Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 09:47, реферат
Общение людей друг с другом – одна из самых таинственных сфер жизни. Радостные и трудные взаимоотношения, переживания и конфликты, разъединенность и соприкосновение душ испокон веков были для людей загадкой и манили своей неизведанностью. А между тем взрослые и дети, живя рядом, сегодня, как и тысячу лет назад, пытаются приноровится друг к другу, прийти к согласию, установить доверительные отношения.
Введение……...………………………....................................................................3
Идентификация и ее модели…………..….……………..………………..5
Влияние идентификации……………………..…...........................................7
Заключение……..…………………………...........................................................9
Список используемой литературы…..………….................................................11
Негосударственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«ВолгоградскИЙ колледж газа и нефти»
ОАО «Газпром»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология общения»
тема: «Идентификация как основа и инструмент достижения взаимопонимания»
специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Выполнил (а): Онищенко В.П.
обучающаяся
Проверил
преподаватель: Орлова Светлана Васильевна
Волгоград
2014
Оглавление
Введение……...………………………........
Заключение……..…………………………......
Список используемой литературы…..………….............
Введение
«Ничего нет в мире драгоценнее уз,
соединяющих человека с человеком.
Работая только ради материальных благ,
мы сами себе строим тюрьму».
А.Сент-Экзюпери.
Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, непрерывность общения - необходимое условие жизнедеятельности. "Человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция от внешнего мира – это начало безумия. Информационная, стимулирующая мышление связь с внешним миром так же необходима, как пища и тепло, мало того - как наличие тех энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на нашей планете." (А.И. Берг) Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования и развития личности.
Уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется – от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми.
Общение людей друг с другом – одна из самых таинственных сфер жизни. Радостные и трудные взаимоотношения, переживания и конфликты, разъединенность и соприкосновение душ испокон веков были для людей загадкой и манили своей неизведанностью. А между тем взрослые и дети, живя рядом, сегодня, как и тысячу лет назад, пытаются приноровится друг к другу, прийти к согласию, установить доверительные отношения. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов, поэтому мы не можем пропустить мимо себя проблемы общения, основной из которых является проблема взаимопонимания.
Общение невозможно без определенного уровня понимания, а точнее взаимопонимания, общающихся субъектов.
Термин "идентификация" имеет несколько значений в социальной психологии. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.
Свое восприятие и понимание другого человек, как правило, строит на базе своего собственного жизненного опыта, в основе которого лежит механизм идентификации (от лат. identificare – отождествлять), или приравнивания, уподобления людей друг другу.
Человек испытывает симпатии к другому, сочувствует ему, если он способен почувствовать или представить себя на его месте, если для него понятна, близка и приемлема точка зрения и позиция того человека, с которым он общается.
Иными словами, внутренней основой и предпосылкой взаимного понимания людьми друг друга оказывается механизм их психологической идентификации, или взаимного уподобления.
Идентификация обозначает отождествление, уподобление себя другим. Идентифицировать себя с собеседником означает: во-первых, объединение себя с ним на основе установившейся эмоциональной связи и включение в собственный мир принятых его норм и ценностей; во-вторых, это представление, видение человеком своего собеседника, как продолжение самого себя (проекции), наделение его своими особенностями — чертами, чувствами, желаниями; в-третьих, постановка себя на место собеседника, что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства партнера и приводит к усвоению его личностных смыслов.
Существует две модели идентификации:
1. идентификация
начинается с уподоблением
2. идентификация начинается с первоначального уподобления субъекта объекту (себя другому) к последующему сведению объекта к субъекту (другого себе).
Однако, независимо от порядка и последовательности своего осуществления, идентификация позволяет людям добиваться относительного понимания других людей, несмотря на недостаток предварительной информации о них, когда первое впечатление является, чуть ли не единственным источником знания. Она оказывается тем зеркалом, которое позволяет людям лучше понять как себя, так и других.
Но механизму идентификации свойственна и определенная ограниченность. Его действие ограничено уровнем действительного соответствия или несоответствия людей друг другу. Он эффективен лишь при условии относительного соответствия общающихся людей. За пределами этого соответствия он превращается в инструмент искажения реальности. Полное же уподобление одной неповторимой индивидуальности невозможно.
Кроме того, идентификация осуществляется, как правило, на уровне обыденного сознания и должна неизбежно облекаться в форму стереотипа или определенным образом шаблонизированного представления о другом лице. Ведь жизненный опыт каждого человека достаточно ограничен по сравнению со всем многообразием встречаемых им людей с их разнообразным внутренним миром и характером.
Люди, вступающие в общение, не равны. Они отличаются друг от друга по разным характеристикам: культурному уровню, социальному статусу, жизненному опыту и т. д. Во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса.
Идентификация, или уподобление, предполагает способность общающихся людей представить себя на месте другого, войти в его положение: испытать его внутреннее состояние, посмотреть на самого себя его глазами. В самом механизме уподобления людей друг другу заложены некоторые трудности и противоречия. Прежде всего, нельзя представить себя на месте другого человека, не побывав в «его шкуре». Самым эффективным способом снятия этого противоречия было бы, очевидно, поочередное вхождение в роли друг друга на практике, но в реальной жизни это невозможно.
Идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств. С другой, «может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального».
Существует теория, объясняющая процесс восприятия и понимания людьми друг друга через механизм идентификации. Она носит название-
Имплицитная теория личности — это достаточно сложное социально-психологическое явление, относящееся к внутреннему, большей частью неосознаваемому, психологическому миру человека.
Формально имплицитную теорию личности можно определить так: это — хранящееся в долговременной памяти человека устойчивое представление о том, каким образом связаны внешность, поведение и психология человека, как эти три стороны личности в типичных случаях жизни сочетаются или согласуются друг с другом у одного и того же человека.
Имплицитная теория личности — это образование, складывающееся под влиянием индивидуального опыта общения данного человека с разными людьми. Механизм формирования у человека имплицитной теории личности можно представить себе следующим образом. Встретившись с каким-либо новым для нас человеком, вступив в общение с ним, мы, прежде всего обращаем внимание на его внешность. Затем, уже в процессе общения с ним, мы продолжаем наблюдать за его поведением. В это же время мы начинаем строить гипотезы о его психологии и проверять их в процессе общения. В конечном счете, когда мы расстаемся с человеком, в нашей памяти от общения с ним остается тройной след, который включает в себя сведения о внешности этого человека, знания о его поведении и представление о его психологии. Все это связывается, ассоциируется друг с другом в нашем сознании и памяти.
Далее, мы встречаемся со многими другими людьми и получаем в итоге общения с ними аналогичные впечатления, включающие в себя те же три составляющие: внешние данные, поведение и психологические свойства. Впечатления от разных людей накапливаются в нашей памяти, и то, что в этих впечатлениях оказывается одинаковым (имеются в виду указанные составляющие образа и связи между ними), закрепляется, запечатлевается в памяти. Остальное, то есть случайные составляющие и связи, забывается. В итоге формируется обобщенный образ человека, включающий в себя типичные особенности внешности, типичные формы поведения и типичные психологические свойства в их взаимосвязи. Этот обобщенный образ и представляет собой имплицитную теорию личности. Будучи сформированной у данного человека, его имплицитная теория личности существенно, влияет на то, как он воспринимает и оценивает людей.
Заключение
Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: "Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе". И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.
Вопрос взаимопонимания в общении, я думаю, очень важен, так много недоразумений, переходящих порой в конфликты, вызваны не пониманием.
Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были хорошими, ваша манера общения должна передавать им, что вы…
расцениваете их как равных и не собираетесь подчинять их своей воле;
уважаете, их право на личное мнение и не собираетесь всеми правдами или неправдами убедить их встать на вашу точку зрения;
уважаете и цените их решения и не будете перечеркивать их;
уважаете и цените их ценности и опыт.
Итак, что же всё-таки необходимо, чтобы правильно общаться?
На мой взгляд, одним из наиболее необходимых качеств для достижения взаимопонимания является умение слушать собеседника. Поскольку, если человек не может выслушать партнера, он никогда не сможет его понять. Так же я считаю, что для того, чтобы понять других людей, человек должен осознать, что у каждого есть свое мнение, своя точка зрения, которые могут полностью не совпадать с утверждениями личности. Если человек не может принять наличия у других несовпадающих с его мнениями утверждений, то он начинает резко критиковать людей, пытается доказать и навязать свою точку зрения, что создает большой барьер в общении между людьми, поскольку у человека, который поделился своими мыслями и не получил никакого понимания, а только критику, возникает чувство нежелания общаться с данным индивидом.
По моему мнению, для восприятия и понимания человека человеком очень важно умение читать невербальные сигналы, так как это позволяет увидеть внутренний мир человека, его реакцию на происходящие события, людей, поскольку эти проявления не контролируются человеком.
Теперь попытаемся определить, какие свойства человека будут способствовать пониманию и восприятию других людей.
К свойствам создающим барьер в перцептивном общении можно отнести неумение слушать, надменность и высокомерие, нетерпеливость и нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.
Информация о работе Идентификация как основа и инструмент достижения взаимопонимания