Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:53, статья
Иллюзия (англ. illusion; от лат. illudere - обманывать) - искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Их виды.
Богомазова Е. ЗВ 12-2
Иллюзии. Восприятия
Иллюзия (англ. illusion; от лат. illudere - обманывать) - искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии ("обманы зрения"), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения.
Можно выделить их виды.
1. Иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне).
2. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. При равенстве длин перпендикуляра и его горизонтального основания первый воспринимается большим по длине. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного, причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем заполненное продольными линиями.
3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза).
4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера—Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине.
Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия 2 соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом.
5. Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с др. линиями. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их др. линий (иллюзия Цельнера). Известна иллюзия неколлинеарности, или излома прямой: отрезки прямой, пересекающие 2 горизонтальных (или вертикальных) прямоугольника, воспринимаются не принадлежащими 1 прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях (иллюзия Поггендорфа).
6. Известен ряд в основе которых лежит переоценка величин острых углов. К достаточно хорошо известной иллюзии приводят параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся таковыми. По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата.
Причины, вызывающие И. в., многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т. д.), др. — влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (напр., одним глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных И. в. имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, напр., и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и, наоборот, если к.-л. из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста м. б. объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга. Зрительные И. в. широко используются в живописи и архитектуре.
И. в. можно наблюдать не только в области зрения, но и в др. областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье:
если поднимать 2 одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый (и наоборот). В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, объем, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.
В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не 1 шарик, а 2.
Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, напр., контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Д. Н. Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т. п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т. д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т. п.
Восприятие – это бессознательное умозаключение. Воспринимая какой-то объект, человек его осмысливает. При этом происходит анализ – выделяются отдельные свойства. Синтез – представление целостного образа. Обобщение – определяется, к какой группе объектов относится непосредственно данный объект. Глядя на тарелку с супом, мы без труда относим тарелку к посуде, а суп к еде. Для воспринятого объекта мы обычно находим нужные слова или подбираем эквивалент.
Если воспринимаемое не соотносится с имеющимися представлениями – мы начинаем испытывать тревогу. Так, в тёмной комнате нас может напугать обычное пальто, висящее на вешалке и принявшее во мраке причудливые очертания. При включенном же свете мы понимает, что это просто пальто, а не жуткий монстр, и успокаиваемся. Воспринятый предмет стал понятным и привычным.
Таким образом, мы воспринимаем объекты и явления в соответствии с предыдущим жизненным опытом. Но не надо забывать, что восприятие неразрывно связано с эмоциями и чувствами. Недаром существуют выражения: «видеть всё в чёрном свете», «воспринимать сквозь розовые очки». Это, так называемое, правило эмоционального соответствия.
Воспринимать разные объекты можно по-разному. Посмотрите на рисунок, расположенный ниже. Кто-то увидит на нём два лица в профиль, а кто-то – вазу.
Посмотрим на следующий рисунок. На нём одни люди увидят отвернувшуюся девушку, а другие – лицо носатой старухи.
Целостность – это когда предмет воспринимается в совокупности всех своих свойств. Мы смотрим на учебник и видим: это учебник физики, синего цвета.
Неизменность – явление несколько иного свойства. Благодаря ему, мы воспринимает предмет более или менее одинаково, хотя условия изменяются. Тот же учебник в руках и на расстоянии 2 метров в нашем сознании сохраняет свои размеры. То есть у нас складывается определённое мнение, которое в дальнейшем кардинально влияет на представление о каком-либо объекте или предмете.
Отсюда и возникают иллюзии. Обратите внимание на рисунок. На нём изображены прямые линии. На первый взгляд они разной длины. Но в действительности все линии равны. Иллюзию создают наклонные линии. Мы же, бросив взгляд на рисунок, воспринимает изображения как данность. У нас даже мысли не возникает взять линейку и измерить длину прямых отрезков.
И ещё один рисунок. На нём изображены прямые линии. Так вот, они абсолютно параллельные. Хотя, глядя на рисунок, этого не скажешь.