Индивидуум как единое и самосогласующееся
целое, а человеческая жизнь как активное
стремление к совершенству.
Адлера часто представляют как
ученика Фрейда, взбунтовавшегося против
своего учителя и начавшего создавать
свои собственные концепции. Однако
внимательное знакомство с его жизнью
и творчеством показывает, что на самом
деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем
случае не следует воспринимать его как
«неофрейдиста». В его ранних работах,
где угадываются ростки будущих теорий,
он весьма критично характеризует период
сотрудничества с Фрейдом. Более того,
Адлер никогда не учился под руководством
Фрейда и никогда не подвергался психоанализу
сам, что являлось необходимым условием
для получения права стать практикующим
психоаналитиком. К сожалению, Адлер и
Фрейд не примирились после разрыва их
отношений в 1911 г., и Фрейд оставался враждебно
настроенным к Адлеру в течение всей жизни.
Как покажет обсуждение основных концепций
Адлера, большинство положений его индивидуальной
психологии развивались как антитезисы
теории Фрейда.
Представление о том, что человек
является единым и самосогласующимся
организмом, составляет главную посылку
адлеровской психологии. Адлер дал своей
теории название «индивидуальная психология»,
поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый»
- т. е. означает сущность, которую нельзя
разделить. Адлер исходил из того, что
ни одно проявление жизненной активности
нельзя рассматривать в изоляции, а лишь
только в соотношении с личностью в целом.
Индивидуум представляет собой
неделимое целое как в отношении взаимосвязи
между мозгом и телом, так и в отношении
психической жизни. По убеждению Адлера,
главное требование к индивидуальной
психологии состоит в том, чтобы доказать
это единство в каждом индивидууме: в его
мышлении, чувствах, действиях, так называемом
сознании и бессознательном. Структуру
самосогласующейся и единой личности
Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо
другой, выражена его попытка рассматривать
человека как единое целое.
Рассмотрение человека как органичной
целостности требует единого психодинамического
принципа. Адлер вывел его из самой жизни,
а именно из того обстоятельства, что жизнь
невозможно представить себе без непрерывного
движения в направлении роста и развития.
Только в движении по направлению к личностно
значимым целям индивидуум может быть
воспринят как единое и самосогласующееся
целое.
Утверждая, что человек стремится
к совершенству, Адлер исходил
из соображения, что люди не отталкиваются
от внутренних или внешних причин, а скорее,
тянутся вперед - они всегда находятся
в движении к личностно значимым жизненным
целям. Цели, которые люди ставят перед
собой, а также индивидуальные пути их
достижения дают ключ к пониманию того,
какое значение они придают своей жизни.
По мнению Адлера, эти жизненные цели в
значительной степени выбираются индивидуально,
а следовательно, в постоянном стремлении
к совершенству люди способны планировать
свои действия и определять собственную
судьбу. Достигая намеченных целей, они
не только повышают самооценку, но также
находят свое место в жизни.
Индивидуум как творческое и самоопределяющееся
целое; социальная принадлежность индивидуума.
Признавая значение наследственности
и окружающей среды в формировании
личности, Адлер настаивал на том, что
индивидуум - нечто большее, чем только
продукт этих двух влияний. Он считал,
что люди о6ладают творческой силой, которая обеспечивает возможность
распоряжаться своей жизнью, - свободная,
осознанная активность является определяющей
чертой человека. Эта творческая сила
влияет на каждую грань человеческого
опыта: восприятие, память, воображение,
фантазию и мечты. Она делает каждого человека
самоопределяющимся индивидуумом, архитектором
своей собственной жизни. Именно эта убежденность
в творческой природе и свободе человека
более, чем что-либо другое, побуждает
многих психологов считать Адлера предвестником
современной гуманистической психологии.
Адлеровское целостное видение
природы человека было всеобъемлющим.
Он понимал человека не только как целостную
систему взаимосвязей, взятую в отдельности,
но также как интегральную составную часть
больших систем - семьи, сообщества: «Индивидуальная
психология рассматривает и исследует
индивидуума включенным в общество. Мы
отказываемся рассматривать и изучать
человека изолированно от него». Ведущим
в теории Адлера является положение, согласно
которому все поведение человека происходит
в социальном контексте, и суть человеческой
природы можно постичь только через понимание
социальных отношений. Более того, у каждого
человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес - врожденное стремление вступать во взаимные
социальные отношения сотрудничества.
Таким образом, индивидуальная психология
полагает необходимой гармонию объединения
и сотрудничества между человеком и обществом,
конфликт между ними считает неестественным.
Акцент на социальных детерминантах поведения
настолько важен в концепции Адлера, что
он приобрел репутацию первого социального
психолога в современной теории психологии.
- История психоанализа
Термин «психоанализ» имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.
В самом общем смысле психоанализ – это стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей.
Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.
Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.
Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности.
Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.
Необходимо различать два проблемно-теоретических слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др. Цель практического психоанализа – это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.
Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она складывается у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, таким, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.
Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР – запрятаны в спецхран.
Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30 годы на русском языке в основанной проф. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке».
В течение нескольких десятилетий (с середины 20-х до начала шестидесятых годов) психоанализ находился под запретом. И только с середины 80-х годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших психоаналитиков.
-
2.2. Побуждения, инстинкты и принцип равновесия
Инстинкты - это силы, побуждающие человека к действию. Физические аспекты инстинкта Фрейд называл потребностями, психические - желаниями.
Инстинкт содержит четыре компонента: источник (потребности, желания), цель, импульс и объект. Цель инстинкта состоит в уменьшении потребности и желания до такой степени, что дальнейшее действие, направленное на их удовлетворение, перестает быть необходимым. Иными словами, цель заключается в том, чтобы дать организму то, в чем он испытывает потребность или что он в данный момент желает. Импульс инстинкта - это те энергия, силы или напряжение, которые используются для удовлетворения инстинкта. Объект инстинкта - это те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.
Рассмотрим, к примеру, как проявляются эти компоненты у человека, испытывающего жажду. Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости (источник инстинкта - потребность в жидкости, жажда). По мере нарастания жажды нарастают напряжение, энергия (импульс), направленные на ее удовлетворение. Цель состоит, в том, чтобы уменьшить это напряжение, ликвидировать жажду. «Объект» - это не только жидкость, но и все действия, которые направлены на поиски или приготовление влаги, и, наконец, сам акт выпивания жидкости.
Человек, испытывающий потребность, будет продолжать поисковую деятельность до тех пор, пока не удовлетворит эту потребность и связанное с ней напряжение. Напряжение сменяется релаксацией, релаксация - напряжением... И так до бесконечности. Идеальным считается состояние покоя, равновесия, соответствующее внутриутробной жизни.
Если человек с жадностью поедает пищу, значит, он голоден, если кричит, значит, у него что-то болит или он чего-то хочет... Поэтому, рассматривая поведение, сон или любой другой психический процесс, нужно искать лежащие за ними побуждения и желания.
Работа психоаналитика включает в себя поиск причин мыслей, чувств и поведения, чтобы потребность (инстинкт), неправильно или недостаточно удовлетворяемая определенной мыслью или поведением, могла найти лучшую, более оптимальную форму удовлетворения.
Иногда некоторые мысли или формы поведения не только не уменьшают напряжение, а, наоборот, усиливают его. Это означает одно из двух: либо прямое выражение потребности блокировано, либо эти конкретные мысли и формы поведения не удовлетворяют ее.
Хотя существует большое разнообразие инстинктов, Фрейд попытался свести их к двум основным группам: инстинкты, поддерживающие жизнь (сексуальные), и инстинкты, разрушающие жизнь (деструктивные). Этот фундаментальный антагонизм существует всегда, но, может быть, не видим в психической жизни, потому что большинство наших мыслей и действий связаны не с одним из этих инстинктов, а являются результатом их взаимодействия и взаимовлияния. Инстинкты - это «каналы, по которым протекает энергия», и эта энергия подчиняется своим собственным законам.
По мнению Фрейда, «каждый из этих двух обобщенных инстинктов (сексуальный и деструктивный) имеет и свой источник энергии». Либидо (в пер. с лат. - желание) - энергия, присущая инстинктам жизни; деструктивным инстинктам присуща агрессивная энергия. Эта энергия имеет свои количественные и Динамические критерии. Катексис - это процесс помещения либидозной (или противоположной ей) энергии в различные сферы психической жизни, в идею или в действие. Катектированное либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам: оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его.
Если представить себе либидо как определенную сумму денег, то катексис - процесс покупки, вкладывание денег в ценности. Чем больше вложено денег в одни ценности, тем меньше их останется для других.Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектирования либидо и старается перераспределить его. Стремление высвободить связанные энергии мы находим также у Роджерса и Маслоу, в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий строит свои заключения на наличии и поиске источников психической энергии, но все они согласуются с фрейдовским представлением о том, что обнаружение и канализация психической энергии - одна из основных проблем в понимании личности.