Характеристика типов национальных характеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Элементы национального характера закладывались на ранних, доклассовых этапах развития общества. Они служили важнейшим способом стихийного, эмпирического, обыденного отражения окружающей действительности. На последующих этапах исторического развития на национальный характер оказывает влияние политическая система общества, однако его ценностно-смысловое ядро остается константным, хотя и корректируется политической жизнью, режимом, системой в целом. В кризисных ситуациях, в периоды обострения национальных проблем и противоречий те или иные черты национального характера могут выходить на передний план, детерминируя политическое поведение людей.

Содержание работы

1.Введение
2.Характеристика типов национальных характеров
2.1 Сравнительная характеристика психологии некоторых народов
дальнего зарубежья
2.2 Краткая характеристика славянского национального характера
3.Заключение
4.Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

контрольная дифференициальная психология.docx

— 81.70 Кб (Скачать файл)

Мусульманская доктрина, ее нравственность, насаждаемая веками среди арабов, всегда исходили из абсолютного  значения для людей норм морали, установленных Кораном. Последние, оторванные от конкретно-исторических условий общественного развития и потребностей людей, объявлялись вечными и неизменными. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением снискать милость всевышнего. Поэтому арабам с детства внушалось, что небу наиболее угоден богобоязненный, обиженный судьбой человек. Вот почему в соответствии с подобным нравственным идеалом арабам на протяжении многих веков прививались униженность, покорность, смирение, раболепие, умеренность, неприхотливость, приспособляемость, терпеливость. В то же время результатом влияния мусульманской религии стало широкое распространение среди арабов различного рода суеверий и предрассудков, которые и по сей день вносят чрезмерную настороженность, подозрительность в восприятие и осмысление окружающего. 
          Иерархическая система подчинения, насаждавшаяся правящими кругами среди арабов, выработала определенные нормы взаимоотношений между людьми. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство, являются обычной практикой высших по отношению к низшим. Отношение же низшего к высшему всегда отличается подобострастием в речи и манере поведения. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящих, очень чувствителен в отношениях с себе равными, проявляет высокую степень эмоциональной возбудимости, а часто и экспансивности, отстаивая вопросы чести и личного достоинства. В своей повседневной жизни арабы постоянно соизмеряют слова и поступки с реакцией на них окружающих, стремятся «сохранить лицо». 
          В целом в процессе межличностного общения и взаимодействия арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений с понравившимися им людьми. Они не таят своих истинных чувств по отношению к собеседнику или иностранцу, если последние им нравятся, а общение с ними приносит удовлетворение и способствует личностному развитию.

«Сгладить плохое начало трудно, а между тем арабы составляют мнение о человеке по наружному виду, на который мы не обращаем внимание. 
          Добейтесь доверия араба и удерживайте его. Укрепляйте престиж араба деред другими за свой счет.

Никогда не критикуйте тех  планов, которые он захочет продолжить. 
          Всегда одобряйте их, а похвалив, изменяйте эти планы мало-помалу, заставляя незаметно его самого вносить новые предложения до тех пор, пока эти планы не будут совпадать с вашими собственными.

Нередко вам придется участвовать  в дискуссиях на религиозные темы. Говорите о ваших убеждениях что  угодно, но избегайте критиковать  их взгляды.

Весь секрет обхождения с  арабами заключается в непрерывном  их изучении. 
Будьте всегда настороже, никогда не говорите ненужных вещей, следите все время за тем, что происходит, доискивайтесь действительных причин событий. 
          «Культурная дистанция» между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомстве ваш арабский собеседник выражает вам радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина. Последующая беседа может проходить менее гладко. Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным, арабы во время беседы избегают также суетливости, поспешности. Арабские собеседники всегда стремятся «сохранить лицо» — и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить возможность для последующих контактов .

 

 

Японцы

 

 
          Япония — островное государство Азиатско-Тихоокеанского региона вплоть до середины XIX в. представляла собой замкнутое и деспотическое по своей природе общество, в котором, с одной стороны, присутствовала диктатура феодальных правителей-сегунов, по своему усмотрению решавших все вопросы жизни и деятельности людей, а с другой, — налицо была императорская власть, сохраняющаяся и поныне, слабая и практически символичная. В результате это породило у японцев своеобразные особенности национальной психологии — подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в группах принадлежности, жесткость по отношению к слабому, равнодушие к чужим страданиям, отсутствие принципиальности.

 Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев, обрекали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания, которые к тому же усугублялись регулярно постигавшими Японию громадными стихийными бедствиями. Недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, рост населения и его эксплуатации заставляли японцев напряженно трудиться, выискивать формы и средства деятельности, обеспечивающие хотя бы минимальные возможности для существования. В результате в национальном характере народа сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство, педантизм в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям. 
          «Невозможно понять поведение народа, не уяснив своеобразия его мышления», — гласит японская пословица. Многие исследователи отмечают в мышлении японцев единство, казалось бы, несоединимых сторон: приверженности к абстракциям, проницательности, изобретательности, рационализма и одновременно медлительности мыслительных операций, неуверенности в себе, малоинициативности. В различных видах деятельности данные качества интеллекта проявляются по-разному, что позволяет человеку достичь подчас значительных результатов. Так, например, не следует относить японца-коммерсанта к числу малоинициативных людей. В торговле он, как известно, во многом преуспевает

Долгие годы японцы воспитывались  на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей «божественное» происхождение  японской нации и императорской  власти, «превосходство» японцев  над другими народами. Под влиянием господствующих классов религиозные  учения — синтоизм и буддизм, а  также конфуцианство формировали  наиболее устойчивые стороны национального  самосознания населения страны, широко проявлявшиеся в прошлом и  имеющие место и сегодня: приверженность к «культу предков», чувство этнической исключительности, ярый национализм, вероломство  по отношению к другим народам.

Веками в Японии утверждалась психология подчинения индивидуума  коллективу. Столетия он был полностью  подвластен сначала феодалу, потом  императору, сегодня — главе фирмы, в которой служит. Японец привык надрываться «во имя...» И неудивительно  — никто не бунтует ни против чего! Его покорность и дисциплинированность достигают одиозных размеров.

Японец не соотносит себя с такими характеристиками, как профессия, должность, место жительства и т.п., а связывает свое существование  с той группой, в которую включен. Он не может воспринимать себя вне последней (при знакомстве обычно указывая организацию, в которой работает), членом которой он является. Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках и демонстрациях.

Поведение каждого члена  группы в первую очередь ориентировано  на то, чтобы вписаться в действие группы и при этом быть ей наиболее полезным. Самыми ценными качествами членов группы являются умение во главу  угла ставить интересы коллектива, желание и стремление быть ему  полезным. Нет для японца более  жестокой кары, чем оказаться выброшенным  из группы в чужой мир, простирающийся за ее пределами. И такое наказание  может последовать не за кражу  или хулиганство, а за поступок, который  представляет собой измену интересам  группы.

В Японии человек, общаясь  с людьми, включенными в ту же группу, обязательно ставит себя на более низкую ступень. Может создаться  впечатление, что у него нет гордости и чувства собственного достоинства, но это не так. Гордость у японцев  связана с их назначением, чувством долга и социальной позицией.

Японцы — люди другой культуры. Все, что вы делаете, имеет  для них значение. Не садитесь, если вас не пригласили. Не смотрите по сторонам, так как нельзя, по их представлениям, казаться рассеянным. Каждый штрих вашей внешности и поведения повлияет на отношение к вам. С другой стороны, сами они могут общаться без слов. И в этом нет ничего мистического. Японцы так обременены правилами и условностями, что подчас просто не способны сказать что-либо. Из учтивости гостю в Японии часто приходится догадываться о событии по контексту, по жестам, по своим ощущениям, потому что хозяин не может своими словами выразить свое чувство. Любая речь в этом случае неприлична.

Японцы считают всех иностранцев  ниже себя. Они с вами вежливы, понимая, что вы не виноваты в том, что не родились их соплеменником, но все равно  думают о вас как о совершенно чужих и абсолютно не равных им людях. У большинства живущих  в Японии иностранцев возникает  смешанное чувство. Японцы во многом чудесный народ: работящие, умные, с  юмором. Но они также самые отчаянные  расисты, причем настолько, что считают  расистами всех прочих. Они буквально  напичканы предрассудками и считают, что все такие. После того, как  иностранец прожил в Японии какое-то время, у него не хватает сил смотреть на то, что происходит вокруг. Ему  трудно понять, почему женщина вечером  переходит на другую сторону улицы, завидев иностранца; почему стюардесса, не зная, что вы понимаете язык, спрашивает пассажиров, не возражают ли они, если их посадят с иностранцем.

 

 

Краткая характеристика славянского национального характера

 

 

Основными чертами славян издавна считались их впечатлительность, нервная подвижность, живость характера, непостоянство и вместе с тем терпеливость, меланхоличность, чувствительность. Таким образом, у славян была более развита эмоциональная сфера, что сближает их с романскими народами. Наиболее слабой стороной славянского характера является воля, и в этом отношении славяне представляют противоположность германской группе народов.

Русские, впитав финский и славянский Элементы, получили сильную подвижность  и инициативность. Украинцы в меньшей  степени унаследовали черты, присущие финнам, и больше сохранили природный  славянский ум и чувства. Таким образом, украинец оказался более идеальным, а русский - более практичным. Украинцы более подвижны, более склонны к размышлению, но менее деятельны, их чувства тоньше и глубже.

Различия между славянскими  народами обусловлены их разными  историческими судьбами. Так, опустошение  Киевской Руси татаро-монголами вынудило население Приднепровья в Х11-Х1У вв. передвигаться в более безопасные места. Население расселилось в двух основных направлениях - па северо-восток и запад. Переселение на северо-восток способствовало дальнейшему ассимилированию с финнами. Другое направление переселения древнерусского населения - в глубь Галиции и Польши, что способствовало образованию украинской нации. Пребывание на Западе длилось два-три столетия. С XV в. происходит обратное заселение Приднепровья. Вернувшись на родину, потомки жителей Киевской Руси застали здесь потомков прежних кочевников, чем объясняется наличие незначительного тюркского элемента в украинском типе.

Белорусы являются потомками славянских племен кривичей и дреговичей, ближайшими соседями которых с запада были эсты, латыши и литовцы. С середины XIII в. территория, заселенная этими славянскими племенами, подпадает сначала под власть Литовского, а затем Польско-Литовского государства, что в определенной степени отразилось на националыюм типе белорусов. 

К славянам относятся крупные группы людей, которые селились на берегах  рек и в дремучих лесах. Современные  славяне делятся на три группы: восточных, западных и южных. Каждая из этих народностей с течением истории  приобрела своеобразные черты соседних племен. Объединяет всех славян схожие признаки их речи и образа жизни, культурных традиций и верований. Силой и  мужеством древних славян восхищались  их враги, которые оставили многочисленные свидетельства об этом. До сих пор  нет одного мнения, на какой территории зародились славянские племена, и какую  этимологию имеет значение слова  «славяне».

Многие ученые утверждают, что благодаря  достаточно спокойному характеру славян, этот народ постоянно подвергался  непрерывным атакам вражеских племен. А это значит, что славян часто  брали в плен или взимали с  них дань. Поэтому считается, что  понятие «славяне» берет начало от «slave» - раб. Однако многочисленные свидетельства историков и археологов позволяют опровергнуть эту точку зрения. Ведь славяне были очень мужественными людьми, которые проявляли бесстрашие в битве и предпочитали умереть, чем попасть в плен. Такая стойкость характера свойственна, как мужчинам, так и женщинам. В летописях и хрониках можно обнаружить данные о том, что на полях самых жестоких битв находили тела прекрасных славянок, которые тоже боролись за свое отечество.

Древние греки именовали эти  племена «склавины», что имеет общие корни со словами «омываю» или «очищаю». Но, скорее всего разгадка кроется в самом народе, который общался по средствам живой и понятной речи. Поэтому именно лексема «слово» и легла в основу названия «славяне».

Если говорить о жизни славян, то зачастую они проживали отдельными племенами, которые носили родовой  характер. И только когда над их землями нависала угроза, славяне  объединялись. Военного дела славяне  не знали, поэтому в бою всегда были непредсказуемы. Перед хорошо вооруженными и оснащенными войсками противника, славянская армия выглядела  достаточно скромно. Они никогда  не носили доспехи, а порой в бой  шли в одних штанах, что очень  удивляло и римлян и греков. Однако славянские племена на своей территории были практически непобедимы. Только они прекрасно знали местность, умели читать следы и по-звериному  кричать, только славяне могли надежно  спрятаться под водой или в  густом лесу. Крепкие и выносливые, рослые и сильные славяне никогда  не сдавались и стойко переносили все тяготы своей жизни.

Если говорить о семейном укладе, то славяне отличались благопристойностью, целомудрием и верностью. Даже, когда  умирал муж, здоровая и крепкая жена должна была отправиться за ним. Женщина  в доме всегда выполняла самую  тяжелую и грязную работу, она  вела все хозяйство и воспитывала  детей. Каждый мальчик в семье  с малых лет готовился стать  воином.

Информация о работе Характеристика типов национальных характеров