Индивидуальные различия в онтогенезе: проблема междисциплинарного многоязычия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Моделирование психолого–педагогического сопровождения отклоняющегося развития. Причины появления разнообразных моделей отклоняющегося развития. Краткая характеристика этих подходов. В чем состоят основные проблемы этих моделей.
Три обязательных условия, которым должна соответствовать модель сопровождения отклоняющегося развития. Какими должны быть критерии эффективности такой модели. Почему именно сегодня возникла необходимость в разработке такой модели?

Файлы: 1 файл

1 семинар нпдв.docx

— 17.24 Кб (Скачать файл)

Задание по теме  "Индивидуальные различия в онтогенезе: проблема междисциплинарного многоязычия". 
 
Повторить: 
 
Моделирование психолого–педагогического сопровождения отклоняющегося развития. Причины появления разнообразных моделей отклоняющегося развития. Краткая характеристика этих подходов. В чем состоят основные проблемы этих моделей.

Три обязательных условия, которым должна соответствовать модель сопровождения отклоняющегося развития. Какими должны быть критерии эффективности такой модели. Почему именно сегодня возникла необходимость в разработке такой модели? 
 
Необходимость перехода к межтеоретической парадигме, почему так необходим клинический подход в изучении отклоняющегося поведения?

Какие тенденции намечаются в развитии современной педагогической психологии (развитие интегративной, междисциплинарной модели). Основные темы, которые необходимо рассмотреть при построении модели сопровождения отклоняющегося поведения это – базовые механизмы отклоняющегося поведения, их взаимодействие и иерархия, прогноз их актуализации, закономерности и условия реализации адаптивных онтогенетических возможностей. 
 
Какие патологические феномены накоплены в современной детской популяции? 
 
Для чего необходима модификация механизмов отклоняющегося развития в современной детской популяции?

Результаты клинико-психологических исследований А.В. Семеновича и его коллег, верифицированных на материале органических поражений стволовых образований мозга в ИНХ РАМН им. Н.Н. Бурденко. Основные выводы, сделанные на основании этих исследований. 
 
Подготовить: 
1) «Дисгенетический синдром» - определение, характеристика. яяяя

2) Основные проблемы нейропсихологии детского возраста: понятие и основные критерии «отклоняющегося поведения», проблемы выявления и лечения таких детей. Современные тенденции «отклоняющегося развития»: полиморфность общепопуляционной дизонтогенетической картины, трудности традиционных способов интервенции, накопление в детской популяции определенных феноменов, тенденция к отягощению соматического развития. Кама настя

3) Почему проблема индивидуальных различий в детском возрасте может быть решена только в рамках синдромного подхода? ника 
 
4) Проблема междисциплинарного многоязычия, почему она возникла: симптоматический и процессуальный язык описания дизонтогенетического процесса.  ярик 
 
5) Моделирование психолого-педагогического сопровождения отклоняющегося поведения. артем 
 
6) Необходимость принципиальной смены педагогической парадигмы. кузя 
 
7) Нейропсихологический подход к проблеме отклоняющегося поведения.

8) Описание модели интергративного подхода в нейропсихологии. Аксиомы, патологические феномены, закономерности дизонтогенетических процессов в современной детской популяции. Критерии диагностики отклоняющегося развития. 
 
9) Нейропсихологический анализ детей с отклоняющимся поведением, основные проблемы которые необходимо учитывать.

 

Дисгенетический синдром

Здесь страдают при внутриутробном развитии подкорковые структуры мозга.

предполагает искажение, деформацию развития практически всех психических процессов: движения, восприятия, памяти, речи, мышления, саморегуляции.

таких детей сейчас 60–70%, можно сказать, что они и составляют норму в нашей популяции. они развиваются по своим законам, так как у них действительно искаженно или дефицитарно развиваются все познавательные, эмоциональные и соматические процессы.

На соматическом уровне это сосудистые и мышечные дистонии.  
 
Резко возросла патологическая леворукость и снизился порог возбудимости мозга. Наблюдается незрелость корковой ритмики и искажение порогов чувствительности (например, болевой или слуховой). Именно поэтому такие дети не могут говорить тихо и слушают музыку на немыслимой громкости и частотах. Практически поголовно отмечается вегетососудистая дистония. 
 
гиперактивность и дефицит внимания, недостаточная сформированность базовых психических процессов. Типично снижение иммунных механизмов, дисбактериозы, разнообразные функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта, мочеполовой, сердечно-сосудистой систем. 
 
В целом мы наблюдаем эмоционально-личностную и когнитивную неготовность к обучению и адекватному взаимодействию с окружающими. 
 
В когнитивной сфере при обследовании таких детей, у них выявляется несформированность системы восприятия: они воспринимают информацию фрагментарно, демонстрируют зеркальность. 
 
Что касается памяти, то можно отметить, что такие дети много запоминают, хотя у них резко снижена избирательность: они испытывают серьезные затруднения, когда им нужно вспомнить что-то в определенный момент и применительно к конкретному случаю. Огромное количество задержек речевого развития. 
 
В специфике эмоционального статуса выступает главной тревожность. Ребенок неправильно воспринимает выражение лица взрослого, его слова. Возникает стойкое непонимание. Им говорят одно, а они понимают это совсем по-другому. Ведь ребенок с фрагментарным восприятием постоянно ощущает, что он все делает не так, и находится из-за этого в постоянной тревоге. Родители и учителя, к сожалению, этого не понимают. Как следствие – нарастает раздражение у взрослых, а дети находятся в состоянии бесконечной фрустрации. 
 
Наше время вообще характеризуется оскудением контактов ребенка со взрослым окружением. Поэтому возникают депрессия, защитная агрессия и совокупность эмоциональных реакций, которые с возрастом переходят в неприятные явления, которые можно назвать неврозами. 
 
Причина таких нарушений — в особой биохимии организма, и мозга в частности. Отсюда – три неприятных последствия. Первое: дети этой группы дают парадоксальные реакции на лекарства, второе – они являются группой риска по отношению к любой токсикомании, любого рода зависимостям. И третье – они все в той или иной степени имеют нарушения в эндокринной системе. К примеру, это может быть недостаточное гормональное обеспечение сексуального развития, которое проявляется в более старшем возрасте. Здесь и несформированную сексуальность, и гомосексуальность, и первичные нарушения сексуальной сферы, включая импотенцию. 
 
Первые признаки негативного развития детей наблюдаются уже на первом году жизни. В этом время отмечаются гипертонусы, дисбактериоз, диатезы, нарушения ритмики организма. Настоящий тревожный звонок звучит в три года, когда ребенок начинает продуцировать речь. Но истинный апофеоз тревог и обращений родителей к специалистам начинается в 5–7 лет, в начале обучения. Оказывается, что такие дети абсолютно не приспособлены к обучению и даже простому нахождению в группе.  
 
Безусловно, такие дети нуждаются в серьезной коррекционной работе. И разработанный нами нейропсихологический метод замещающего онтогенеза прекрасно подходит для этого. были разработаны методы, которые непосредственно направлены на реабилитацию и активизацию рано созревающих (подкорковых) структур мозга. К этому процессу постепенно подключаются технологии, направленные на развитие высокоорганизованных когнитивных процессов. Основная цель такой работы в том, что раз уж природа (или социум) не дали ребенку адекватно пройти все этапы онтогенеза, нужно вернуться к этим «лакунам» и заполнить их.


Информация о работе Индивидуальные различия в онтогенезе: проблема междисциплинарного многоязычия