Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:50, реферат
По мнению исследователей данного вопроса, Л. Хьелл и Д. Зиглер: «Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагается на интуицию, фольклор или здравый смысл.»
Цель реферата – охарактеризовать современные теории личности.
Введение
1. Понятие и сущность личности
2. Современные теории личности
Заключение
Список использованной литературы
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Реферат
по дисциплине: «Основы общей психологии»
Характеристика современных
студентка 1 курса очного отделения
направление ППО
профиль «Психология и образование»
Дирютина Вероника Евгеньевна
Руководитель:
к.п.н. Еромасова А.А.
Южно-Сахалинск 2013
Содержание
Введение
1. Понятие и сущность личности
2. Современные теории личности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность заключается в том, что как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена, прежде всего, в том, что в личности объединены различные плоскости жизни конкретного человека – от его телесного существования до психологических основ. Личность проявляет себя как сознательный и активный субъект, как член обществ, оказывающий влияние на его развитие и, одновременно, являющийся объектом управления.
По мнению исследователей данного вопроса, Л. Хьелл и Д. Зиглер: «Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально, а не полагается на интуицию, фольклор или здравый смысл.»
Цель реферата – охарактеризовать современные теории личности.
Предметом реферата является личность человека, а объектом изучения становятся личностные характеристики, факторы, определяющие сущность личности в современных личностных теориях.
Степень изучения: Проблема личности была и остается предметом пристального внимания ученых. Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и применимыми для изучения считаются теории личности трех главных школ:
1) психоанализа (3. Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Гарри Салливан, Эрих Фромм)
2) теория научения, или бихевиористская школа (к теоретикам которой относят И. П. Павлова, американских психологов Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера);
3) теория
роста, или гуманистическая
1. Понятие и сущность личности
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Следует разделять такие понятия как «человек», «личность».
Человек
– это родовое понятие, указывающее
(с материалистической точки зрения)
на отнесенность существа к высшей
ступени развития живой природы
– к человеческому роду. Человек
– это специфическое, уникальное
единство биологического и социального.
Как существо биологическое, он подчиняется
биологическим и
Можно говорить о четырех аксиомах:
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных;
3) личность
есть продукт исторического
4) личность
есть индивидуальная
Жизненный путь каждого человека, условия его развития и деятельности неповторимы. Поэтому каждый человек обладает уникальным набором психофизических особенностей, присущих только ему:
- психических
состояний (активности или
- психических
свойств и качеств (
- психических
образований (интеллект,
Совокупность унаследованных и выработанных человеком психических и физических особенностей, которые отличают его от других людей, определяют его индивидуальность.
В целом, структура личности включает:
1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);
2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценности);
3) индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание).
Личность
– общественный индивид, объект и
субъект исторического
Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность, как понятие, к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. «Концептуальное значение личности многогранно – оно охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях» (Хьелл, Зиглер, Теории личности).
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.
Второй
необходимый критерий личности –
способность к сознательному
руководству собственным
Личность – многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование.
Как справедливо отмечают те же Хьелл и Зиглер: «Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое-нибудь простое его концептуальное определение».
В итоге, можно резюмировать, что понятие личности – это совокупность таких психологических качеств индивида как :
1. Отношение к чему бы то ни было.
2. Нормы поведения, взглядов.
3. Ценности.
2. Современные теории личности
В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.
Если
подходить к определению
Психодинамическая теория личности. Основоположником психодинамической теории личности является австрийский ученый З. Фрейд.
По мнению
Фрейда, главным источником развития
личности являются врожденные биологические
факторы (инстинкты), а точнее, общая
биологическая энергия –
Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которое он назвал ид (оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за “фасадом” поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.
Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или инстанции личности:
Ид (“оно”) является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни.
Эго (“я”) – это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения.
Суперэго (“сверх–я”) – это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.
Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психологическую энергию из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные “защитные механизмы”, которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них:
Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней ряд общих корней. Многие представители этого направления были учениками З. Фрейда. Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.
Главным
источником развития личности Юнг считал
врожденные психологические факторы.
Человек получает по наследству от
родителей готовые первичные
идеи – «архетипы». Юнг предполагал,
что архетипы отражаются в сновидениях,
фантазиях и нередко
В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:
Коллективное бессознательное - основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.
Индивидуальное бессознательное - совокупность "комплексов", или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить "комплекс власти", когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.
Индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.
Целостность личности достигается за счет действия архетипа "самость". Главная цель этого архетипа - "индивидуация" человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что "самость" организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции:
Информация о работе Характеристика современных теорий личности