Иллюзии восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:41, реферат

Описание работы

Люди издавно пытаются понять, каким образом мы воспринимаем окружающий мир. Один из самых интересных способов изучения - исследование иллюзий. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи, причем не только психологи, но и художники, еще с древнейших времен. Вспомним притчу о царе Соломоне и царице Савской. Царь Соломон, желая увидеть ноги царицы (которые она почему-то всегда скрывала), сделал в одном из залов своего дворца, сразу за порогом, стеклянный пол, куда налили воды и пустили плавать рыб. Царица, входя, инстинктивно отпрянула назад от водной глади, приподняв платье, чтобы не замочить его. И все увидели, что у прекраснейшей царицы Савской ноги не столь совершенны, как все остальное.

Содержание работы

Введение
Общая характеристика восприятия
Общая характеристика зрительных иллюзий
Иллюзии восприятия размера
Иллюзии искажения
Иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы
Иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура
Портретные иллюзии
Иллюзии при движении объекта
Иллюзии восприятия цвета
Иллюзии и влияние знания об объекте на восприятие
Иллюзии и влияние предыдущего опыта на восприятие
Другие типы иллюзий
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат ПиП.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта  Российской  Федерации

Федеральное  агентство  железнодорожного транспорта

Омский государственный  университет путей сообщения (ОмГУПС)

Кафедра «Связи с общественностью, сервис и туризм»

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Психология и педагогика»

Иллюзии восприятия

 

 

 

 

Студент гр. ИС ЗФ, курс 3

шифр И-ИС-10078

____________А.Н. Антонова

«__»________2013 г.

 

Проверил  преподаватель

____________А.Н. Слижевская «__»________2013 г.

 

 

 

 

Омск 2013

План:

Введение

  1. Общая характеристика восприятия
  1. Общая характеристика зрительных иллюзий
  2. Иллюзии восприятия размера
  1. Иллюзии искажения
  1. Иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы
  2. Иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура
  1. Портретные иллюзии
  1. Иллюзии при движении объекта
  2. Иллюзии восприятия цвета
  3. Иллюзии и влияние знания об объекте на восприятие
  4. Иллюзии и влияние предыдущего опыта на восприятие
  5. Другие типы иллюзий

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Люди издавно пытаются понять, каким образом мы воспринимаем окружающий мир. Один из самых интересных способов изучения - исследование иллюзий. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи, причем не только психологи, но и художники, еще с древнейших времен. Вспомним притчу о царе Соломоне и царице Савской. Царь Соломон, желая увидеть ноги царицы (которые она почему-то всегда скрывала), сделал в одном из залов своего дворца, сразу за порогом, стеклянный пол, куда налили воды и пустили плавать рыб. Царица, входя, инстинктивно отпрянула назад от водной глади, приподняв платье, чтобы не замочить его. И все увидели, что у прекраснейшей царицы Савской ноги не столь совершенны, как все остальное.

Иллюзии - это искаженное, неадекватное отражение свойств  воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Далее рассмотрим какого же значение иллюзий в жизни человека.

 

 

 

 

  1. Общая характеристика восприятия

Наиболее многочисленной группой иллюзий восприятия являются пространственные зрительные иллюзии. Единства по вопросам классификации  иллюзий в психологической литературе не существует.

В своей работе мы классифицировали иллюзии следующем образом:

1. Зрительные  иллюзии:

    • иллюзии восприятия размера;
    • иллюзии искажения;
    • иллюзии, возникающие из-за меняющегося рельефа и зависящие от перспективы;
    • иллюзии, возникающие вследствие фона, на котором расположена фигура;
    • портретные иллюзии;
    • иллюзии при движении объекта;
    • иллюзии восприятия цвета.

2. Другие иллюзии:

  • слуховые  иллюзии;
  • прочие иллюзии.

Восприятие - весьма сложный, но вместе с тем, единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: ребенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия). Восприятие может быть не совсем адекватным, объект по разным причинам может восприниматься искаженно или двойственно.

2. Общая характеристика зрительных иллюзий

Искажения зрительного образа иначе называются зрительными иллюзиями. Это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. д., но и физическими факторами и явлениями: освещенностью, положением в пространстве и др. Огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит о достаточной объективности нашего зрения. Подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического несовершенства глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь возникает при осмыслении зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.

Иногда иллюзии  зрения появляются вследствие особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных  осях глаз, наблюдение через щель и  т. п. Такие иллюзии исчезают при  устранении необычных условий наблюдения. Известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Закройте левый  глаз и посмотрите на фигуру, изображенную слева, правым глазом, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

В 1668 г. известный  французский физик Э. Мариотт  открыл феномен «слепого пятна». В том месте, где в глаз входит зрительный нерв, сетчатая оболочка глаза не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, попадающие на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем.

3. Иллюзии восприятия размера

На рисунке  белый квадрат на черном кажется  больше черного квадрата на белом  фоне. На самом деле фигуры одинаковы. Эта иллюзия объясняется явлением иррадиации (лат. - неправильное излучение): светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона.

Мы воспринимаем объекты  целостно, вместе с окружающими их другими объектами, фоном или обстановкой. И этим объясняется самое большое количество зрительных иллюзий. Часто иллюзии объясняются тем, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на ее части.

Одной из самых  известных оптико-геометрических является иллюзия Мюллера-Лайера. Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь.

                              

Еще один пример иллюзии подобного рода: параллелограмм Зандера (1926). На самом деле отрезки AB и BC равны.

Зрительные  иллюзии могут возникать вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т. е. из-за взаимосвязи  фигур с другими фигурами.

На рисунке  круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы. Еще один пример контекстной иллюзии: человек рядом с великаном кажется меньше фигуры на заднем плане, хотя это одна и та же фигура, помещенная на рисунок без изменения размера.

Причина некоторых иллюзий  восприятия размера кроется в  недостаточной способности зрительного  аппарата выделить часть из целого - в виду сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

Особым типом  иллюзий восприятия размера является переоценка вертикальных линий по сравнению  с горизонтальными, свойственная большинству  людей.

Вертикальная  линия воспринимается как более  длинная. 
Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается.

К рассматриваемой  группе иллюзий относятся также  иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

4. Иллюзии искажения

Многие иллюзии  объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

Из-за преувеличения  острых углов искажаются и истинные соотношения частей видимой фигуры.

На рисунке  параллельные линии кажутся непараллельными.

Иногда изменение  направления линий и искажение  формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями  других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. К такому типу иллюзий относится и так называемый эффект веера (иначе - иллюзия Геринга).

На самом  деле две центральные прямые - параллельны.

На приводимом рисунке прямолинейные стороны  квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат - деформированным. Известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой.

Так, прямая касательная  к кружкам разных радиусов кажется  кривой  (иллюзия С. Томпсона).

5. Иллюзии,  возникающие из-за меняющегося  рельефа и зависящие от перспективы

Интересные  зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на  разных  расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение.

Куб то кажется  видимым сверху, то сбоку; раскрытая  книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно.

Мы часто  видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т. п.). Это явление называется перспективой. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

6. Иллюзии,  возникающие вследствие фона, на  котором расположена фигура

Рассмотрим  ряд иллюзий зрения, обусловленных  влиянием контраста яркости, т.е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом - более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма.

На рисунке  большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта. Наконец, существует явление «отпадания к фону» некоторых частей фигур.

Если прямоугольный  предмет, окрашенный черной краской, как  показано на рисунке слева, наблюдать  с некоторого большого расстояния на белом фоне, то он будет выглядеть приблизительно таким, каким изображен справа, белые пятна на предмете, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону на углах отпадут к фону. Глаз очень часто темное пятно принимает за тень других рядом стоящих предметов. На этом принципе основана камуфляжная окраска предметов пятнами разных цветов в целях военной маскировки. Такая же окраска «камуфляж» наблюдается в мире животных и растений, служит для них защитной окраской.

Информация о работе Иллюзии восприятия