Игровая деятельность детей дошкольного возраста с нарушение речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость
постановки и решения следующих задач:
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятие об игре и игровой деятельности;
Рассмотреть особенности игровой деятельности дошкольников и характер её влияние на их психическое развитие;
На основе изучения данных отечественных дефектологов описать некоторые особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи;
Разработать комплекс игровых упражнений, направленных на совершенствование игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические аспекты изучения игровой деятельности……...
Понятие об игре и игровой деятельности……………………………..
Игровая деятельность и ее значение в дошкольном возрасте…….....
Специфика игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи……………………………………………………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей игровой деятельности детей с нарушениями речи…………………………………..

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 17.21 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения игровой  деятельности……...

    1. Понятие об игре и игровой деятельности……………………………..
    2. Игровая деятельность и ее значение в дошкольном возрасте…….....
    3. Специфика игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи……………………………………………………………………….

Выводы по первой главе…………………………………………………….

Глава 2. Экспериментальное  исследование особенностей игровой  деятельности детей с нарушениями  речи…………………………………..

2.1

2.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Игра - одно из замечательных  явлений жизни, деятельность, как  будто- бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказывается весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли.

Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним  из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного  равновесия, гармонии души и тела и отмечал пользу словесных игр для совершенствования интеллектуальных способностей. То есть об обучающих и развивающих возможностях игры известно давно.

Многие выдающиеся педагоги и психологи справедливо обращали внимание на эффективность их использования  в процессе обучения. В частности, А.С. Макаренко считал, что "хорошая  игра" обеспечивает высокую эффективность  любой деятельности и вместе с  тем способствует гармоничному развитию личности, так как обязательно  содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или  духовное), доставляет радость (радость  творчества, победы или эстетическую), а кроме того полагает определённую ответственность на её участников.

В игре особенно полно и  порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для  ребёнка - это мощная сфера так  называемой "самости" - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

Что касается детей с речевыми нарушениями, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое  воздействие на коррекцию их первичных  и вторичных недостатков.

Игра оказывает большое  влияние на коррекцию и развитие речи, поскольку сама игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённого  в неё, определённой способности к коммуникации, использования средств родного языка.

Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - в дошкольником, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.

Однако и сама игровая  деятельность изначально требует от ребёнка определённого уровня развития познавательных возможностей, коммуникативных  навыков, способности к определённым волевым усилиям, которые у детей  с недостатками речи зачастую оказываются  нарушенными.

Для того, чтобы своевременно скорректировать несовершенства игровой деятельности у дошкольников данной категории, психологу необходимо иметь представления об актуальном уровне развития их игры.

Некоторые стороны игровой  деятельности дошкольников с нарушениями  речи раскрыты в работах таких  исследователей, как Г. А Волкова, В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.И. Селиверстов, и другие. Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей через игровую деятельность экспериментально доказана в исследованиях О.В. Герасимовой и Т.А. Бочкарёвой, Е. Смирновой, Л. Галиузовой, С. Мещеряковой, О.А. Козыревой и многих других учёных. Однако большинство современных исследователей по проблеме носит эпизодических характер.

Цель  нашего исследования: выявить особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объект  исследования: игровая деятельность.

Предмет исследования: особенности игровой деятельности у дошкольников с речевыми нарушениями.

Гипотеза. Предположим, что игровая деятельность детей с выраженными нарушениями речи сформулирована на довольно низком уровне, не соответствует возрастной норме по многим показателем.

Цель, объект и   предмет   исследования   определили   необходимость

постановки и решения  следующих задач:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятие об игре и игровой деятельности;
  2. Рассмотреть особенности игровой деятельности дошкольников и характер её влияние на их психическое развитие;
  3. На основе изучения данных отечественных дефектологов описать некоторые особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями речи;
  4. Разработать комплекс игровых упражнений, направленных на совершенствование игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.

Методы  исследования:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2.  Педагогический  эксперимент

 

 


Информация о работе Игровая деятельность детей дошкольного возраста с нарушение речи