Игры для детей 2-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 20:10, творческая работа

Описание работы

Работа содержит игры на развитие внимания, памяти, речи, восприятия, мышления детей 2-3 лет.
Для умственного развития детей, развития их психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления существуют игры, задания, упражнения, в которые можно играть с ребёнком ежедневно по 10-20 минут в зависимости от интереса ребёнка. Следует учитывать, что игры должны быть приятны ребёнку, вызывать радость от общения с родителями и другими взрослыми, а не усталость.

Файлы: 1 файл

Как развивать восприятиея. память детей 2-3 лет2.doc

— 28.87 Кб (Скачать файл)

Для умственного развития детей, развития их психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления существуют игры, задания, упражнения, в которые можно играть с ребёнком ежедневно по 10-20 минут в зависимости от интереса ребёнка. Следует учитывать, что игры должны быть приятны ребёнку, вызывать радость от общения с родителями и другими взрослыми, а не усталость.

 

Игры на развитие восприятия величины.

 

«Большой и маленький предмет». 5, стр. 53

Ребёнку показывают парные картинки, которые отличаются по величине, называя их величину.

- Это большой мячик. Это маленький мячик (стул, грибок и т.д.)

- Где большой мячик? Где маленький мячик?

- Дай большой грибок. Дай маленький грибок.

- Покажи большой стул. Покажи маленький стул.

Затем просят повторить эти выражения: «большой стул», «маленький грибок».

 

«Большая и маленькая игрушка». 5, стр. 54

Просят ребёнка принести большой мячик. Показывают, как надо ощупывать двумя руками, какой он большой. Просят принести большого медведя. Показывают разведёнными руками, какой он большой. Просят принести маленький мячик. Он должен быть намного меньше большого, чтобы ребёнок мог брать его одной рукой. Показывают, какой мячик маленький, ладонями обеих рук, закрывают мячик, гладят его, ставят мячики рядом и повторяют их названия, показывая разведёнными ладонями их величину. Голосом усиливая разницу размеров, сопровождая эмоциональным выражением лица. Предложите покатать сначала большой мячик, потом маленький.

 

«Принеси кубик». 5, стр. 54

Дают ребёнку набор кубиков одного цвета, но двух разных размеров: 3 больших, 3 маленьких. Ставят перед ребёнком 2 коробочки. В одну кладут большой кубик, в другой маленький. Просят положить в эти коробочки кубики: к большому кубику большие, к маленькому маленький. Перед началом спросить, где большие, где маленькие.

 

«Поручение». 2, стр. 9

Цель: обучение ребёнка различать и называть игрушки, а также определять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия; совершенствование понимания речи.

 

«Большие и маленькие (бусины)» 2, стр. 7

Цель: научить ребёнка чередовать предметы по величине.

 

«Собери пирамидку» Собираем пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу) – 2г.6м., из 8-10 колец по образцу, рисунку – 3г.

 

«Мисочки», «Собери матрёшку»

Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрёшки, мисочки, формочки, колпачки – из 3-4 составляющих (по показу).

 

«Какой мяч больше?» 2, стр. 7

«Блоки Дьенеша для самых маленьких»

 

Игры на развитие восприятия формы.

 

«Круг, квадрат» 2, стр.8

Цель: научить ребёнка чередовать предметы по форме.

Материал: по 5 картонных кругов и квадратов одного цвета.

Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки: «Вот такая – это квадрат, и такая – это круг». Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) – в другую. Затем взрослый спрашивает у ребёнка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы её положили?» Накладывая круг на круг взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые…

 

«Какой это формы?»  2, стр. 8

Цель: научить ребёнка чередовать предметы по форме.

Материал: 4 круглых и 4 квадратных глиняных бусины одинакового цвета; диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см. Тонкие шнуры или толстые нитки для нанизывания.

Ход игры: кукла или другая игрушка «приходит в гости» к ребёнку и «приносит» с собой в корзинке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребёнка с куклой и показывает, что у неё в корзиночке. Кукла просит ребёнка сделать из бусинок украшения. Взрослый показывает ребёнку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Затем взрослый предлагает ребёнку выбрать из корзиночки 2 бусинки (шарик и кубик) и нанизать их. Внимание ребёнка фиксируется на том, что оказалось надетым на нитку: шарик-кубик, шарик-кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бусинку на нитке, приговаривая: шарик, кубик… Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно.

 

«Коробка форм»

Ребёнок ориентируется к 2 г. 6 м. в 4-6 геометрических формах, подбирает, прикладывая объёмные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

 

«Выложи предмет» 6, стр. 140-141

Цель: учить в своей деятельности правильно использовать геометрические фигуры по назначению.

Материал: геометрическая мозаика, к ней карточки с изображением несложных предметов: ёлка, тележка, дом с забором, в основе которых лежат основные геометрические фигуры.

Взрослый даёт ребёнку геометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующие рисунки, накладывая их на образец.

 

«Покажи такую же фигуру»  6, стр. 139

Цель: научить подбирать по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.

Материал: 2 комплекта основных геометрических фигур: кубик, шар, кирпичик, цилиндр, призма, конус.

Один комплект дают ребёнку, другой находится у взрослого. Взрослый показывает малышу одну из фигур и просит дать такую же. Ребёнок даёт взрослому соответствующую фигуру.

 

«Блоки Дьенеша для самых маленьких»

«Парные картинки»

 

 

 

Игры на развитие восприятия цвета

 

«Шесть картинок»

Цель: развитие речи, внимания, знакомство с понятием цвета.

 

«Геометрический конструктор»

Цель: развитие восприятие цвета, величины, формы у детей, начиная с раннего возраста.

Дидактические задания: подбери фигуры по форме, размещение однородных предметов резко различных по цвету (2-4 цвета) и др.

 

«Большие и маленькие бусы» 2, стр. 7

«Курочка и цыплята» 2, стр.9

«Поручения» 2, стр.7

«Ёлочки и грибочки» 2, стр.10

«Гуси с гусятами»  2, стр.11

«Разноцветные бусы» 2, стр.11

«Найди палочку» 3, стр. 21

«Помоги матрёшке найти свои игрушки»  2, стр. 12

«Собери пирамидку»

«Мисочки»

«Блоки Дьенеша для самых маленьких»

 

 

 

 

Игры на восприятие пространства

 

Цель: научить ребёнка воспринимать такие характеристики пространства как: далеко, близко; высоко, низко;

 

«Зайчик убежал»       стр. 98

Положите перед ребёнком 2 игрушки (зайчика и мишку). Мишку поставьте так, чтобы он мог взять его рукой, вытягивая её. А зайчика поставьте чуть дальше вытянутой руки, так, чтобы нужно было за ним потянуться и скажите:

- Мишка близко, а зайчик далеко.

- Дай мишку!

- Далеко зайчик, дай зайчика.

Поставьте зайчика ещё дальше, попросите дать зайчика. Пока ребёнок тянется, говорите: «Далеко зайчик убежал!» Покажите, как зайчик скачет ещё дальше, чтобы ребёнку нужно было идти к нему. Покажите, как зайчик возвращается обратно.

- Теперь зайчик близко. Мы его поймали!

- Мишка близко, зайчик близко.

Потом убегает мишка.

- Где мишка? Где зайчик?

Меняйте их расстояния и спрашивайте. Повторяйте эту игру с другими игрушками, пока не убедитесь, что ребёнок установил связь между словом и расстоянием.

 

«Волк и зайчик»        стр.99

Предложите ребёнку поиграть в зайчика и волка. В руках у ребёнка зайчик, а у вас волк. Далеко убежал зайчик, волку не поймать. Сейчас поймает, волк близко. Опять убежал зайчик далеко.

 

«Поймай мячик»       стр. 99

Катаем мячик и бежим за ним, пока он не укатился далеко. Не успел укатиться, поймали. Близко!

 

«Сложи узор» (авторы Никитины)

 

 

Игры на восприятие температуры

 

«Покажите ребёнку»       стр. 125

Покажите ребёнку предметы разной температуры: горячие, холодные, тёплые. Сопровождайте показ движением рук, пальцев, как надо осторожно трогать предметы. Покажите вашу эмоциональную реакцию от предметов разной температуры: голосом, словами, мимикой, движениями. Попросите ребёнка показать предметы горячие, холодные и тёплые. Дайте потрогать их в разных состояниях, так как нужен опыт, что эти предметы могут быть разной температуры.

 

 

 

Восприятие иллюстраций

 

Дети 2-3 лет воспринимают иллюстрации отдельных простых предметов крупного размера, ярких цветов, простых форм, состоящих из 2-3 деталей.

 

 

Рассматривание картинки

 

- Показать ребёнку картинку и дать время рассмотреть её. Как только интерес ребёнка начал затухать, начинайте управлять его восприятием.

- Укажите пальцем на главных героев, обведите их контуры, назовите их.

- Укажите на основные части, затем дополнительные, сопровождайте свою речь эпитетами и эмоциональными возгласами, которые показывают ваше отношение к изображению.

- Для более старших детей укажите на фон и вспомогательные предметы, которые усиливают характеристику героев или сюжета иллюстрации.

 

 

Восприятие литературных произведений

 

Знакомство с литературными произведениями расширяет словарный запас, накапливает речевые обороты, способы изложения информации и др.

 

«Чтение сказки» (рассказа, стиха)

Настроить на слушание. Успокоить, посадить рядом, показать книжку, сказать название, о чем будем читать. Перед чтением рассмотреть картинки, сопровождая их комментариями, вопросами. Читать надо выразительно, передавая голосом характер событий и особенности героев.

 

Игры на развитие мышления

 

«Разрезные картинки»

Ребёнок складывает разрезанную картинку из 2 частей – 2г.6м.; из 6-7 частей к 3 г., изображающую человека, на целой картинке, образце.

 

«Кто что делает?» 2, стр. 36

Цель: обучение ребёнка внимательно рассматривать картинки и называть изображённые на ней предметы и называть их качества, выполнять действия, которые он видит на картинке; развитие игровых навыков.

Материал: картинки, с изображением одного действия, легко поддающиеся пониманию: мальчик играет на барабане, девочка причёсывает куклу и др.

Ход игры: ребёнок выбирает картинку и рассказывает о том, что на ней изображено. Затем он идёт к столику с игрушками и предметами, находит нужный и воспроизводит действие, изображённое на картинке, например, стучит в барабан.

 

«Парные картинки»

«Сделай то, что я скажу» 2, стр.35

«Кто рассказывает?» 2, стр.35

 

 

Игры на развитие внимания.

 

«Кто что услышит?» 2, стр. 23

Цель: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.

Материал: ширма, различные звучащие предметы, звонок, молоточек, трещотка, труба, бубен и т.д.

Ход игры: взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать.

 

«Угадай, что надо делать» 2, стр. 23

«Солнце и дождик» 2, стр. 23

«Угадай, на чём играю» 2 стр. 24

«Птицы и автомобиль» 2 стр. 24

 

Игры на развитие памяти

 

«Найди Снегурочку» 2, стр.27

Цель: развитие внимания, памяти.

Ход игры: взрослый наряжает куклу снегурочкой и прячет её. Взрослый говорит ребёнку, что сегодня к нам в гости обещала прийти снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с тобой. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт снегурочку, он играет и танцует вместе с ней.

 

«Бегите ко мне!» 2,стр. 27

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти; умение ориентироваться в пространстве; укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.

Ход игры: ребёнок сидит на стульчике, взрослый садится напротив ребёнка у противоположной стены, он обращается к ребёнку и говорит: «Беги ко мне!», при этом манит его рукой. Когда прибегает ребёнок, взрослый обнимает его и говорит: «Прибежал, ну, теперь, беги назад!». Ребёнок поворачивается, бежит назад. Взрослый говорит ему вслед: «Убегай, убегай». Ребёнок садится на стульчик. «Отдохнул? – спрашивает взрослый. – Ну, беги опять ко мне. Беги, беги».

 

 

Как мы птичек кормили» 2 , стр. 25

 

Игры на развитие воображения

 

«Какая игрушка?» 3, стр.32

Цель: развитие воображения, мышления.

Материал: приготовить несколько листков бумаги, с нарисованными на ней фигурками. На каждом листе одна фигурка, похожая сразу на несколько игрушек.

Ход игры: попросите ребёнка назвать как можно больше предметов. Если ответы односложные, то задайте наводящие вопросы и попросите описать игрушку поподробнее.

 

«Камушки на берегу» 2, стр.32

Цель: развитие воображения, фантазии, речи.

Материал: надо нарисовать морской берег (это может быть просто полоска жёлтого цвета-песок и полоска синего-вода). На берегу – несколько нарисованных камешков (5-6) разной формы.

Ход игры: по берегу только что прошёл волшебник и превратил всё в камешки. Надо их «расколдовать». Ребёнок придумывает разные варианты.

 

«Игра с собачкой» 2, стр.31

Цель: развитие воображения, расширение словарного запаса; приобретение навыков простой сюжетной игры.

 

«Зайка» 2, стр.30

Цель: развитие воображение; формирование правильной артикуляции; развитие умения понимать инструкции; обучение прыжкам на обеих ногах.

 

Мы надеемся, что предложенные игры, задания, упражнения помогут  вырастить Ваших детей умными и здоровыми!

 

Литература:

Е. Волосова «Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели». М., «Линка-Пресс», 1999г.

А.С. Галанов «Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до 3 лет». М., 2003г.

«Развивающие игры с малышами до 3 лет». Составитель Т.В. Галанова. Ярославль «Академия развития». 1997г.

Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль «Академия развития». 1996г.

Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». Ярославль «Академия развития». 1997г.

Информация о работе Игры для детей 2-3 лет