Идеалистическое и материалистическое понимание психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения идеалистов душа - первичное явление в мироздании. Как содержание сна человека является лишь плодом его воображения, так и вся физика реального мира является лишь чьей-то волей, чьей-то фантазией (индивидуальной или коллективной). С точки зрения материалистов психика — вторичное, производное от материи явление. Реальный физический мир может существовать и в отсутствии чьей-то души, психики.

Файлы: 1 файл

Идеалистическое и материалистическое понимание психики.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

 

Идеалистическое и материалистическое понимание психики вопр.№6

 

   С точки зрения идеалистов  душа - первичное явление в мироздании. Как содержание сна человека  является лишь плодом его воображения, так и вся физика реального  мира является лишь чьей-то  волей, чьей-то фантазией (индивидуальной или коллективной). С точки зрения материалистов психика — вторичное, производное от материи явление. Реальный физический мир может существовать и в отсутствии чьей-то души, психики.  
  

Идеалистические представления о психике

 
   Человек вышел из животного  мира. Неразвитость научной картины  мира не давала возможность  человеку решить психофизическую  проблему (долгое время такой  вопрос даже и не ставился): как может быть такое, что из  физического, материального появляется  психическое, которое - так получается - тоже материальное.  
   Жизненный опыт древнего человека говорил ему о том, что чужая воля и чужой разум являются источником самых больших бед. Если камень лежит на земле, то он никакой опасности не представляет. Но если он попадёт в чьи-то руки, то это - уже смертельное оружие. Какое бы защищённое ни придумал себе жилище древний человек, чужая хитрость, исходящая от других людей или животных, могла преодолеть любые стены. Это привело, с одной стороны, к тому, что за сложными и опасными физическими явлениями (гроза, наводнение и т.п.) человек стал видеть чью-то волю; а с другой стороны - других людей, их психику человек стал считать результатом проявления другой воли.  
   В древнеегипетском трактате "Памятник мемфисской теологии" (конец 4 тыс. до н. э.) делается попытка описать механизмы психического: устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах; что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами и языком ведает он. В этом же древнеегипетском произведении даётся следующая трактовка значения органов чувств для человека: боги "создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу". Таким образом, сердцу отводилась роль, которая сегодня отводится мозгу. В любом идеалистическом учении можно найти элементы материализма, но для идеалиста и эти элементы - тоже плод работы чьей-то высшей воли.  
   Идеалистические представления - не обязательно религиозны. Многие философы-идеалисты вне религиозных концепций рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление "абсолютного духа", "мировой воли", "идеи". И в наше время (20-й и 21-й век) появляются всё новые и новые идеалистические теории, потому что идеализм является бесконечным полем для фантазии.  
  

Материалистические представления о психике

 
   Первые материалистические  представления о душе, психике были весьма далеки от современных. Древнегреческие философы Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их последователи говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Считалось, что все вещи суть модификации огня, что все существующее, материальное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа — психея. Гераклит считал, что душа рождается путём испарения из влаги, потом, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. При этом между состоянием "влажности" и "огненности" есть множество промежуточных состояний. О пьяном человеке Гераклит, например, говорит, что "... он не замечает, куда идет, ибо психея его влажна". Напротив, чем душа суше, тем она мудрее. 

 

 


Информация о работе Идеалистическое и материалистическое понимание психики