Интеллектуальные образования, определяющие сущность личности в теории Дж. Келли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:38, контрольная работа

Описание работы

Джордж Келли (1905-1966 гг.) - американский психолог, профессор университета в Огайо. Над своим основным трудом "Психология личностных конструктов", опубликованным в 1955 г., Келли работал более 20 лет. Его теоретическая концепция, как впрочем, и теории Э. Эриксона, А. Маслоу и др., опирается на богатый практический и психотерапевтический опыт. Кроме всего прочего, их объединяет идея, согласно которой личность следует рассматривать как целостную, не разложимую на отдельные элементы систему. Не смотря на все это, теория Келли оказалась в стороне от классических работ, разрабатываемых в рамках психоанализа и гуманистической психологии. Каждая из теорий личности имеет свой центр приложения, выраженный в конкретном объяснительном принципе.

Файлы: 1 файл

Фадеев 3 образования РФ.docx

— 22.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство образования РФ

                           Гуманитарный университет

Факультет социальной психологии

Специальность психология

 

 

 

 

 

 

 

Интеллектуальные  образования, определяющие сущность личности в теории Дж. Келли.

Контрольная работа.

       По курсу: Психология личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка гр. СП-07,  з/ о                                                                                                                                            Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

                                        2013

Интеллектуальные  образования, определяющие сущность личности в теории Дж. Келли.

 

Джордж Келли (1905-1966 гг.) - американский психолог, профессор  университета в Огайо. Над своим  основным трудом "Психология личностных конструктов", опубликованным в 1955 г., Келли работал более 20 лет. Его  теоретическая концепция, как впрочем, и теории Э. Эриксона, А. Маслоу и  др., опирается на богатый практический и психотерапевтический опыт. Кроме  всего прочего, их объединяет идея, согласно которой личность следует  рассматривать как целостную, не разложимую на отдельные элементы систему. Не смотря на все это, теория Келли  оказалась в стороне от классических работ, разрабатываемых в рамках психоанализа и гуманистической психологии. Каждая из теорий личности имеет свой центр приложения, выраженный в конкретном объяснительном принципе. Мы остановимся только на когнитивной теории личности Дж. Келли, где она представлена как система конструктов. Внутри категории "познание" в качестве показателей поведения могут рассматриваться либо содержания наших представлений (самооценка, социальное содержание), либо формальные характеристики познания (структура когнитивного поля, наличие когнитивного баланса или диссонанса). Концепцию Келли называют когнитивной, т.к. в ней подчеркивается характер восприятия человеком действующих на него стимулов, пути истолкования и преобразования этих стимулов в отношении к уже существующим структурам и особенностям поведения индивида, связанным с такими интерпретациями и трансформациями. Дж. Келли попытался исследовать как формальные, так и содержательные характеристики познания. Как уже было сказано, разработке своей теории и метода исследования он посвятил более 20 лет. Когда в 1955 г. вышла книга "Психология личностных конструктов", она не имела шумного успеха, просто потому, что лишь очень немногие теории того времени использовали "категорию" в качестве единицы анализа психики (среди этих немногих были И. Толмен и Дж. Брунер). Сейчас теория личностных конструктов представляет собой одно из фундаментально и планомерно разрабатываемых направлений психологии. Человеческая познавательная деятельность, по Келли, начинается с классификации и интерпретации фактов реальности. Последняя изучается не сама по себе, а как реальность в ее отношении к субъекту деятельности. Вместо понятия интерпретации, толкования он использует слово "конструирование". Человек конструирует реальность (истолковывает ее), выдвигая систему конструктов, внутри которой факты приобретают смысл. На основании построенных конструктов человек пытается прогнозировать события. Главная функция человеческой психики - исследование реальности в целях прогнозирования будущего и контроля за поведением. В этом положении содержится основной постулат теории Дж. Келли. Понятие конструкта для интерпретации сущности личности используют специфическую единицу анализа - конструкт. Термин "конструкт" идентичен слову понятие, которое обобщает материал и создает возможность предсказать события. Научное понятие - это логическая констатация связи, из которой путем дедукции может быть выведено объяснение данной фактической связи явлений. Основными свойствами научного понятия являются: обобщение явлений; констатация связи между ними; возможность предсказания новых событий. Понятие личностного конструкта вводится самим Келли. Личностный конструкт характеризуется тем, что в нем представлено и сходство отдельных реалий, и их отличие от других элементов. Конструкты имеют форму биполярных понятий (белый - черный, эгоист - альтруист и др.) Этим они отличаются от научных понятий. Кроме того, научное понятие относится к явлению, существующему в природе, а личностные конструкты - изобретение субъекта, это истолкование, которое накладывается человеком на реальность. Конструкт - средство логической организации опыта. Элементы, из которых он организуется и для истолкования которых используется, могут быть разными предметами, их свойствами, связями, а также людьми и их отношениями. В данном случае в понятие конструкта включается новый - социально-психологический аспект. Итак, конструкты являются средствами, способами толкования мира. Факты рассматриваются наблюдателем в соответствии с его точкой зрения, его конструктами.

Общий способ формирования конструктов состоит  в том, что, прежде всего, для их организации  необходимы три элемента. Два из них должны восприниматься как сходные, а третий - как отличный от первых двух. Признак, по которому два элемента расцениваются как сходные, образует полюс сходства, а признак, по которому они противопоставляются третьему, - полюс контраста, где элементы - это реалии, или объекты. Объекты  обладают разными свойствами, и то, как субъект будет понимать связь  между этими свойствами, зависит  от выбранного им конструкта. Выделяется три типа конструктов: ограничительный, констелляторный, пропозициональный. Ограничительный - позволяет истолковать элементы только внутри самого конструкта. Например, если это - книга, то это только книга. Констелляторный - фиксирует какое-то число альтернатив, связанных с его элементами. Такие конструкты обеспечивают стереотипное мышление: "если это книга, то она должна состоять из отдельных страниц и иметь обложку, содержать текст". Пропозициональный не относит отдельные свойства к другим элементам. За счет этого конструкта выражается философский подход к объекту: "Книга - это кладезь знаний". В этом смысле объекту может быть приписано множество разных характеристик - от перцептивных до ценностных свойств, вплоть до "французского акцента".

Конструкт характеризуется  биполярностью, диапазоном применимости и индивидуальностью. Биполярность означает, что у каждого конструкта имеется два полюса, полученные в  опыте путем нахождения сходства и различия между тремя элементами. Полюса конструкта индивидуальны и  не обязательно прямо противоположны друг другу как антонимы.

В.В. Столин отмечает, что однополюсные конструкты указывают на то, что человек в  своем сознании исключает саму возможность  иного осмысления явления, события. По мнению Дж. Келли, это конструкты со скрытой оппозицией, с "погруженным  полюсом", не представленном в сознании. Диапазон применимости - это те объекты, которые могут быть истолкованы  с помощью данного конструкта. Индивидуальность связана с пониманием человека как активного исследователя  реальности, который не просто усваивает  готовое знание, но и исследует  ее, конструирует, выдвигает гипотезы. Конструкты, эффективно предсказывающие  события, остаются, неэффективные - разрушаются, каждый человек создает свою собственную, уникальную систему конструктов. Кроме  того, каждый конструкт имеет фокус  и область приложения, за границами  которых его использование для  прогноза не эффективно. Область приложения конструкта - все явления, которые  человек истолковывает при помощи данного конструкта. Фокус - те явления, истолкование которых при помощи данного конструкта наиболее эффективно, т.е. ведет к более точному прогнозу.

Функционирование  любого конструкта имеет целью предсказание событий, которое, по Келли, выполняет  роль мотива и цели познавательной деятельности. Утверждение связи  конструирования и прогнозирования - центральная посылка психологии личностных конструктов. Направление  совершенствования конструктивной системы может быть двояким: либо по принципу определения, когда составляется все более определенное мнение о  небольшом количестве явлений, либо по принципу расширения, когда возникает  установка иметь хотя бы смутное  представление о достаточно широком  круге вещей. Накопление опыта происходит за счет формирования новых конструктов. Социальное взаимодействие рассматривается  в качестве основной причины изменения  конструктов, при этом конструирование  изменений предшествует изменению  поведения (сначала изменяется конструкт, а затем - форма поведения). Характер изменения конструктов зависит  от их проницаемости. Проницаемыми называются конструкты, в область приложения которых могут быть введены новые  элементы. Непроницаемые конструкты используются для толкования событий  прошлого.

Ядро личности представлено системой конструктов. Все  другие - личностные и познавательные особенности - описываются посредством  феномена конструкта. Фокусировка конструктивной системы на событии означает внимание, события, увязанные в систему  конструктов - память, неструктурированные  явления - забывание. Рассматривая личность как изначально активного субъекта познания и прогнозирования, Келли  не использует понятия мотивации. Этот термин, по его мнению, имеет смысл  лишь тогда, когда личность представляется исследователю пассивным существом. Для него она априори деятельна.

Применение  Теории личностных конструктов эффективно в понимании эмоциональных состояний личности, психического здоровья и психических нарушений, а также в психоконсультативной и психотерапевтической практике.

Келли и его последователи, показали зависимость между когнитивной сложностью системы конструктов личности и способностью личности к анализу и оцениванию воспринимаемых ею объектов и событий в их противоречивом единстве, что показывает возможность эффективного применения экспериментов, приемов и методов, разработанных в Теории личностных конструктов, как перспективных методов изучения личности и стимулирования личностного роста. В целом Теории личностных конструктов – оригинальное направление в теории личности, иллюстрирующее перспективный когнитивный подход к личности и механизмы ее исследования и развития, а также активно применяемые в практике методы ее изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Современный психологический словарь/под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.:2007. – 490с.
  2. Р. Корсини,А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия.

 

 


Информация о работе Интеллектуальные образования, определяющие сущность личности в теории Дж. Келли