Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 15:14, статья
Рассматриваются вопросы информационно-психологической безопасности человека и её значимости в современных условиях. Автор привлекает внимание к степени влияния современных технологий изменения сознания ( high-hume) на процесс осуществления человеком своего жизненного проекта и необходимости, в связи с этим, повышения уровня индивидуальной компетентности самого человека в сфере самоорганизации и самоуправлении как важной части жизненной стратегии человека. Выделяются ключевые компоненты стратегического самоменеджмента и предлагаются основные содержательные блоки тренинговой программы развития компетентностей « S e l f M a n a g e m e n t T r a i n i n g»
Стратегический самоменеджмент
как «идеология» информационно -
психологической
безопасности человека
в современных условиях.
Голубев
В.Г. Руководитель консалтинг-тренинговой
группы «Вершины мастерства», г. Краснодар
Рассматриваются вопросы информационно-психологической безопасности человека и её значимости в современных условиях. Автор привлекает внимание к степени влияния современных технологий изменения сознания ( high-hume) на процесс осуществления человеком своего жизненного проекта и необходимости, в связи с этим, повышения уровня индивидуальной компетентности самого человека в сфере самоорганизации и самоуправлении как важной части жизненной стратегии человека. Выделяются ключевые компоненты стратегического самоменеджмента и предлагаются основные содержательные блоки тренинговой программы развития компетентностей « S e l f M a n a g e m e n t T r a i n i n g» .
Ключевые
слова: информационно-психологическая
безопасность, суггестивная парадигма,
аутентичность, самоменеджмент, интроцепция.
«Человек – не узник своей судьбы, но узник своего разума»
Технологическая
революция и процесс
Так, распространение информации в США – индустрия с официальными оборотами более 400 миллиардов долларов в год. Из них 206 миллиардов тратятся на массовое информирование, производимое и распределяемое в идентичной форме для потребителей по всему миру[17]. Задачи этой мощной индустрии – убеждать людей в определенных идеях и приоритетах, а так же – действовать определенным образом, покупать и потреблять. Социальные институты , организации и группы стремятся привлечь и использовать нас для достижения своих целей и претворения своих ценностей.
О конфликте интересов индустрии влияния и человека свидетельствуют не только рост востребованности в индивидуальной профессиональной психотерапевтической и психологической помощи, расширение таких социальных явлений как «дауншифтинг», «психонавтика», «нью эйдж» и др., увеличение числа вовлеченных в различные секты, но и преобладание показателей смертности над показателями рождаемости в «цивилизованном мире», постоянный рост уровня заболеваемости и инвалидизации из-за сердечно-сосудистой патологии и психических нарушений.
Человек
как информационное существо живет
в информационном мире, и именно
эту часть бытия изучает
Каждый человек допускает незыблемость своих точек отсчета, в результате человек всегда допускает что-то, что не подлежит сомнению[4]. Сколько людей — столько истин. Так например исходные постулаты « ученого» (дважды два четыре) и «неверующего» (Бога нет) являются реперами (отправными точками) и сомнению не подлежат.
Любой «здравый» смысл (средневековый, современный, криминальный, религиозный, детский, научный и пр.) всегда основан на наборе незыблемых догм, за пределы которых мышление обычно не уходит. Эти догмы не возникают из ниоткуда и, постоянно изменяясь, одни быстрее, а другие медленнее, передаются от человека к человеку разными способами и средствами. Нет абсолютных истин и все парадигмы более или менее устойчиво существуют и передаются (персистируют) исключительно в обществе через прямое и опосредованное общение.
Вместе с тем каждый первично социализированный человек имеет открытую для воздействия суггестивную парадигму, которая является одной из основных формообразующих структур личности. Центром суггестивной парадигмы является ядро личности — образ «Я» — во всей многомерности его отношений с окружающими реалиями. Эти отношения можно изменять целенаправленно и искусственно. Такие изменения могут быть постепенными (под действием внешней среды и вследствие жизненного опыта) или экстренными (в случаях искусственного воздействия на здоровых людей). Крайним проявлением такого процесса изменения суггестивной парадигмы в массовых проявлениях являются военные и/или революционные «психозы» в рамках, например такой технологии как «протестная инженериия»)[5;11;14]. Главный механизм при этом - изменение характера взаимодействия и перегруппировка психосемантических элементов, приводящих к трансформации суггестивной парадигмы и модификации внутренней картины мира.
В настоящее время влияние новых технологий информационного воздействия на общество в целом, на организованные группы и неорганизованные массы людей и на отдельного человека непрерывно растет. Эти технологии превращаются в мощный инструмент воздействия на сознание и манипулирования им. Происходит постоянное усовершенствование методов и средств изменения психики и сознания человека. Технологии изменения сознания уже получили название high-hume[2]. Программирование и самопрограммирование сознания порождают серьезные вызовы как каждому из нас в отдельности, так и всем вместе.
В
связи с уже случившимся
Общим источником внешних угроз информационной безопасности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин стремится «навязать», «привить» определенные ценности, картину мира и соответствующие им цели, или говоря языком психоэкологии – трансформировать суггестивную парадигму человека под свои интересы.
Увеличение числа источников внешних угроз информационной безопасности и непрекращающееся усиление степени их активности определяет необходимость выделения информационно-психологической безопасности человека из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления.
Ключевым фактором в этой области является уровень индивидуальной компетентности самого человека в сфере самоорганизации и самоуправления, который и определяет качество и полноту реализации жизни человека в современных условиях.
Эти обстоятельства указывают на одну из основных задач человека, решение которой способно изменять жизнь, помогая ему вновь и вновь исследовать свой способ пребывания в мире, пересматривать и расширять конструкты «Я-и-мир», определяющие направление жизни. Эти рамки и выделяют самоменеджмент (Selfmanagement) – науку о самоорганизации и самоуправлении человека [1;12]. Как известно из общей теории менеджмента, основанием для генерального направления движения, генерального пути (или стратегии) служат ценности и цели. А пути и способы достижения конечных целей и составляют сущность стратегического управления. И что именно конкретный человек принимает(осознано или нет) как свои собственные ценности и цели, то и определяет качество и вектор его движения и реализации[12]. В таких обстоятельствах уровень индивидуальной компетентности человека в сфере самоорганизации и самоуправлении и будет определять качество и полноту его реализации в разных жизненных контекстах, а некомпетентность – увеличивать статистику санитарных потерь с фронтов современных информационных войн. Серьёзность сложившегося положения дел подчеркивается и экспертно - психологическими оценками - внушаемость людей в нашей стране за последние 15 лет возросла в три раза и составляет более 90%[10]. А непрекращающийся сон разума, как известно, порождает чудовищ.
Многие стремятся жить в мире уверенности, несомненности, твердокаменных представлений: мы убеждены, что вещи таковы, какими мы их видим, и не существует альтернативы тому, что мы считаем истинным. Такова ситуация, с которой мы сталкиваемся изо дня в день, таково наше культурное состояние, присущий нам способ быть человеком . Такова ситуация, ограничивающая нашу свободу и «сковывающая» наше внимание искушением уверенности, искушением содержания веры[7].
Существует бесчисленное множество игр, в которые мы не только можем, но зачастую и «вынуждены» играть помимо своей доброй воли. Любая игра есть система неких правил. Ими определяется то, как «играют», а как « не играют», то есть, что разрешается, а что запрещается. Эти конвенции одновременно произвольны, императивны и безапелляционны. И игра немедленно кончается, если правила «нарушаются», игра прекращается через фактическое изменение правил. Вместе с тем игра поддерживается прежде всего желанием играть, то есть готовностью соблюдать правила. Следует «играть по правилам» или не играть совсем. Но выражение « играть по правилам» употребляется и как бы «вдали» от игровых ситуаций- имея в виду многочисленные поступки и/или обмены. На которые мы распространяем подразумеваемые конвенции, сходные с игровыми.
Можно из «Духа» игры вывести, обосновать по сходству большинство социальных институтов, регулирующих жизнь общества. Так, например, право – кодекс законов как правила социальной игры, юриспруденция распространяет их на спорные случаи, а юридической процедурой определяется последовательность и порядок ходов. Принимаются « специальные» меры к тому, что бы все происходило с четкостью, точностью, чистотой и беспристрастием игры. Судебные прения и вынесение приговора происходят в специальном месте, следуя неизменному церемониалу, и это отчасти напоминает, соответственно, выделение для игры особого сектора, абсолютную изоляцию, которой он должен отделяться от остального пространства на время партии или судебного слушания( но мы то уже хорошо осведомлены о том, что за кулисами идут игры по неписанным правилам). В политике, в промежутках между силовыми переворотами( при которых больше не играют по правилам) существует правила перехода власти. Так же обстоит дело и в области эстетики. В живописи законы перспективы в значительной мере условны. Ими порождаются привычки, благодаря которым они начинают казаться естественными. Сходным образом и законы гармонии в музыке, и законы просодии и метрики в стихосложении, и иного рода ограничения, единства или каноны в скульптуре, хореографии или театре представляют собой различные более или менее эксплицитные и детальные системы законоуложений, которые одновременно и ведут и сдерживают творца. Это законы игры, в которую он играет. В этих правилах есть нечто произвольное, и любому, кто сочтет их странными и стеснительными, не возбраняется отвергнуть их и писать картины без перспективы, слагать стихи без рифмы и метра, сочинять музыку, не пользуясь принятыми аккордами. Поступая так, он перестает играть по правилам и способствует разрушению игры, ибо правила эти, как в игре, существуют лишь постольку, поскольку их соблюдают. Однако одновременно их отрицанием задаются критерии какого-то будущего совершенства, какой-то другой игры, чей еще не сложившийся кодекс когда-то и сам станет тираническим, начнет сковывать творческие дерзания и пуще прежнего претить кощунственным фантазиям. В любом разрыве с традицией, упраздняющем общепринятые запреты, уже очерчивается другая система, другие правила, и как бы «другая» игра[6].
Ситуация рефлексии – всегда особая ситуация: именно в её процессе мы осознаем ту часть самих себя, которую не можем воспринимать другим способом, - подобно тому, как мы обнаруживаем существование слепого пятна, которое помогает нам понять, как устроено наше зрение; подобно тому, как мы подавляем проистекающую из наличия слепого пятна слепоту, как бы заполняя пустое пространство. Рефлексия – это процесс познания того, как мы познаем. Это акт обращения к самим себе [8]. Это тот шанс, который предоставляется нам, чтобы обнаружить нашу слепоту и осознать, что уверенность и знание других столь же подавляющи и иллюзорны, как и наша уверенность и наше знание.
Информация о работе Информационно-психологическая безопасность человека