Идентичность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:21, реферат

Описание работы

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Эрик Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.
Данная структура формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения — своеобразный "вклад" в спутанность идентичности.

Файлы: 1 файл

идентичность.docx

— 15.42 Кб (Скачать файл)

Идентичность

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Эрик Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

Данная структура  формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения — своеобразный "вклад" в спутанность идентичности.

Эрик Эриксон, определяя идентичность, описывает ее в нескольких аспектах, а именно:

Индивидуальность - осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования.

Тождественность и  целостность - ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем  человек был в прошлом и  чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет  согласованность и смысл.

Единство и синтез - ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских  идентификаций в осмысленное  целое, которое рождает ощущение гармонии.

Социальная солидарность — ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы  в нем, ощущение того, что собственная  идентичность имеет смысл для  уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и что она соответствует их ожиданиям.

Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия - групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эго-идентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни  человека и проходит ряд стадий:

Первая стадия индивидуального  развития (от рождения до года). Базисный кризис: доверие против недоверия. Потенциальная  эго-сила данной стадии — надежда, а  потенциальное отчуждение — временная  спутанность.

Вторая стадия индивидуального  развития (1 года до 3 лет). Базисный кризис: автономия против стыда и сомнения. Потенциальная эго-сила — воля, а  потенциальное отчуждение — патологическое самоосознование.

Третья стадия индивидуального  развития (от 3 до 6 лет). Базисный кризис: инициатива против вины. Потенциальная  эго-сила — способность видеть цель и стремиться к ней, а потенциальное  отчуждение — жесткая ролевая  фиксация.

Четвертая стадия индивидуального  развития (от 6 до 12 лет). Базисный кризис: компетентность против неуспешности. Потенциальная эго-сила — уверенность, а потенциальное отчуждение — стагнация действия.

Пятая стадия индивидуального  развития (от 12 лет до 21 года). Базисный кризис: идентичность против спутанности  идентичности. Потенциальная эго-сила — цельность, а потенциальное  отчуждение — тотальность.

Шестая стадия индивидуального  развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис: интимность против изоляции. Потенциальная  эго-сила — любовь, а потенциальное  отчуждение — нарциссическое отвержения.

Седьмая стадия индивидуального  развития (от 25 до 60 лет). Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго-сила — забота, а потенциальное отчуждение — авторитарность.

Восьмая стадия индивидуального  развития (после 60 лет). Базисный кризис: интегративность против отчаяния. Потенциальная эго-сила — мудрость, а потенциальное отчуждение — безисходность.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая  задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. По Эриксону, решение задачи зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет.

Переход от одной  формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Подобно многим исследователям возрастного развития, Эриксон особое внимание уделял подростковому возрасту, характеризующемуся наиболее глубоким кризисом. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества.

Основной кризис идентичности приходится на юношеский  возраст. Итогом этого этапа развития является либо обретение «взрослой  идентичности», либо задержка в развитии, так называемая диффузная идентичность.

Интервал между  юностью и взрослым состоянием, когда  молодой человек стремится путем  проб и ошибок найти свое место  в обществе, Эриксон назвал психическим мораторием. Острота этого кризиса зависит как от разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузной идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Эриксону:

регрессия к инфантильному  уровню и желание как можно  дольше отсрочить обретение взрослого  статуса;

смутное, но устойчивое состояние тревоги;

чувство изоляции и  опустошенности;

постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что  может изменить жизнь;

страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

враждебность и  презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских;

презрение ко всему  отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо  там, где нас нет»). В крайних  случаях имеет место поиск  негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.

Обретение идентичности становится в наши дни важнейшей  жизненной задачей каждого человека и, безусловно, стержнем профессиональной деятельности психолога. Раньше вопрос «Кто я?» автоматически вызывал  перечисление традиционных социальных ролей. Сегодня, как никогда, поиски ответа требуют особого мужества и здравомыслия.

Информация о работе Идентичность