Индивидуально-социальный вид потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Потребность – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение – в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей – одна из центральных задач формирования личности.

Содержание работы

Введение 3
1. Потребности. Понятие и классификация 4
2. Индивидуально-социальные потребности человека 5
2.1. Потребность быть собой 5
2.2. Потребность быть автономным 5
2.3. Потребность «быть на уровне» 6
2.4. Потребность в самоактуализации 6
2.5. Потребность в смысле жизни 7
Заключение 8
Список использованных источников и литературы 9

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Общая психология Мотивация и эмоции.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине Общая психология

по курсу «Мотивация и эмоции»

на тему «Индивидуально-социальный вид потребностей

(потребность быть собой, быть  автономным, «быть на уровне»,

в самоактуализации, потребность в смысле жизни)»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 2 курса

дистанционной формы обучения

специальности «Психология»,

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

Заводоуковск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1.

Потребности. Понятие и классификация

4

2.

Индивидуально-социальные потребности человека

5

2.1.

Потребность быть собой

5

2.2.

Потребность быть автономным

5

2.3.

Потребность «быть на уровне»

6

2.4.

Потребность в самоактуализации

6

2.5.

Потребность в смысле жизни

7

Заключение

8

Список использованных источников и литературы

 

9


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Потребность – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение – в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей – одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет утверждать, что в общем потребности безграничны. Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, когда человеку недостает того, что требуется. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые могут удовлетворить его потребности. В течение жизни потребности человека меняются и возрастают.

Целью данной контрольной работы является изучение Индивидуально-социальный вид потребностей человека.

В связи с этим поставлены следующие задачи: изучить потребности человека быть собой, быть автономным, «быть на уровне»,  в самоактуализации, в смысле жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Потребности. Понятие и классификация.

 

Потребность – это состояния нужды, недостатка в чем-либо, это состояние, стимулирующее деятельность, направленную на устранение этого недостатка.

Изначально потребности следует разделить

1. По степени осознанности их человеком: осознанные и неосознанные. Неосознанные потребности это в основном все наши базовые потребности, которые мы стремимся удовлетворять на уровне инстинктов. Осознанные потребности это наши интересы,  установки и цели, которые толкают нас на совершение определенных действий.

2. Происхождение потребности. Здесь потребности делятся на биогенные (первичные) и социальные (вторичные). К числу первичных потребностей относятся потребности в самосохранении, т.е. пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства и др. Вторичные потребности  - это жизнедеятельность человека в обществе. Ко вторичным потребностям относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, дружбе, любви и т.д.; потребности в знаниях, саморазвитии, в творчестве, самовыражении.

Так же можно выделить следующие группы потребностей:

  1. индивидуальные и групповые;
  2. жизненно важные и второстепенные;
  3. рациональные и нерациональные; Рациональные потребности – это стремление удовлетворять жизненно важные потребности при ограниченных возможностях.
  4. традиционные и новые;
  5. постоянные и временные

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

 

 

 

2.  Индивидуально-социальные потребности человека

 

2.1.  Потребность быть собой

Одна из существенных потребностей, испытываемых детьми – потребность быть самим собой, иметь собственные вещи, свою территорию, личную жизнь, потребность быть единственным в своем роде, уникальным, потребность, чтобы тебя воспринимали таким, каким ты есть, ни с кем не путая и ни с кем не сравнивая, потребность в поощрении быть самим собой, потребность утверждать себя в жизни таким, какой ты есть и т.д.

Неудовлетворенность потребности быть самим собой – одна из самых распространенных детских травм. Мы с детства постоянно сравниваем себя с другими, пытаясь определись себе цену. Если мы сравниваем себя с кем-то, кто по нашему мнению лучше нас – мы подпитываем свою неуверенность. Чтобы потешить свое эго, мы сравниваем себя с тем, кто менее удачлив или зарабатывает меньше нас. Но каждое такое сравнение  делает травму только еще болезненней.

В подростковом возрасте потребность быть собой – это стремление к совершенствованию своего «я», к самопознанию и самораскрытию. Не случайно, именно в этот период подростки начинают интересоваться психологией, философией, оккультизмом. Происходит становление личности или точнее – ее оформление. Подросток переосмысливает старые родительские нормы. То, что раньше воспринималось как истина, подвергается проверке, причем, не только на теоретическом уровне.

Подросток экспериментирует, пробует «на вкус» жизнь, которая открывается для него с новой, неизученной стороны. Он выстраивает свои, особые, иногда чудовищные, иногда потрясающе прекрасные, но всегда идеализированные им миры. Именно в этот период подросток открыт к познанию себя, чтобы в дальнейшем принять себя таким, какой он есть. А принятие себя – это уже признак зрелой личности.

Все измеряется относительно желаний, в которых находится человек. Стать самим собой - это решить, что должен развить в себе точку неудовлетворенности имеющимся, "фитилек внутри", чтобы продвинуться к чему-то, значительно более высокому в жизни.

2.2.  Потребность быть автономным

Потребность быть автономным – желание принимать решения на основании собственной свободной воли, а не под давлением негативных чувств типа вины и стыда и реализовывать свои внутренние потребности.

В процессе развития ребенок становится все более и более автономным и независимым от родителей и этому стремлению его никто не учит. Происходит это само по себе. Люди (в норме), которые не могут позволить себе изъявлять собственную волю и делать то, что они желают, ощущают тягу изменить это состояние.

Переживания играют направляющую роль и усиливают нашу автономию в конкретной среде.

Некоторые люди настроены любыми способами избежать любых неприятных ощущений, связанных с автономией. Они, с одной стороны хотят быть независимыми и свободными, но с другой либо ничего не делают для этого, любо делают так, чтобы не стать автономными.

2.3. Потребность быть «на уровне»

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. Потребности достижения целей жизни формируются после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования.

2.4.  Потребность в самоактуализации

А.Маслоу считал, что потребность самоактуализации вступает в силу только после удовлетворения других, более низких потребностей.

Самоактуализация личности согласно А. Маслоу – потребность в самосовершенствовании, в полной реализации своего потенциала.

Все люди стремятся сделать лучший жизненный выбор. Для того чтобы это произошло нам необходимо пройти процесс самоактуализации, совершить ряд поступков, которые помогут лучше выбрать то, что конституционально нам подходит.

Самоактуализацию как способ и стиль жизни выбирают люди с направленностью на рост и развитие.

А.Маслоу использовал понятие "Потребность в самоактуализации", имея в виду желание, стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Если личностное здоровье говорит об устойчивости развития личности и успешности ее личностного роста, то потребность в самоактуализации - о том, насколько личность ищет личностного роста, говорит о напряженности желания человека развиваться.

2.5.  Потребность в осмысленности своего существования и деятельности — наиболее сложная и комплексная потребность человека. Проблемой смысла жизни люди задались еще до наступления эпохи цивилизаций — они создали мифологическое и религиозное мировоззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности. А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский обсуждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хватает. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых требований. Они воспринимают ее такой, какой она становится, и какими они становятся для себя изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обманывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий. Этих притворщиков выдают повторяющиеся приступы хандры, привыкание к затуманивающим разум химическим веществам или зависимость от того, кому они должны и хотят верить, чтобы ослабить чувство потерянности. Часто у них появляется иррациональная агрессия по отношению к другим людям и к самим себе.

 

 

 

 

Заключение

 

Потребность – вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение – в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей – одна из центральных задач формирования личности.

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.  Беляев, И.А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей: монография / И. А. Беляев. - Оренбург: ОГИМ, 2011. - 360 с.

2.  Марченко Т. А., Потребность как социальное явление, - М.: Высшая школа, 2000 – 127 с.

Информация о работе Индивидуально-социальный вид потребностей