Интеллект человека, как характеристика мыслительных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:33, доклад

Описание работы

В повседневном общении часто понятия «способность» и «интеллект» употребляются как синонимы. Это неудивительно, так как трудно себе представить способного, одаренного или гениального человека с низким интеллектом. В этой связи целесообразно рассмотреть интеллект в рамках проблемы способностей.

Файлы: 1 файл

Интеллект человека, как характеристика мыслительных процессов.docx

— 28.89 Кб (Скачать файл)

Доклад на тему:

«Интеллект человека, как характеристика мыслительных процессов»

 

В повседневном общении часто понятия «способность»  и «интеллект» употребляются  как синонимы. Это неудивительно, так как трудно себе представить  способного, одаренного или гениального человека с низким интеллектом. В этой связи целесообразно рассмотреть интеллект в рамках проблемы способностей.

 

Интеллект относится  к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности  возникают даже при самом определении  интеллекта. Вот некоторые из определений.

 

Интеллект - это способность к мышлению.

Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.

Интеллект - это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.

Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека.

Интеллект - это способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Интеллект - это понятие, предназначенное для  объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.

Интеллект - это глобальная способность человека действовать разумно, рационально  мыслить и хорошо справляться  с жизненными обстоятельствами.

Интеллект - это относительно устойчивая структура  умственных способностей индивида.

 

Налицо кризис понятия «интеллект». В этой связи  имеются предложения вообще отказаться от этого понятия (Д. Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например «адаптабельностью» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.).

 

Обобщенное  определение может иметь такой  вид: интеллект - это система психических  процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и  организации соответствующего поведения  в изменяющейся среде.

 

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между  понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия  в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

 

Интеллект можно  рассматривать как способность  к мышлению. При этом интеллект  не увязывают с нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

 

Мышление  представляет собой процесс, через  который интеллект проявляется, реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый  комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые и отдельности, они проявляют  себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

 

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее  время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его  модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

 

В структуре  интеллекта различные исследователи  выделяют несколько составляющих:

 

Общий интеллект (фактор G, от англ. general -общий) - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

 

Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека. Примерами специального интеллекта могут служить:

- профессиональный  интеллект, ориентированный на  спе-1шализацию деятельности (музыкальный,  математический);

- социальный  интеллект, ориентированный на  проблемы межличностных отношений,  взаимодействие деловых партнеров.

 

Потенциальный интеллект - обусловливает способность  человека к мышлению, абстрагированию  и рассуждению. Название связано  с тем, что этот интеллект «созревает»  примерно к 20 годам (по Р. Кет-теллу).

 

Кристаллический интеллект - «выкристаллизовывающийся»  у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при  адаптации к среде и усвоении ценностей общества.

 

Интеллект А - врожденная часть интеллекта, его «гумус».

 

Интеллект В - результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.

 

Имеются и  другие подходы к пониманию структуры  интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (скорость восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость и др.). «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (чем заняты мысли индивида), ее операции (как она реализуется) и результат мыслительной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информация).

 

Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности  феномена «интеллект», его тесной связи  с познавательными психическими процессами, врожденными и социальными  факторами.


Информация о работе Интеллект человека, как характеристика мыслительных процессов