Идеи и принципы тестологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:46, реферат

Описание работы

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является изучение основ тестологии, выявление и определение основных понятий и принципов этой науки. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю развития науки тестологии;
2. Рассмотреть основы конструирования тестов;
3. Проследить этапы разработки теста;
4. Разобрать основные критерии оценки эффективности тестов

Содержание работы

Введе-ние...............................................................................................................3
1. Тестология как нау-ка......................................................................................4
1.1. Зарождение и развитие тестологии............................................................4
1.2. Тестология в России....................................................................................6
2. Теоретические и методические основы тестологии....................................9
2.1. Разработка тестов.........................................................................................9
2.2. Критерии оценки эффективности теста...................................................12
Заключе-ние.........................................................................................................16
Список использованной литерату-ры...............................................................17

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)


Российский государственный социальный университет

Филиал в г. Чебоксары

 

 

 

 

Факультет социальной работы

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Методика исследований в

социальной работе»

 

Идеи и принципы тестологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка факультета

социальной работы группы ДС-11-09 Иванова Татьяна Викторовна

Проверил к.ф.н., доцент кафедры

социальной работы и социального права

Милюхин Кирилл Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары

2012


Содержание

 

Введение...............................................................................................................3

 

1. Тестология как наука......................................................................................4

1.1. Зарождение и развитие тестологии............................................................4

1.2. Тестология в России....................................................................................6

 

2. Теоретические и методические основы тестологии....................................9

2.1. Разработка тестов.........................................................................................9

2.2. Критерии оценки эффективности теста...................................................12

 

Заключение.........................................................................................................16

 

Список использованной литературы...............................................................17


Введение

 

В социальной работе объектом изучения является конкретная личность или же некоторая сообщность людей. Как правило, сведения о социальной общности приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах – их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления – существенные характеристики социального целого. Поэтому, а также потому, что современная наука развивается на междисциплинарной основе, в социальной работе активно используются методики, разработанные в психологии.

Одной из таких методик является тестирование. Тест - краткое испытание, результат которого выражен в количественной форме и показывает уровень выраженности каких-то измеряемых психических свойств [11;169]. Это могут быть и черты, и способности, и состояния, широко объединяемые термином «психические свойства». Оценкой качества тестов занимается прикладная наука, называемая тестологией.

Тестология - наука, изучающая возможности оценить различные свойства личности с помощью специально разработанных тестов и методов их интерпретации [2;98]. Тестология появилась на стыке психологии, социологии, педагогики и других, так называемых поведенческих наук, и призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений.

Исходя из вышесказанного, целью данной работы является изучение основ тестологии, выявление и определение основных понятий и принципов этой науки. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю развития науки тестологии;

2. Рассмотреть основы конструирования тестов;

3. Проследить этапы разработки теста;

4. Разобрать основные критерии оценки эффективности тестов.


1. Тестология как наука

 

1.1. Зарождение и развитие тестологии

 

Тестология - междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик [14]. В психологии содержание тестологии во многом совпадает с содержанием дифференциальной психометрики. Но принципы и методы тестологии выходят за рамки психологии. Они широко применяются в других отраслях науки и практики — в педагогике, медицине, технике, менеджменте (профессиональный отбор). В каждой из этих отраслей методы тестологии имеют общие черты, связанные с обеспечением таких свойств тестовых методик, как валидность, надежность, эффективность и т. п. Но есть и определенная специфика, связанная со спецификой предмета тестирования (профессиональные и общеобразовательные знания, комплекс медицинских симптомов и т.п.) и условий сбора эмпирической информации. Так как метод тестов не исчерпывает собой все многообразие методов современной психодиагностики, неправильно отождествлять тестологию с психодиагностикой.

Впервые понятие тест применительно к психологии ввел Ф. Гальтон в XIX в., и он же заложил основу математического аппарата: ввел формулу для вычисления коэффициента корреляции. Тестология как теория тестов со своими методами научного исследования появилась в начале ХХ в. Авторы первого педагогического теста, созданного для измерения интеллектуальных способностей детей, французы А. Бине и Т. Симон в 1908—1911 гг. провели эмпирическую проверку заданий, которые предполагалось включить в их тест. Критериями оценки пригодности заданий стали эмпирическая мера трудности каждого задания, которую они определяли по доле правильных ответов в группах детей разного возраста, и степень совпадения результатов теста с мнением преподавателей. Так фактически были заложены основные характеристики теста: норма трудности и валидность; разработана шкала Бине — Симона. Показатель интеллекта Бине вычислял как разность между «умственным» и биологическим возрастом. Однако со временем было замечено, что эта разность все время увеличивается, в то время как отношение возрастов остается постоянным. Штерн в 1911 г. назвал отношение рассмотренных возрастов, выраженное в процентах, коэффициентом интеллекта (IQ); так IQ вычислялся до 30-х гг. ХХ в. [8;7].

Современная тестология представляет собой вполне зрелую прикладную науку, которая ставит перед исследователями широкий спектр теоретических проблем, предлагает многочисленные математические подходы, модели и методы. Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку испытуемому в соответствии с поставленной целью исследования; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводившего исследование. Обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Сейчас в тестологии намечаются следующие направления развития:

1. Развитие процедуры тестирования. Прежде всего, это относится к пересмотру пунктов. Раньше пересмотр отнимал много времени и был довольно дорогостоящим. Сейчас намечаются 3 направления: непрерывный пересмотр пунктов заданий как обновление банка заданий; обновление норм, а не заданий; разрешение пересмотра ответов тестируемых в течение сеанса тестирования.

2. Автоматическая разработка заданий. В ее основе лежит использование искусственного интеллекта. Сейчас некоторые программы уже производят генерацию заданий, например, математический тест GRE® [8;10].

 

 

1.2. Тестология в России

 

Четвертое десятилетие XX века отметилось применением технических средств для подсчета тестовых показателей. По-особому проходило развитие метода тестирования в отечественной педагогике. Практическое значение тесты получили после создания в 1925 году тестовой комиссии при педагогическом отделе Института методов школьной работы, в задачи которой входило разработка стандартизированных тестов для советской школы, их массовое использование в учебных заведениях. С помощью таких тестов, которые создавались на основе американских, можно было проверить знания учащихся по правописанию, счету, решению задач, географии, естествознанию и обществоведению. К тестам прилагались инструкции и личные карточки для учета прогресса учащегося.

Сторонники научного направления развития психологии (Ф. Рыбаков, Г. Россолимо и др.) активно способствовали распространению идеи тестирования, подражая своим западным коллегам. Позднее тесты для педагогических целей разрабатывали известные советские психологи и педагоги, среди которых - М. Басов, М. Берштейн, П. Блонский, С. Василейский и другие. Указанное время характеризуется интенсивным и неконтролируемым использованием тестов в системе народного образования. Массовые тестовые исследования не всегда подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария. Учитывая распространение «тестомании» и ряда других субъективным причинам было принято постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпосу» от 4 июля 1936, в которой было запрещено использование тестов и анкет [6;170].

Всего в постановлении речь шла не о дидактических тестах, а о тестировании умственных способностей. Но в атмосфере 30-х годов XX века термин «Тест» стал символом «педологических извращений». Это постановление действовало до середины 50-х годов XX века, но и позже любые тесты считались «Буржуазным средством». Вследствие этого даже будущие педагоги и психологи не изучали тестологии, не было профессиональной литературы, посвященной проблемам конструирования и оценивания качества тестов и т.д.

Хотя в 30-е годы XX века работа с тестами затормозилась, научное изучение истинных возможностей этого метода не прекращалась; элементы метода тестов успеваемости (без упоминания соответствующего термина) использовались при учете успеваемости учащихся в общеобразовательных школах. Образцы тестовых заданий можно найти в сборниках упражнений и задач, контрольных заданий по различным учебным предметам.

Открыт вопрос о возможности и целесообразности использования тестов в советской школе был лишь в 60-х годах XX века в связи с возникновением и попытками реализовать индивидуальный подход в обучении. В 70-80-х годах XX века широко распространялись сборники задач и упражнений, предназначенных для использования их машинами типа «репетитор», и контрольные задания-тесты, предназначенные для использования с машинами типа «Экзаменатор». Также были разработаны тестовые задания, проверялись с помощью перфокарт. В 70-х годах XX века появился ряд разработок, в которых освещался опыт и проблемы массовых процедур контроля знаний учащихся и студентов с помощью специально разработанных контрольных работ, имевших признаки классического тестирования. Их авторами были С. Архангельский, В. Аванесов, Л. Болотник, Г. Батурина, В. Беспалько, М. Бернштейн, Б. Володин, Л. Ительсон, Е. Кульянов, В. Копылов, В. Мезинцев, В. Огорелков, Н. Талызина и др. [12]

В этот период появилось значительное количество работ, посвященных математическим проблемам педагогических измерений. В них рассматривались вопросы разработки шкал измерения результатов контрольных работ, математических моделей обработки информации в педагогических исследованиях, в частности с использованием ЭВМ, а также вопросы статистики.

Однако использование тестов многими не поддерживалось. Полемика о правильности внедрения тестов периодически велась до середины 70-х гг. и почти полностью была приостановлена до начала 80-х годов XX века. В то время психодиагностика стала отдельной областью исследований и приобрела значение многоотраслевой науки - общей психодиагностики. В настоящее время в психодиагностике использовалась вычислительная техника. В конце XX века, после распада Советского Союза, развитие психологической диагностики, как и других наук, в известной мере приостановилось. Однако в основных психологических центрах (Москва, Санкт-Петербург) определенная работа в области психодиагностики была продолжена [9;12].

На основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Несмотря на заметное отставание разработки и внедрения тестовых технологий в конце ХХ в., связанных с политикой СССР в 30-х гг., на сегодняшний день в России наблюдается заметное увеличение темпов развития тестологии, что связано с доступностью международного опыта и развитием компьютерной техники. Для дальнейшего развития тестовых технологий в стране основными задачами являются правильность образовательной политики государства, улучшение качества тестов, применение новых технологий в тестировании и разработку не только итоговых, но и обучающих образовательных тестов.


2. Теоретические и методические основы тестологии

 

2.1. Разработка тестов

 

Прежде всего, необходимо обрисовать цель, ради которой вообще затевается оценка и анализ тестовых заданий. Предусматривая основной принцип конструирования теста — максимальное отражение всех параметров свойства через минимальное количество заданий. Ничего лишнего. Анализ тестовых заданий призван именно для устранения «сорняков».

Анализ и оценка тестовых заданий начинается после апробации теста на целевой группе. Полученные данные сводятся в таблицу с матричной структурой, в которой задания начинают сортироваться по следующим критериям [15]:

1. Мера трудности задания.

Мера трудности задания дает информацию о степени задействования того параметра изучаемого свойства, которое оно призвано измерять. Иногда говорят, что мера трудности определяет соответствие задания целевой группе. Можно сказать, что данный критерий позволяет судить и об этом.

Трудное задание или легкое, определяют путем подсчета доли неправильных ответов к каждому из них. Однако сегодня применяется и не совсем классический способ определения трудности задания — умозрительно, на основе предполагаемого числа и характера тех элементов, которые участвуют в выполнении задания (и входят в параметр измеряемого свойства). Допустим, в тесте на объем памяти присутствует задание, связанное с произвольным запоминанием, в котором могут участвовать речь (проговаривание списка цифр вслух или «про себя»), мышление (построение ассоциативных связей) и т.п. В этом случае задание на запоминание числового ряда с отвлеканием испытуемого может повысить трудность его выполнения.

 

2. Дифференцирующая способность.

Дифференцирующая способность задания — насколько оно может отличить сильного испытуемого от слабого по измеряемому свойству. Если по одному из заданий у всех испытуемых имеется одинаковое значение — это задание нецелесообразно включать в тест. Очень сложно не сделать ошибку и не принять дифференцирующую способность задания за его трудность (легкость). Дело в том, что в тестах, измеряющих качество выполняемой деятельности, знаний и т.п., тестах достижений, ряд одинаковых ответов на задание будет означать два варианта: правильно/неправильно. Соответственно, по этому ряду можно сделать неверный вывод о трудности (в случае всех неправильных ответов) или легкости (в случае всех правильных ответов) задания.

Информация о работе Идеи и принципы тестологии