Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:41, реферат
Объединение факторов биологического, социального и психологического возраста приводит к понятию зрелости. Хотя биологические и социальные факторы – это необходимые условия её достижения, в роли определяющих ингредиентов зрелости выступают и некоторые психологические свойства. К ним относиться материальная и социальная независимость и автономия, способность самостоятельно принять решения и в какой – то степени твердость характера, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать. Различные исследователи по – разному подходят к определению зрелости и включают в него различные составляющие.
Введение.
Объединение факторов биологического, социального и психологического возраста приводит к понятию зрелости. Хотя биологические и социальные факторы – это необходимые условия её достижения, в роли определяющих ингредиентов зрелости выступают и некоторые психологические свойства. К ним относиться материальная и социальная независимость и автономия, способность самостоятельно принять решения и в какой – то степени твердость характера, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать. Различные исследователи по – разному подходят к определению зрелости и включают в него различные составляющие.
В старших возрастах по мере накопления жизненного опыта и его профессионализации усиливается влияние индивидуального стиля умственной работы на интеллектуальное развитие человека.
Для того чтобы человек мог долго сохранять свой интеллектуальный потенциал, необходимо сознательно регулировать процессы накопления и логического преобразования знаний, вести активную умственную деятельность и не только в плане теоретизирования, но и построения своего поведения.
Характеристика возраста зрелой личности.
Зрелость – один из самых длительных периодов жизни человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств.
Известно, что существует три определения возраста.
Биологический возраст – средняя вероятность продолжительность жизни человека – значительно варьируется у разных людей. Биологический возраст 40 – летнего мужчины, у которого эмфизема, больное сердце и которому, вероятно, осталось жить года три, совершенно иной, чем у 40 – летного здоровяка, который надеется прожить ещё лет 35.
Социальный возраст оцениваются по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам. На 50 – летнего женатого мужчину с тремя детьми смотрят совершенно иначе, чем на 50 – летнего холостяка.
Психологический возраст указывает на то, насколько человек адаптирован к требованиям среды. Он включает уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы.
Хронологические границы зрелости называются неоднозначно. Во многом это зависит непосредственно от человека, от того, насколько успешно протекают его развитие и становление как личности.
В науке существует разногласия по поводу начала периода взрослости и его окончания. Большая часть исследователей относит начало его к моменту окончания юности к 18-19 годам, а конец – к возрасту 55-60 лет. В дополнение к этому в названном возрастном диапазоне жизни человека они выделяют стадии:
При этом для каждой из стадий отмечаются особенности.
Для стадий ранней взрослости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность, возможность включения во все виды социальной активности страны. У большинство проходящих эту стадию лиц складывается собственная семья и рождается первый ребенок. Завершается получение образования. На роботе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого – избранная профессия.
Средняя взрослость – это период достижения совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди многих товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей. А также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.
Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.
Предпенсионный возраст – это период, когда налицо очевидно снижение физических и умственных функций. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходит существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи и подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Вместе с тем – это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу.
Все названные характеристики стадий взрослости необязательно оказываются присущим абсолютно всем людям, проходящим эти ступни. При «проживании» каждой из стадий возможны индивидуальные вариации, обусловленные совершенно конкретными обстоятельствами жизни каждого человека, а также степенью его физической, умственной, гражданской и трудовой зрелости при достижении им «паспорта» взрослости.
В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может ставить перед собой самые высокие цели и добиться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценить ситуацию и себя. Зрелость можно назвать период индивидуального расцвета.
В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную позицию. Работа (карьера), семья – это то, что в большей степени занимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность).
Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он не только обладает определенными возможностями и правами, но и должен нести ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом не него ложится ответственность за других.
Как и любой жизненный этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. По периодизации Э. Эриксона, в период взрослости человек переживает два жизненных кризиса:
Ранняя взрослость охватывает период от 20 до 40 лет и соответствуют вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность. Это пора постановки четких и точных целей, позволяющих добиться стабильности в личной жизни и высоких результатов на профессиональном поприще, время, когда принимаются решения о создании семьи и рождении детей. Это самый богатый период жизни – расцвет.
Зрелость (взрослость) продолжается
с 40 до 60 лет и характеризуется
стабильностью и
В кризисе, переживаемом в 40 – 60-летнем возрасте, Р. Пекк выделил четыре подкризиса, разрешения которых служит необходимым условием нормального развития.
Существует определение закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп. Так, в процессе эксперимента оценивали свой возраст молодые люди (от 20 до 40 лет) и люди старшего возраста (от 40 и до 60).
Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется т так же, с переоценкой возраста, он воспринимает других.
После 40 лет наблюдается обратная тенденция – люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. И чем старше они становиться, тем больше молодеет у них душа, вот только, к сожалению, биология напоминает человеку о его возрасте. Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности:
В профессиональной деятельности в период зрелого возраста человек, как правило, состоялся. Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились. Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей.
В этот период у человека, чаще всего есть семья. Основными семейными задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную и негативную.
В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физические и психическое состояние.
Заключение.
Как известно, развитие человека как индивида, как личности, как субъекта познания и как субъекта труда отличается неравномерностью. К началу периода взрослости большинство людей достигает достаточно высокого уровня соматической и половой зрелости. В то же время их нервно – психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и индивидуальные различия здесь чрезвычайно велики.
Это относится и к сформированности людей как субъектов познания и как личностей. Что же касается степени их зрелости как профессионалов, то совершенно очевидно, за редкими исключениями, большая часть, выступает в пору взрослости, проходит по этому параметру, как правило, лишь начальную стадию зрелости.
Наверное, понятно, что степень сближения или, наоборот, рассогласования уровней физической, умственной, личностно – трудовой зрелости человека в очень большой степени зависит от конкретных исторических условий, в которых проходит жизнь этого человека.
Список используемой литературы.
1. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007;
2. Абрамова Г.С. Возрастная
3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. - М.: Ноосфера, 1999.
4. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Владос, 2003.