Индивидуальные особенности обучающихся и специфика взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 06:46, лекция

Описание работы

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков.
По способу усвоения информации выделяют три основных типа детей: аудиал, визуал, кинестет. У каждого человека какой-то из этих каналов, в той или иной степени преобладает.
Результаты обследования обучающихся представлены на таблице. По номеру вы можете увидеть канал восприятия вашего ребенка.

Файлы: 1 файл

Лекция рс.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Индивидуальные особенности обучающихся и специфика взаимодействия

 

Школьное обучение для  ребенка - это, в основном, процесс  восприятия и усвоения предложенной информации. От того, какой канал  у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков.

По способу усвоения информации выделяют три основных типа детей: аудиал, визуал, кинестет. У каждого человека какой-то из этих каналов, в той или иной степени преобладает.

Результаты обследования обучающихся представлены на таблице. По номеру вы можете увидеть канал восприятия вашего ребенка.

 

АУДИАЛЫ  - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Усваивает информацию посредством слушания.

Дети этого типа обладают обширным словарным запасом, а так  же хорошей памятью. Из мимики у них выразителен рот.

Они любят говорить и  слушать, запоминая произношение слов и интонации. Они любят пошуметь и скорее переспросить, нежели записать.

Однако шум, резкие голоса и даже шепот мешают им сосредоточиться. Они любят повторять то, что  услышали, часто трогают ухо.

Аудиалы самые отвлекаемые на любой звук ученики.

Следовательно, необходимо заботится о создании спокойной  обстановки во время выполнения домашних заданий, проговаривании вслух учебного материала.

 

ВИЗУАЛЫ - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Визуалы воспринимают мир  глазами. Им нужен контакт с глазами  собеседника, у них преобладают  рисующие жесты, они часто потирают глаза.

Визуалы хорошие рассказчики, так как «видят» картину рассказа. Они любят придумывать и мечтать. А так как у них больше развита визуальная память, они лучше запоминают то, что видели на уроке.

Слушая, они переводят  глаза от говорящего, чтобы транслировать  услышанное во внутренний образ. Для  этого визуалу нужно немного  времени.

Для осмысления и запоминания  материала визуалу нужно чертить, штриховать, рисовать, записывать с доски то, что он там увидел. Визуал любит картинки и краски, а также видеть и составлять таблицы и схемы.

Следовательно, необходимо воздействовать на ребенка посредством  наглядных образов

 

КИНЕСТЕТ - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Люди этого типа обучаются  преимущественно через непосредственное участие и активные действия.

Ребенку необходимо постоянно  двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью.

Кинестетам требуется спокойное окружение и возможность движения.

Кинестеты воспринимают мир телом. Они любят движения – в этом их потребность. Им просто необходимо двигаться, трогать, пробовать и нюхать. Они любят «кучковаться», разбиваться на пары, группы. Рассказывая, кинестеты используют пантомиму. У них больше развита механическая память, когда слова сопровождаются движениями, внешне выраженным ритмом.

Следовательно, необходимо чаще чередовать деятельность ребенка. Кинестетам необходимы действия с материалом: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д.

Вашему внимания предлагается процентное соотношение обучающихся всего класса по ведущему каналу восприятия.

 

Не менее важным в  процессе обучения становится выявление особенностей переработки ребенком информации правым и левым полушариями головного мозга.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

- доминирование левого полушария  — словесно-логический характер  познавательных процессов, склонность  к абстрагированию и обобщению  (левополушарные люди);

- доминирование правого  полушария — конкретно-образное  мышление, развитое воображение  (правополушарные люди);

- отсутствие ярко выраженного  доминирования одного из полушарий  (равнополушарные люди).

Результаты обследования обучающихся представлены на таблице. По номеру вы можете увидеть ведущее восприятие вашего ребенка.

Правополушарный тип. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга специализировано на оперировании образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве. Оно является хранителем непроизвольной эмоциональной памяти, обеспечивает интуитивное, чувственное образное, мышление. Правое полушарие – орган человеческого бессознательного, орган подражания, орган обиды и депрессии. Речь правополушарных людей эмоциональна, богата интонациями, жестикуляцией, в ней возможны запинки, сбивчивость.

Правополушарные люди открыты, доверчивы, общительны, они способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, часто могут действовать по настроению.

Дети с правополушарным  ведущим восприятием информацию усваивают мгновенно, спонтанно, в  хаосе. Про таких детей часто  говорят «торопышки».

У правополушарных детей  интеллект невербальный, практический. Они мыслят сложными категориями, которые трудно выразить словами. Именно поэтому дети с ведущим правым полушарием испытывают сложности в вербальном теоретическом образовании.

Левополушарный  тип. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу. Основная функция левого полушария – сознательная произвольная регуляция. Аудиальное (слуховое) восприятие информации является ведущим. Левополушарники рациональны, рассудочны, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна, для них характерен внутренний характер переработки эмоций.

Левополушарники «тугодумы», им необходимо время, для обработки  информации последовательно. Они не могут работать в режиме «вопрос - ответ».

Левополушарным детям  подходит теоретический подход в  обучении. Настоящая система образования  рассчитана именно на них: постепенная замена формирования практических навыков накоплением у детей теоретических знаний; повысился уровень абстрактности в изучении  материала; усилилась алгоритмизация  материала при изучении гуманитарных дисциплин, снизилась эмоциональность изложения, уменьшилась доля выразительных примеров (различные виды тестирования, ЕЭГ).

Необходимо одновременно развивать левополушарных и правополушарных детей, чтобы оба полушария головного мозга развивались, не угнетая, а дополняя друг друга, чтобы становление личности произошло в динамическом единстве интеллектуального и эмоционального.

Равнополушарный тип. Отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий, оба синхронно участвуют в выборе стратегии мышления. Существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности.

 

 

 


Информация о работе Индивидуальные особенности обучающихся и специфика взаимодействия