Индивидуальная психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Один наиболее выдающийся психолог, разошедшийся с Фрейдом и избравший путь создания своей собственной теории стал Альфред Адлер. Он с самого начала горячо поддерживал широту и новизну теории Фрейда. Однако со временем он заявил о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. Обсудим главные концепции теории А. Адлера. Он внес значительный вклад в наше понимание личности, и некоторые из его идей имеют актуальность и в сегодняшнее время. Главным в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.

Содержание работы

Введение
1. Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности. Биографический очерк ………………………….4
2. Основные концепции индивидуальной психологии
2.1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое………………....5
2.2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству……….5
2.3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое…………...5
2.4. Социальная принадлежность индивидуума ………………………………5-6
2.5. Индивидуальная субъективность …………………………………………..6
2.6. Комплекс неполноценности и компенсация ………………………………6
2.7. Стиль жизни …………………………………………………………….. …6
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Индивидуальная психотерапия.docx

— 29.49 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1. Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности. Биографический очерк …………………………………………………………………………………..4

2. Основные  концепции индивидуальной психологии

2.1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое………………....5

2.2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству……….5

2.3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое…………...5

2.4. Социальная принадлежность индивидуума ………………………………5-6

2.5. Индивидуальная субъективность …………………………………………..6

2.6. Комплекс неполноценности и компенсация ………………………………6

2.7. Стиль жизни …………………………………………………………….. …6

Заключение 

Список использованных источников 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Один наиболее выдающийся психолог, разошедшийся с Фрейдом и избравший путь создания своей собственной теории стал Альфред Адлер. Он с самого начала горячо поддерживал широту и новизну теории Фрейда. Однако со временем он заявил о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. Обсудим главные концепции теории А. Адлера.   Он  внес значительный вклад в наше понимание личности, и некоторые из его идей  имеют актуальность и в сегодняшнее время. Главным в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Вот одни из главных тем теории  А. Адлера сфокусированы на способности людей:

• творить свою судьбу;

• преодолевать примитивные  побуждения и неконтролируемую среду  в борьбе за более удовлетворительную жизнь;

• совершенствовать себя и  окружающий мир посредством самопознания [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Альфред Адлер: Индивидуальная теория личности. Биографический очерк

Альфред Адлер (Alfred Adier) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Он был сыном торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. В первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником но математике в классе. В 18 лет Адлер поступил в Венский университет. Там он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В 1897 году они поженились. Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с позицией Фрейда. В 1911 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. После чего он и основал Общество свободного психоанализа — большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества было изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии. В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практикующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде и продолжил свою частную психиатрическую практику. Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец. Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине. Адлер был плодовитым и активным писателем. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Возможно, лучшим введением в его теорию личности является «Практика и теория индивидуальной психологии» [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные  концепции индивидуальной психологии

 

2.1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое

Прeдставление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную идею адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни  “individuum” означает «неделимый» — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в отдельности, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так  и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.

2.2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству

Утверждая, что человек  стремится к совершенству. Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

2.3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, — свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Это творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты.

2.4. Социальная принадлежность индивидуума

Адлеровское  видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как  составную часть больших систем — семьи, сообщества: “Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него”. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности  или социальный интереc — врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным.

2.5. Индивидуальная субъективность

  Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире.  Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями — личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо «честность — лучшая политика», или «каждый за себя», или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет.

2.6. Комплекс неполноценности и компенсация

Сформулированная  идея о неполноценности, прежде всего – неполноценности того или иного органа как существенного обстоятельства, оказавшего влияние на поведение, в совокупности  с понятием  “компенсация” стали фундаментальными положениями в концепции  Адлера. Согласно Адлеру, неполноценность, её компенсация и соц. среда – вот три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству. Именно тот неповторимый путь, каким вырабатывается способ самоутверждения, и составляет, по Адлеру, индивидуальность.  Адлер в развитии понятия “неполноценности” приводит к психологическому, формулируя те базисные противопоставления (“Я-слаб и беспомощен, жизнь-опасна”), которые и вызывают переживание неполноценности.   

2.7. Стиль жизни

Адлер в своих ранних работах  говорит о “первичной форме адаптации  индивида к жизни “. Этот  изречение которое Адлер позже назвал “планом”, формируется в течение первых пяти лет жизни. Как только  план возник, он становится костяком, который обрастает смыслами , приобретёнными из жизненного опыта и обладающими направляющей силой. С 1914 года Адлер предпочитает термин  ”линия Ego”, затем - ”линия жизни” и наконец  ”стиль жизни”. В этой концепции Адлеру принадлежат   такие понятия как: “самость”, “Я-концепция”, “Я-идеальное”, “образ жизни”. В заключении отметим, что , по Адлеру , цели поведения человека не меняются в течении жизни , изменяются только отношения . Одна из целей психотерапии – их коррекция [1].   

 

 

 

 

Заключение

Продуктивность для многих психологических направлений, высокая практическая ценность – таковы существенные особенности индивидуальной психологии  А. Адлера,  которые органически вошли в современную психологическую науку. А. Адлер намного опередил свое время. Многие его положения и идеи сохраняют свою ценность в наши дни. Главное в оценке концепции состоит,  на мой взгляд, в том что, она в наибольшей мере  способствовала развитию всех остальных психотерапевтических  концепций и проблем (от проблемы детского возраста до семейной и социальной проблематики). Трудно оценить весь потенциал   направления, которое не стало теорией, а продолжает жить. Поэтому в заключении я хочу привести высказывание самого А. Адлера: “Честный психолог не может закрыть глаза на социальные условия, не позволяющие ребёнку стать частью сообщества и почувствовать себя дома в мире, вместо этого заставляя его расти так, как будто он живёт во вражеском стане. Психолог, следовательно, должен  работать против национализма… Против захватнических воин, реваншизма и престижа; против безработицы, которая повергает  людей в безнадежность; и против всех остальных препятствий, которые покушаются на социальный интерес в семье, школе и обществе целом”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. / Пер. с нем., М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1995. – 296 с.

 

      2.   А. Н. Ждан. История психологии. М.: Изд-во Московского университета, 1990. – 367 с.


Информация о работе Индивидуальная психотерапия