Характеристики дифференциальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:51, реферат

Описание работы

Диф. психология – отрасль психологического знания, предметом которой являются индивидуальные, типологические и групповые различия.
Этапы развития дифференциальной психологии:
1. Допсихологический этап (разработка психологических типологий в рамках философии).
2. Основание дифференциальной психологии (вторая половина XIX в. – начало ХХ в.).
3. Развитие дифференциальной психологии, основанной на точных статистических измерениях (начало ХХ в. – настоящее время).

Файлы: 1 файл

диф.психДокумент Microsoft Word.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Диф. психология – отрасль психологического знания, предметом которой являются индивидуальные, типологические и групповые  различия.

Этапы развития дифференциальной психологии:

1. Допсихологический  этап (разработка психологических  типологий в рамках философии).

2. Основание дифференциальной  психологии (вторая половина XIX в.  – начало ХХ в.).

3. Развитие дифференциальной  психологии, основанной на точных  статистических измерениях (начало  ХХ в. – настоящее время).

Вторая половина XIX в. – это время зарождения психологического тестирования, и в этот период психология индивидуальных различий не отделима от психодиагностики. Основателем психологии индивидуальных различий и психологического тестирования является сэр Фрэнсис Гальтон (1822-1911) – английский биолог, антрополог, географ и статистик.

Занимаясь экспериментально-психологическими исследованиями (изучая пороги чувствительности, время реакции, ассоциации и другие психические процессы), Ф.Гальтон  обращал главное внимание не на общие  для индивидов законы, а на их вариативность у различных людей. Он изобрел ряд специальных методик для изучения этой вариативности, которые стали истоком новой крупной отрасли психологии – дифференциальной психологии.

Возникнув в недрах экспериментальной психологии, дифференциальная психология приобрела самостоятельное теоретическое и практическое значение. Особо значимым явилось внедрение в психологию новых математических методов, главным образом статистических.

В дальнейшем к  исследованию индивидуальных различий путем анкетирования Ф. Гальтон присоединил эксперимент. Свои исследования по диагностике различий в психических качествах людей Ф. Гальтон использовал с целью обоснования идеи о необходимости отбора наиболее приспособленных. Утверждалось, что человеческий род может быть улучшен тем же путем, каким вводится новая порода собак или лошадей – то есть путем соответствующих браков в течение нескольких поколений. Эту теорию он назвал евгеникой.

реди достижений Ф. Гальтона особо следует выделить разработку метода тестов. Тест (испытание) стал одной из важнейших исследовательских методов в лаборатории Ф.Гальтона.

На два десятилетия  позже, чем Ф. Гальтон, в самом  начале XX в. французский исследователь  Альфред Бине предложил совершенно другую систему для измерения  умственного развития детей, которая оказалась чрезвычайно удачной. Он и его коллеги, Виктор Анри и Теофил Симон, разработали батарею методик, направленных на диагностику значительно более сложных психологических особенностей – памяти, воображения, внимания и т.д. Показателем интеллектуального развития в тестах Бине служил умственный возраст – соответствие уровня развития ребенка среднему уровню развития детей в определенном возрасте.

Первая версия теста Бине появилась в 1904 г, последняя (третья) – в 1911, а в 1912 г. немецкий исследователь Вильям Штерн (1871-1938) на конференции по экспериментальной психологии в Берлине предложил использовать при обработке тестов Бине известный ныне каждому психологу индекс интеллекта – частное от деления умственного возраста на хронологический. Этот индекс получил название интеллектуального частного или коэффициента интеллекта (IQ).

К этому времени  Штерн имел уже прочную репутацию  исследователя индивидуальных различий. Он был известен как специалист по психодиагностике (по детской и дифференциальной психологии), создатель персонологической психологии – учения об уникальности человека. Становление его как исследователя происходило в период наиболее острых разногласий между двумя ведущими в то время направлениями немецкой психологии – экспериментальной психологией (В. Вундт, Г. Эббингауз) и понимающей психологией (В.Дильтей). Его учителями были представители как одной, так и другой школы, и это во многом определило его собственные исследования – сочетание интереса как к элементам психологической структуры, так и к целостной индивидуальности.

Именно Штерн  в своей работе “О психологии индивидуальных различий” (1900) ввел название “дифференциальная  психология”, т.е. психология дифференцирующая людей, ищущая различия между ними, а в 1911 г. опубликовал обширный труд, где это название стояло в заглавии книги – “Дифференциальная психология и ее методические принципы”.

Анализируя становление  психологии индивидуальных различий можно, несмотря на разнообразие тематики и  на различия в теоретических основаниях разных авторов, объединить исследования, проводящиеся в русле этой психологической области, в три большие группы:

1)     анализ  структуры психологических свойств;

2)     поиск  причин происхождения индивидуальных  различий в психологических особенностях;

3)    идиографический анализ индивидуальности.

 Первое направление  исследований связана с анализом  структуры психологических свойств.  Какие психологические характеристики  имеет смысл рассматривать как  наиболее важные для психологического  облика человека, и как они связаны между собой – вот те основные проблемы, которые рассматриваются в этих исследованиях. В работах данного направления индивидуальные различия выступают не только как предмет исследования, но и как условие, дающее возможность использовать статистические процедуры, с помощью которых производится структурирование психологических особенностей.

Второе направление  исследований связано с поиском  причин происхождения индивидуальных различий в психологических особенностях. Исследования этой группы являются наиболее многочисленными и касаются анализа биологических и социальных детерминантов индивидуальных различий, роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий, динамики индивидуальных различий в процессе развития.

Третье  направление исследований представляет собой идиографический анализ индивидуальности. В данном случае объектом психологического исследования является отдельный субъект, а не группа, как это происходит при номотетическом подходе, реализуемым  двумя первыми направлениями.

Предмет диф. псих. – индивидуальность человека как единичного и группового субъекта. При этом индивидуальность понимается двояко:

1) как интегральная характеристика самопроявления человека во взаимодействии с другими людьми и объектами;

2) как индивидуальные особенности субъекта, сопряженные с помощью специальных механизмов в единую иерархическую структуру, описывающую как специфику биохимических и нейрофизиологических организации физической базы ментального мира, так и способы взаимодействия субъекта с социальным миром.

К вопросам, которые ставит перед собой и  которые пытается разрешать диф. психология, относятся:

1)    выделение существенных для психологического  анализа характеристик;

2)    выяснение их структуры;

3)    определение диапазона индивидуальных различий, пределов его изменения и причин, влияющих на его изменение;

4)    описание различий между группами  людей;

5)    выяснение социальных и биологических  причин, обусловливающих индивидуальные  различия;

6)    идиографический анализ индивидуальности, позволяющий создать уникальный и целостный психологический портрет личности.

По  мнению А. В. Либина диф. псих. занимает промежуточное место между общей  и социальной психологией. Такое  положение диф. псих. обусловлено  закономерностями человеческого фило- и онтогенеза. В первом случае имеется в виду иерархическое движение психики от эволюционно-генетических (биологических) законов к социокультурным (общественным) закономерностям. Во втором – трансформация в процессе жизненного пути индивидуальных природно-обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, проявляющиеся в интегральных характеристиках взаимодействия с миром.

Из  этого положения диф. псих. вытекают ее разделы – изучение соответственно трех видов человеческих различий:

• индивидуальных (производных от общепсихологических закономерностей);

• типологических (собственно дифференциально-психологических);

• групповых (изучаемых в контексте антропологических – биологических и социальных наук).

Анастази  пишет, что цель диф. псих. – понять поведение через его сравнительный анализ в изменяющихся условиях.

Основные  положения диф. псих.

1) Вариативность среди особей есть универсальный феномен.

2) В различиях проявляется действие наиболее общих законов человеческого поведения, а с другой стороны, «конкретное проявление любого общего закона в психологии всегда включает в себя фактор индивидуальности» (Теплов).

3) Сопоставляя наблюдаемые различия в поведении с другими известными сопутствующими феноменами, «возможно выявить относительный вклад различных факторов в развитие поведения» (Анастази).

4) Относимые к категории дифференциально-психологических формальные характеристики индивидуальности обладают рядом признаков: устойчивостью проявления, кросс-ситуативностью, стабильностью во времени, тем самым они отличаются от более изменчивых социально-обусловленных характеристик.

5) Индивидуальные различия по определению связаны с измерением и квантификацией. 

Задачи  диф. психологии

1) Изучение различных источников вариабельности среди измеряемых признаков.

2) Исследование соотношений между измеряемыми характеристиками.

3) Анализ группового распределения признаков.

Диф. псих. изучает различия, существующие на разных уровнях взаимодействия субъекта с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность. Соотношение этих понятий представляется очень важным для диф. псих.

На  уровне организма диф. псих. изучает  специфику телесной организации, биохимич. индивидуальные особенности, нейрофизиологические основы индивидуальности и т. д.

На  уровне индивида – половозрастные и конституциональные особенности (в т. ч. нейродинамические).

На  уровне личности – психосоциальные  свойства, которые определяются принадлежностью  индивиду к обществу.

На  уровне индивидуальности диф. псих. изучает, как общечеловеческие (психические и социокультурные) закономерности преломляются в неповторимом мире субъективной реальности. При этом существует дискуссия можно ли считать индивидуальность качественно новой целостной характеристикой, описывающей интегральные способы реализации человека в течение жизни или же надо говорить лишь об индивидуальных особенностях психических процессов, черт, состояний (в том числе личностных). В последнем случае, «индивидуальность» определяет лишь непохожесть явления на другие явления данного вида. Во втором случае целостная индивидуальность является носителем интегральных функций человека как саморазвивающейся, эволюционирующей системы. При этом необходимо помнить, что носителем всех этих иерархических состояний (организм, индивид, личность, индивидуальность) является человек как субъект взаимодействия с миром.

Общие принципы построения дифференциально-психологического знания  

1) Принцип реализации формального подхода.

2) Принцип интегрального анализа (соотношение части и целого).

3) Принцип взаимосвязи интра- и интерпсихологических закономерностей.

4) Принцип взаимодействия эндо- и экзофакторов детерминации различий.

5) Принцип измеряемости и статистической оценки изучаемых явлений.

Современный этап развития диф. псих. характеризуется  переходом от описательного подхода к анализирующему, поиску механизмов формирования человеческих различий и тем самым доказала свое право на существование.




Информация о работе Характеристики дифференциальной психологии