Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:38, реферат
Вопрос формирования и развития личности очень актуален в наше время, так как среди научных работников до сих пор ведутся споры, касающиеся этого. И в наше время обсуждаются вопросы возрастного критерия личности, о том как и за счёт чего формируется личность. Среди обывателей часто используется термин «личность», но многие даже не задумываются, что подразумевается под данным словом. Ответы на эти вопросы я постаралась рассмотреть в данной работе.
Целью данной работы является исследование индивидуальных проблем развития личности.
Введение
1 Понятие личности, компоненты личности………………………………..4
1.1Способности……………………………………………………………… 5
1.2Темперамент……………………………………………………………….7
1.3Характер……………………………………………………………………9
1.4Мотивация………………………………………………………………….10
2 Формирование и развитие личности………………………………………10
2.1 Развитие личности в определенном возрасте человека………………..11
2.1.1 Ранний возраст…………………………………………………………..12
2.1.2 Дошкольный возраст……………………………………………………12
2.1.3 Младший школьный возраст………………………………………….. 13
2.1.4 Отрочество……………………………………………………………….13
2.1.5 Юность……………………………………………………………………14
2.1.6 Зрелый возраст…………………………………………………………..14
2.1.7 Пожилой возраст…………………………………………………………15
2.1.8 Старческий возраст………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………..17
В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности.
1.4 Мотивация
Деятельность всегда
побуждается определенными
Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.). [2]
Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.
Таким образом, мотивация – это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности.
2. Формирование и развитие личности
Формирование и развитие личности — сложный и длительный процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Так, на первой стадии, охватывающей в основном дошкольный возраст, развитие личности всецело определяется ситуацией, ближайшим окружением. Внешние воздействия и подражание имеют решающее значение в формировании свойств личности ребенка. По мере накопления знаний и опыта внутреннее все более и более начинает определять характер поведения ребенка. Так, представление о хорошем и плохом в поведении начинает регулировать собственные поступки уже старшего дошкольника. С развитием и накоплением знаний в процессе обучения и воспитания внутреннее начинает доминировать над внешним в регуляции поведения. Подросток руководствуется определенными принципами и исходит из намеченных им перспектив жизни. У старшего школьника завершается процесс превращения знаний в убеждения, отчетливее вырисовывается идеал, поведение становится принципиальным. [1]
И.М. Сеченов, говоря о закономерности развития, писал, что оно заключается в том, «...что человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство...». Таким образом, развитие личности под влиянием обстоятельств и воспитания приводит ко все большей ее автономии и самостоятельности.
По мере развития личности самовоспитание начинает играть все большую роль, выступает отчетливее и эффективнее.
2.1 Развитие личности в определенном возрасте человека
Личность формируется в конкретно-исторических условиях, в процессе воспитания и обучения. Основными движущими силами развития личности являются биогенетические и социогенетические факторы. Сторонники биологического направления утверждают, что формирование личности определяется наследственностью, т. е. в человеке от природы заложено предрасположение к конкретному виду деятельности и к определенному комплексу мотивов, а также запрограммированы этапы психического развития и порядок их возникновения. Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий на нее окружающей социальной среды.[4]
2.1.1 Ранний возраст
Предпосылки формирования личности заложены уже в раннем возрасте ребёнка, в котором происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения, но и овладение свойственных человеку форм поведения в обществе и, главное, тех внутренних черт, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.
Но внутренний мир ребёнка лишь начинает приобретать определённость и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут вложить в ребёнка своё отношение к людям, к вещам и передать ему свои способы поведения.
2.1.2 Дошкольный возраст
В процессе своего психического развития ребенок дошкольного возраста овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от других и одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств.
Внутренняя позиция ребенка проявляет себя в весьма своеобразной форме. Это или эмоционально окрашенные образы, или ситуативная ориентировка на усвоенные нормативы, или воля, выражаемая в упорстве, или другие частные психические достижения, которые вдруг доминируют над общими достижениями в процессе целостного психического развития. Эти ситуативные доминирования, возникнув и заявив о себе, быстро исчезают. Однако именно они окрашивают процесс развития личности ребенка неповторимым обаянием детских проявлений «самости» и «чувства личности».
2.1.3 Младший школьный возраст
В возрасте семи-одиннадцати лет (младший школьный возраст) ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями.
2.1.4 Отрочество
Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью - мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя - куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному Я.
2.1.5 Юность
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей, стремление сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, а также к моральным ценностям.
Важнейшими процессами этого возраста является расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.
Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей.
2.1.6 Зрелый возраст
Если в юношеском возрасте образуется зрелость личности первой степени, которая характеризуется развитием высокого уровня способности к учению (старший школьник и студенческий возраст) и первыми шагами в научном и техническом творчестве, умениями вести общественную работу, то зрелый возраст (22—60 лет) достигает вершин в труде как в области науки и искусства, так и в практике (производство и управление).
В этом возрасте личность выступает общественным деятелем в полном смысле этих слов. Это государственный или партийный деятель, профсоюзный работник, наконец, деятель в области культуры. Это и организатор научных исследований, и отличный испытатель, это и новатор производства, и рядовые квалифицированные рабочие, и колхозники, создающие материальные ценности. Это художники и актеры, музыканты и литераторы, создающие духовные ценности. Одним словом, зрелое поколение составляет основу общества.
В этом возрасте окончательно
определяются и углубляются нравственно-
Зрелый возраст располагает оптимальными субъективными условиями деятельности: максимальным развитием физических и умственных сил, основательностью знаний и навыков.
2.1.7 Пожилой возраст
Незаметно для себя, а нередко и для окружающих, личность переходит в период жизни, называемый пожилым, который имеет границы в пределах 61—74 лет. Существенных изменений в морально-психологических особенностях личности, особенно в первом пятилетии, не наблюдается. На том же уровне в основном сохраняются творческие способности личности. Они умножаются на большее мастерство. Сохраняется чувство нового и способность творить; широкое распространение получает совмещенное творчество — рабочий, он же и актер; врач, инженер и художник (живописец, музыкант, актер). Чувство эрудиции и опытность пожилого человека определяют его тенденцию к менторскому тону по отношению к молодежи. Право быть учителем и наставником отвечает действительным возможностям личности данного возраста.
Некоторое ослабление сил и возможностей наблюдается к началу второй половины пожилого возраста; имеет место ослабление образной памяти при достаточном объеме внимания, зрения, физической силы (сдает сердце). Иногда наблюдается в этом возрасте малоосознанное чувство зависти к молодости и стремление к соревнованию с ней как в труде, так и в развлечениях в процессе отдыха.
2.1.8 Старческий возраст
Старческий возраст (75—90 лет), как принято считать с древнейших времен, — возраст мудрости. И это действительно так. Личность проходит большую школу социальной жизни, труда, общественной деятельности. На протяжении длительного времени жизни она смогла испытать себя во всех отношениях, изучить других, обогатить себя теоретическими и практическими знаниями, сформировать умение подходить разумно к различным проблемам жизни, быть неторопливой в решениях, взвешивая все «за» и «против».
Личность в старости отличается определенностью и твердостью убеждений, взглядов на жизнь.
Личность в старческом возрасте сохраняет работоспособность, хотя нервно-психическая, как и физическая утомляемость у неё очень повышена. Это противоречие снимается благодаря организованности и методичности в деятельности. Личность в старческом возрасте достигает решения задач при меньшей затрате физических и нервно-химических сил благодаря совершенным умениям и навыкам.
Заключение
Личность – устойчивая система социальных качеств, характеризующих индивида, как продукт общественного развития и включения его в систему общественных отношений посредством активной предметно-познавательной деятельности и общения. Личность и общество очень сильно взаимосвязаны между собой, друг без друга они существовать не могут. Личности играют огромную роль в развитии общества, но и вне общества индивид не сможет гармонично развиваться, не сможет проявить свои моральные качества, стремление к познанию, к изменению реальной действительности.
В процессе формирования и развития личности огромную роль играет самовоспитание, особенно в обществах, основанных на коллективных началах. Самовоспитание закладывает нравственные основы личности, моральные представления, убеждения, привычки, нравственный идеал.
Для достижения поставленных целей отвечают такие компоненты личности, как темперамент, характер, способность и мотивация. Все эти составляющие индивидуальны у каждого человека.
Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности.
Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер – «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.
Понятие «мотив» означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.
Личность развивается и формируется на всём протяжении жизни: с раннего возраста до старости. В полной мере личность может проявлять свои качества в возрасте, не ранее 25 лет. Он начинает осознавать свою сущность, своё место в обществе и цели в жизни.