Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 06:06, контрольная работа
Понятие «импринтинг» ввёл австрийский этолог Конрад Лоренц, получивший впоследствии за открытие этого эффекта Нобелевскую премию. Лоренц, занимаясь исследованием только что вылупившихся из яиц новорождённых утят, обнаружил, что первым делом они осуществляют поиск «образа матери». Оказалось, что единственное условие, которому должен был удовлетворять объект, претендующий на роль матери — движение. Этого оказывалось достаточно, чтобы утята тут же начинали повсюду следовать за этим объектом. В качестве «подсадной утки» Лоренц использовал самого себя. Удивительно, но когда он начинал двигаться, утята принимали его за свою мать и начинали тут же неотступно бегать за ним, полностью игнорирую утку, которая их высидела. Конрад Лоренц назвал это поведение утят импринтингом, что означает запечатление.
Введение…………………………………………………………………………2
Импринтная уязвимость в старшем возрасте………..…………………4
Ахиллесова пята нормального человека………………………………..7
Виды импринтинга у человека………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………..10
Список литературы…………………………………………………………….11
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Понятие «импринтинг» ввёл
австрийский этолог Конрад Лоренц,
получивший впоследствии за открытие
этого эффекта Нобелевскую
Импринтинг в психологии — это практически неизгладимые образы, впечатления, совокупность убеждений, не основанные на логике, которые закладываются в моменты так называемой ипринтной уязвимости и свойственны не только животным, механизм импринтинга действуют также и на людей. (Импринтная уязвимость [БСЭ] — определенное состояние психики, в период которого может сформироваться импринт). В дальнейшем запечатленные образы играют ведущую роль в их специфических поведенческих реакциях. Этот механизм действует не только в раннем детстве, он может действовать на человека любого возраста, когда у него происходит формирование каких-то совершенно новых для него убеждений или он испытывает сильное нервное потрясение.
Интересные мысли в книге ВладмираЦая «Кто в армии служил», там дается определения слову Импринтинг:«Импринтинг – это процесс, при котором в определенных условиях, соответствующих возрасту, активизируются определенные гены, обеспечивая их носителю выполнение определенных функций в дальнейшей жизни. Это процесс независимо от человека позволяет как бы переписать необходимые механизмы, накопленные в ходе эволюции, в психофизическую систему. Например, когда ребенок с рождения находится в человеческом обществе, он будет говорить, если нет каких то отклонений. Но если до определенного возраста он лишен человеческого общения, как Маугли, то говорить он никогда не научится – соответствующий импринтинг речи не был включен своевременно и уже включен не будет.
В нашей работе мы попытаемся рассмотреть данный вопрос более тщательно.
Подготовка человека к жизни заключается, в том числе, и в том, чтобы своевременно включить необходимые импринтинги. Если ребенок не учил арифметику в начальной школе, он не станет математиком, тем более экономистом. Если, условно говоря, ему не читали в детстве книжку «Что такое хорошо и что такое плохо», то он вполне может вырасти моральным уродом. Разумеется, все это очень индивидуально и случаются исключения. Но что-то в этом есть – человек проходит импринтинг до совершеннолетия, до 22 лет, и все необходимые для жизни в человеческом обществе качества извлекаются из запасников генома и встраиваются в психофизическую систему в свое время при определенных условиях.
Существует мнение, что если молодой человек попадает после школы в армию, а не в университет, то он не проходит стадию импринтинга, раскрепощающих самостоятельное мышления, что необходимо для творческой деятельности. Но с другой стороны, молодые люди, не побывавшие в условиях, максимально приближенных к армейским, никогда не взрослеют. Они остаются инфантильными на всю жизнь. Благодаря, как правило, родителям они могут делать карьеру, «надувать щеки» и «колотить понты», но они никогда не поймут, что такое необходимость, и потому не научатся любить свободу.
Свобода должна быть уравновешена необходимостью. Пионерские и скаутские лагеря, стройотряды, армейские сборы – все должно быть в свое время и в меру. Социалистическое государство представляла воспитание молодежи делом политическим и удивительным образом прививала культуру необходимости с детства. Кому-то это идет во вред, но большинство к естественной свободе юности получали прививку морали.
Возможно, после университета
полезно провести какое-то время
в армии и, таким образом, подвести
черту под беззаботным образом
жизни для осознанного
Давайте задумаемся, почему многие люди нашего просвещённого 21 века продолжают оставаться такими падкими на различные мистические теории и посулы, предлагающие им невиданные достижения, да ещё которые можно достигнуть без значительных затрат труда? Они руководствуются не разумом, а сформировавшимися убеждениями, не основанными на логике и доказательствах. Мы — жители не просто века информации — мы жители века дезинформации, эпохи пиара, преследующего часто отнюдь не поиски истины, а свои меркантильные цели. Немало людей нашего общества совершенно сбиты с толку этим потоком информации, где очень нелегко отличить истину от лжи, легко «ведутся» на внешне привлекательные модные теории, «высосанные из пальца», обещающие им рай уже здесь, на земле. В результате, многие люди легко зомбируются и бодро шагают за тем, кто громче трубит о своей панацее, вспомните, хотя бы рекламу чудодейственных лекарств.
Кто же легче всего «западает» на такие посулы?
Главным образом, на такую агитку поддаются люди, столкнувшиеся в своей жизни с серьёзными проблемами (вспомните, хотя бы, матерей Беслана). Именно эти люди являются наиболее уязвимыми для импринтинга в своё сознание образа, желательного для манипулятора. Большинство импринтов человек получает в младенческом возрасте. Однако когда человека по жизни постоянно преследуют неудачи, когда он осознаёт свою личную неэффективность, беззащитность, когда некому оказывается протянуть ему руку помощи, он испытывает жестокий когнитивный диссонанс, постоянный сильнейший стресс, острое недовольство жизнью и собой, он вновь становится подвержен импринтингу и может стать лёгкой добычей различных гуру, сект, мошенников, авантюристов.
«Промыватели мозгов» устраивают настоящую охоту на личности, находящиеся по жизни в кризисном состоянии, ведь это «публика очень отзывчивая» на их посулы. Бесполезно переубеждать человека, поддавшегося промыванию мозгов, что его просто элементарно дурят, зомбируют, используют, он находится в таком состоянии, когда убедить его с помощью фактов и доказательств совершенно невозможно. Он одержим и будет продолжать отрабатывать заготовленный для него сценарий совершенно этого не осознавая этого, порой не обращая внимания на вопиющую нелогичность предлагаемого ему счастья, очевидную любому нормальному человеку. Импринтинг не требует осмысления и доказательств, он просто принимается человеком, т.к. базируется на эмоциональной основе.
Но, если Вы думаете, что «попасться
на удочку» могут только проблемные
личности, запутавшиеся в жизни, что
Вы хорошо защищены от этого, то сильно
ошибаетесь. Каждый человек хочет
прожить интересную, яркую жизнь
и добиться как можно больших
успехов — все люди падки на
новое. Это является ахиллесовой
пятой нормальных людей. Любого человека
можно заразить неожиданной перспективой,
поэтому уязвимы мы все. Многие люди
незнакомы спонятиям «
Может ли импринтинг в принципе быть полезен? Едва ли, но любителей острых ощущений это не остановит, ведь так хочется побыть немножко гением.
•Оральный импринтинг. Прикладывание
к груди, а вместе с ним и оральный импринт,
происходит с первых часов рождения человека.
Поиск комфортной зоны запрограммирован
в каждом из нас, а материнская грудь является
зоной уюта и безопасности. Это та точка,
от которой безопасная зона будет расширяться
в дальнейшем (по мере отлучения от груди).
От того, в каких условиях произошел первый
оральный импринт, во многом зависит позиция
человека (наступательная или оборонительно-отстутпательная)
•Территориально-эмоциональный импринтинг. Запуск этого импринта происходит на стадии освоения территории и утверждения своего статуса, то есть на стадии обучения самостоятельному передвижению. От условий, в которых происходит обучение, зависит роль человека в обществе: доминирующая или подчиняющаяся. Кроме того, человеческий малыш пытается бороться за пространство, «метя» его беспорядком;
•Вербальный импринтинг связан с мышцами правой руки и тонких мышц гортани. От этого зависит речь, мышление и распознавание символов. Малыш определяет для себя житейскую логику, вешает на окружающие его предметы ярлыки;
•Социальный (социополовой) импринтинг. Этот вид импринтинга направлен на формирование внутривидовых (а также межвидовых) взаимодействий. Кроме того, он во многом определяет дальнейшие сексуальные предпочтения человека, его семейную и общественную роли. Сексуальные расстройства часто уходят корнями в социополовой импринт.
Возможно, вы слышали также о таком понятии, как геномный импринтинг, однако, импринтинг гена – это эпигенетический процесс, который происходит на другом уровне. И если с помощью импринтинга в психологии мы можем проследить психологические процессы и импринтинг в психологииформирование мировосприятия человека, то генетическое явление геномного импринтинга интересует ученых, в первую очередь, с точки зрения изучения наследственных болезней.
В психологии считается, что импринтинг у человека происходит в довольно большой срок – с момента рождения и до полугода. Но и последующие несколько лет крайне важны для ребенка, запечатлевающего модель отношений с окружающим миром. Недаром некоторые народы считали деток до шести лет колдунами, контакты с которыми строго регламентированы. Да и вспомните сказки, в которых маленькие дети видят мир совсем не таким, как воспринимают его взрослые.
Заключение
Известный этолог, психоаналитик Джон Боулби, решительно доказывал, что концепции Лоренца и Тинбергена подходят к человеческому развитию. В своей работе «Привязанность» он утверждал, что процесс "импринтинга", в широком смысле понятия, приложим к человеческому поведению в своем общем виде. В частности, он предположил, почему младенцы и маленькие дети бывают так потрясены, когда их разлучают с родителями. Будучи продуктом эволюции, ребенок испытывает инстинктивную потребность оставаться рядом с родителем, на которого у него выработался импринтинг. То есть ребенок открыт к определенным импринтам в определенные периоды.
Далее, мы разобрали, что ребенок с рождения находится в человеческом обществе, он будет говорить, если нет каких то отклонений. Но если до определенного возраста он лишен человеческого общения, как Маугли, то говорить он никогда не научится – соответствующий импринтинг речи не был включен своевременно и уже включен не будет.
Подготовка человека к жизни заключается, в том, чтобы своевременно включить необходимые импринтинги.Большинство импринтов человек получает в младенческом возрасте, и проходит импринтинг до совершеннолетия, до 22 лет, и все необходимые для жизни в человеческом обществе качества извлекаются из запасников генома и встраиваются в психофизическую систему в свое время при определенных условиях.
Импринты нельзя проанализировать логически — это мгновенное подкорковое обучение посредством сильного желания и веры.
Замечания
Нам не нужны импринты.
Нам нужен сам процесс- импритинг.
Работа должна быть по зоопсихологии самостоятельной -А НЕ ИНЕТА!!!
Список литературы:
1.Зорина З.А., Полетаева И.И., РезниковаЖ.И.Основы этологии и генетики поведения. Учебник.Издательство: МГУ, 2002 .
2.Фабри К.Э Основы
3.Шмерлина И. А. Социология и этология человек.М.,2002
4.Источник: http://womanadvice.ru/
5.Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни
Информация о работе Импринтная уязвимость в старшем возрасте