ситуацию развития, в которой  происходит формирование личности в  этот период.

 

IV. Старшее подростничество (ранняя юность) (15-17 л.): 
Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная. Главное новообразование этого периода – собственное мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты, идеалы.

В психологических  периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником,  учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности.

Другие психологи  говорят о профессиональном самоопределении  как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что  к моменту окончания школы  о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы  на будущее, не реализованные еще  в действительности. В старших  классах формируется психологическая  готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные  в своем формировании психологические  структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований й механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Содержание психологической  готовности к самоопределению :

— сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

—  развитость потребностей,   обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

—   становление  предпосылок индивидуальности  как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Большинство исследователей рассматривают профессиональное самоопределение  как процесс, развернутый во времени. Профессиональное самоопределение  — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение  задач общества и формирование индивидуального  стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения  устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

Профессиональное  самоопределение нельзя рассматривать  как некоторый «стоп-кадр» процесса развития. Сделанный профессиональный выбор не сужает возможности: приобретаемый  на избранном пути опыт изменяет картину  дальнейших возможностей выбора человека и направление его дальнейшего  развития, открывает для него новый, ранее недоступный мир.

В раннем юношеском  возрасте профессиональное самоопределение  составляет важный момент личностного  самоопределения, но не исчерпывает  его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения  в общество. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее  определенной социальной позиции.

В современном понимании  профессиональное самоопределение  рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный  процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понимании  профессиональное самоопределение  — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается  как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального  развития личности.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления  о ряде профессий. Информированность  о профессии, учет позиции близких  людей, личные склонности и способности  оказывают влияние на профессиональное самоопределение молодых людей. Чем старше юноша, тем настоятельнее  необходимость выбора.

Решение о выборе профессии принимается в течение  нескольких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и  средства. Первичный выбор, совершаемый  на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления  о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей. По мере интеллектуального развития подросток  или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях —  стадия пробного выбора (до 16—19 лет). Постепенно фокус его внимания сдвигается с  субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического  выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта  между способностями, ценностями и  объективными условиями реального  мира.

Опыт изучения проблемы профессионального самоопределения  обобщен Н.С. Пряжниковым. В разработанной им содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения центром признается ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, самопознание) и потребность в профессиональной компетентности. Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:

—  осознание ценности общественно полезного труда, 
—  общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране, 
—  осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, 
—  общая ориентировка в мире профессионального труда, 
—  выделение дальней профессиональной цели (мечты), 
—  согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми), 
—  знание о выбираемых целях, 
—  знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства. Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «лучших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого общественного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает самую суть самоопределения. Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разумной и неманипулятивной корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их».


Информация о работе Характеристика социальной ситуации развития в ранней юности