Иерархия потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 23:38, реферат

Описание работы

Характерными особенностями потребностей являются:
1) конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т.п.);
2) более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т.п.);

Файлы: 1 файл

Иерархия потребностей.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)

Следует разделить потребности на два  вида: потребности существования  и потребности достижения целей  жизни.

К потребностям существования обычно относят физиологические  и безопасности. Мы полагаем, что  к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание  человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен  как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое  человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым  для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится  к числу наиболее интенсивных  и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского  персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством  демонстрации высокого общественного  положения. На уровне роскоши человек  «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы  жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах  А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

У большинства  людей уровень удовлетворения физиологических  потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с  тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Все великие философы и религиозные деятели - те, кого принято называть Учителями человечества, призывали к разумному ограничению физиологических потребностей.

Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются  потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:

1) материальные  блага для индивидуума и семьи;

2) власть  и слава;

3) знания  и творчество;

4) духовное  совершенствование.

В зависимости  от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей  после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет  доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у  других -- к власти и славе; у третьих -- к знаниям и творчеству; у четвертых -- к духовному совершенствованию.

Несомненно, что не имеют границ духовные потребности  человека, его стремление к знаниям, развитию и применению своих способностей. Что же касается материальных потребностей, то их безграничность нельзя считать  очевидной. В мире вещей желания  разумного человека с самым богатым  воображением достаточно конкретны.

Иногда  безграничность потребностей выводят  из технического прогресса. Но, создавая новые товары и услуги, он, в конечном счете, выражается в росте среднедушевого потребления энергии и других ресурсов природы. Их количество ограничено и постоянно уменьшается.

Известно, что запасов нефти и многих других полезных ископаемых осталось лишь на несколько десятилетий. Этот факт все более осознается образованной частью населения и не может не влиять на формирование его потребностей.

Для того чтобы доказать необходимость рационального  использования ограниченных ресурсов, совершенно не обязательно исходить из аксиомы о безграничности потребностей человека. Известно, что чем меньше требования аксиом, тем прочнее здание теории. Поэтому в качестве постулата, определяющего задачи сервисологии, вполне достаточно утверждения о  том, что потребности людей больше возможностей их удовлетворения.

 

 

2.1 Структура потребностей

Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных  периодов его жизни. При этом, чем ниже субъективно-нормальный уровень удовлетворения потребностей существования, тем более вероятно, что после его достижения будут доминировать интеллектуальные и духовные потребности.

Основные  отличия предлагаемой структуры  потребностей состоят в следующем: потребности делятся на два вида: существования и достижения целей жизни;

  к первому виду относятся потребности: физиологические, безопасности, причастности; ко второму - потребности в материальных благах, власти и славе, знаниях и творчестве, духовном совершенствовании;

    • выделяются три уровня удовлетворения потребностей существования: минимальный, базовый, уровень роскоши;
    • потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования;
    • базовые уровни удовлетворения потребностей существования могут иметь значительные индивидуальные различия.

 

 

3.Мотивация. Теория Маслоу.

Мотив (или  побуждение) - нужда, ставшая столь  настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

Самые популярные из них - теория Зигмунда Фрейда и теория Авраама Маслоу - предполагают совершенно разные выводы для деятельности по исследованию потребителей и сервиса.

Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при  этом в себе множество влечений.

Эти влечения никогда полностью не исчезают и  никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в  сновидениях, оговорках, невротическом  поведении, навязчивых состояниях и  т.д. Таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках  собственной мотивации.

Авраам  Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в  порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных.

По степени  значимости потребности располагаются  в следующем порядке:

- физиологические  потребности;

- потребности  самосохранения;

- социальные  потребности;

- потребности  в уважении;

- потребности  в самоутверждении.

Человек стремится в первую очередь удовлетворить  самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время  перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.

Восприятие. Мотивированный человек готов к  действию. Характер его действия зависит  от того, как он воспринимает ситуацию. Два разных человека, будучи одинаково  мотивированными, в одной и той  же объективной ситуации могут действовать  по-разному, поскольку по-разному  воспринимают эту ситуацию.

Избирательное восприятие. Сталкиваясь с огромным количеством раздражителей, человек  не в состоянии реагировать на все. Большинство из них он отсеивает, а замеченными оказываются следующие  раздражители:

- связанные с имеющимися в данный момент потребностями;

- которых  ожидают;

- которые резко отличаются какими-то своими значениями от обычных.

Избирательное искажение. Замеченные потребителем раздражители не обязательно воспринимаются им так, как это было задумано отправителем. Каждый человек стремится вписать  поступающую информацию в рамки  существующих у него мнений. Под  избирательным искажением имеют  в виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость.

Избирательное запоминание. Человек склонен запоминать информацию, поддерживающую его отношения  и убеждения.

Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятельности.

Усвоение - это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.

Убеждения и отношения. Посредством действий и усвоения человек приобретает  убеждения и отношения. А они  в свою очередь влияют на его покупательское поведение.

Убеждение - мысленная характеристика индивидом  чего-либо.

Убеждения могут основываться на реальных знаниях, мнениях или просто вере. Производителей, естественно, интересуют убеждения  людей в отношении конкретных товаров. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок.

Отношение. Почти ко всему - политике, одежде, музыке, еде и т.п. - человек имеет собственное  отношение.

Отношение - сложившаяся на основе имеющихся  знаний устойчивая благоприятная оценка индивидом какого-либо объекта или  идеи, испытываемые к ним чувства  и направленность возможных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся  и необходимым (или тем, что кажется  человеку необходимым) и побуждающее  его к деятельности по устранению данного противоречия.

А. Маслоу (1908—1970) предложил следующую иерархию потребностей. Их пять:

  • физиологические потребности;
  • потребность в безопасности и уверенности в будущем;
  • социальные потребности (поддержка коллектива и т. п.);
  • потребности в уважении, признании;
  • потребности самовыражения (самоактуализации).

По  А. Маслоу, потребности нижних уровней требуют первоочередного удовлетворения (движение идет вверх). Высшего уровня достигают всего лишь 1 % всех людей.

По  теории К. Альдерфера потребности человека могут быть объединены в три группы:

  • потребности существования (в безопасности, физиологические потребности);
  • потребности связи (принадлежность к группе, иметь друзей и т. д.);
  • потребности роста (потребность в признании, самоутверждении).

Потребности располагаются иерархично, но движение может идти в двух направлениях —  вверх и вниз.

Теория  Д. Мак-Клелланда (теория приобретенных потребностей) предусматривает три потребности:

  • потребность достижений (ставить цели, достигать их);
  • потребность соучастия (стремление к общению, работе с людьми);
  • потребность властвовать (ради самой власти, ради достижения цели).

Элементы  системы потребностей по Д. Мак-Клелланду не имеют иерархии, оказывают взаимное воздействие.

В теории двух групп факторов Ф. Герцберг выделяет две категории факторов:

  • внешние, или гигиенические (или факторы здоровья) — политика организации, условия работы, заработок, межличностные отношения, контроль за работой;
  • мотивирующие — успех, возможности роста, работа сама по себе.

Теория  Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу.

Установление  связей между потребностями и  возможностями их удовлетворения выделяется у высших животных в особую функцию  психики — способность конкретного  мышления. Так, ориентационная сторона  потребности вырастает до особой и самостоятельной психической  способности.

Биологические потребности являются основанием для  физической жизни, которая у человека дополняется материальными потребностями, или потребностями в материальных объектах самого разного рода.

 

 

Список литературы

 

  1. Жаринов В.М. Философия и  социальные науки. Фундаментальные  системы. – М.: Приор, 2005.
  2. Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  3. Менеджмент. / Сост. Басаков М.И. – М.: Дашков и К, 2005.
  4. Романова И.А. Психология. – М.: Экзамен, 2004.
  5. Сервисная деятельность. / Под общей ред. Романович В.К. – СПб.: Питер, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Иерархия потребностей