Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 21:16, контрольная работа
С точки зрения идеалистов душа - первичное явление в мироздании. Как содержание сна человека является лишь плодом его воображения, так и вся физика реального мира является лишь чьей-то волей, чьей-то фантазией (индивидуальной или коллективной). С точки зрения материалистов психика — вторичное, производное от материи явление. Реальный физический мир может существовать и в отсутствии чьей-то души, психики.
С точки зрения идеалистов
душа - первичное явление в
Человек вышел из животного
мира. Неразвитость научной картины
мира не давала возможность
человеку решить
Жизненный опыт древнего человека говорил
ему о том, что чужая воля и чужой разум
являются источником самых больших бед.
Если камень лежит на земле, то он никакой
опасности не представляет. Но если он
попадёт в чьи-то руки, то это - уже смертельное
оружие. Какое бы защищённое ни придумал
себе жилище древний человек, чужая хитрость,
исходящая от других людей или животных,
могла преодолеть любые стены. Это привело,
с одной стороны, к тому, что за сложными
и опасными физическими явлениями (гроза,
наводнение и т.п.) человек стал видеть
чью-то волю; а с другой стороны - других
людей, их психику человек стал считать
результатом проявления другой воли.
В древнеегипетском трактате "Памятник
мемфисской теологии" (конец 4 тыс. до
н. э.) делается попытка описать механизмы
психического: устроителем всего существующего,
вселенским архитектором является бог
Птах; что бы люди ни помышляли, ни говорили,
их сердцами и языком ведает он. В этом
же древнеегипетском произведении даётся
следующая трактовка значения органов
чувств для человека: боги "создали
зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы
давали они сообщение сердцу". Таким
образом, сердцу отводилась роль, которая
сегодня отводится мозгу. В любом идеалистическом
учении можно найти элементы материализма,
но для идеалиста и эти элементы - тоже
плод работы чьей-то высшей воли.
Идеалистические представления - не
обязательно религиозны. Многие философы-идеалисты
вне религиозных концепций рассматривают
психику как нечто первичное, существующее
самостоятельно, независимо от материи,
видят в психической деятельности проявление
нематериальной, бесплотной и бессмертной
души, а все материальные вещи и процессы
толкуют либо как наши ощущения и представления,
либо как некоторое загадочное проявление
"абсолютного духа", "мировой воли",
"идеи". И в наше время (20-й и 21-й век)
появляются всё новые и новые идеалистические
теории, потому что идеализм является
бесконечным полем для фантазии.
Первые материалистические
представления о душе, психике были
весьма далеки от современных. Древнегреческие
философы Гераклит, Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен и их последователи говорили
о материальной природе психических явлений,
о единстве души и тела. Считалось, что
все вещи суть модификации огня, что все
существующее, материальное и душевное,
непрерывно изменяется. В микрокосмосе
организма повторяется общий ритм превращений
огня в масштабах всего космоса, а огненное
начало в организме и есть душа — психея.
Гераклит считал, что душа рождается путём
испарения из влаги, потом, возвращаясь
во влажное состояние, гибнет. При этом
между состоянием "влажности" и "огненности"
есть множество промежуточных состояний.
О пьяном человеке Гераклит, например,
говорит, что "... он не замечает, куда
идет, ибо психея его влажна". Напротив,
чем душа суше, тем она мудрее.
Информация о работе Идеалистическое и материалистическое понимание психики