Интуитивное мышление и его проблемма в отечественной и зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить понятие «интуитивное мышление» в различных подходах психологической науки. Задачи исследования:
1. Изучить исторический аспект понятия интуиции и интуитивного мышления;
2. Изучить интуитивное мышление в отечественной психологии;
3. Изучить интуитивное мышление в зарубежной психологии;
4. Определить современное состояние исследований интуиции в психологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
РАЗДЕЛ 1. Проблема исследования интуитивного мышения в психологии…………………………………………………………………….
5
1.1. История исследования интуиции в психологической науке…………. 5
1.2. Особенности современной интерпретации феномена интуитивного мышления……………………………………………………………………..
7
1.3. Этапы и виды интуиции..................................………………………….. 15
1.4. Познавательная роль интуиции и ее формы…………………………… 18
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

Интуитивное мышление и его проблемма в отечественной и зарубежной психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

РАЗДЕЛ 1. Проблема исследования интуитивного мышения в психологии…………………………………………………………………….

 

5

1.1. История исследования интуиции в психологической науке………….

5

1.2. Особенности современной интерпретации феномена интуитивного мышления……………………………………………………………………..

 

7

1.3. Этапы и виды интуиции..................................…………………………..

15

1.4. Познавательная роль интуиции и ее формы……………………………

18

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….

23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

24


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время практически никто из психологов не сомневается в том, что в творческой деятельности логические методы и стратегии решения задач взаимодействуют с интуитивными механизмами мышления, взаимодополняя и взаимоусиливая друг друга. Однако в вопросе о том, что следует включать в понятие интуиции и в чем состоит ее природа остается много неясного. Интуицию часто связывают: с инстинктом, или инстинктивной догадкой, с прямым, непосредственным усмотрением истины, с отсутствием причин или посылок, приводящих к тому или иному результату интеллектуальной деятельности, с внезапностью и быстротой нахождения правильного решения, с разрывами и скачками в последовательных этапах переработки информации, с наличием неосознаваемого опыта (Н.В.Гончаренко, Н.Д. Левитовым, С.Л. Рубинштейн,  В.В. Налимов, Ф.В. Бассиным, A. B. Карповым, A. C. Прангишвили).

Однако многие аспекты проблемы интуиции остаются недостаточно изученными. Это определяется, с одной стороны, сложностью самого феномена интуиции, его многогранностью и разнообразием трактовок данного явления, с другой - недостаточностью исследований, посвященных непосредственно изучению процессов интуиции в силу доминирования рационалистических тенденций в советской психологии. Актуальность выбранной темы обусловлена, во-первых, значением интуиции как важной составляющей психической реальности, ее связью с разработкой ряда ключевых проблем современной психологии (творчества, мышления, решения задач, способностей и т.д.); во-вторых, ролью интуиции в расширении познавательных возможностей и актуализации внутренних ресурсов психики человека; в-третьих, растущим практическим интересом к проблеме интуиции как условию формирования и критерию профессиональной компетентности специалистов в различных видах деятельности.

Объект исследования: интуиция как психический феномен.

Предмет исследования: интуитивное мышление и проблема его исследования в отечественной и зарубежной психологии.

Цель исследования: изучить понятие «интуитивное мышление» в различных подходах психологической науки.

Задачи исследования: 

  1. Изучить исторический аспект понятия интуиции и интуитивного мышления;
  2. Изучить интуитивное мышление в отечественной психологии;
  3. Изучить интуитивное мышление в зарубежной психологии;
  4. Определить современное состояние исследований интуиции в психологии.

 

РАЗДЕЛ 1. Проблема исследования интуитивного мышения в психологии.

 

1.1. История исследования интуиции в психологической науке

Развитие  естествознания и математики в ХVII в.  выдвинуло  перед  наукой  целый ряд гносеологических проблем: о переходе  от  единичных факторов к общим и необходимым положениям науки, о достоверности данных естественных наук и математики, о природе математических понятий и аксиом, о попытке подвести   логическое  и  гносеологическое  объяснение математическому познанию и т.д.  Бурное  развитие   математики  и  естествознания  требовало новых  методов  теории познания, которые позволили бы  определить  источник необходимости и всеобщности выведенных наукой законов. Интерес к методам научного исследования повышался не только в  естествознании  но  и  в  философской науке, в которой появляются рационалистические теории интеллектуальной интуиции.

     Явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя "включить" или "выключить" сознательным волевым усилием. Это неожиданное "озарение" ("инсайт" - внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию.

Многие исследователи отождествляют интуицию и творчество в науке. При этом интуитивный творческий акт рассматривается как бессознательный, иррациональный (не подчиняющийся обычной логике и рациональности), спонтанный и не обусловленный прошлым опытом.

Представление об интуитивном решении как ключевом звене творческого процесса дало толчок огромному количеству экспериментальных исследований. Классическая процедура эксперимента по изучению мышления, до сих пор применяемая в подобных ситуациях, была разработана школой гештальтпсихологии. Особый тип задач, при действии с которыми можно наблюдать эффект внезапного решения - озарения, инсайта, стал называться Дункеровскими задачами, по имени одного из представителей этой школы, занимавшегося проблемой мышления.

По исследованиям гештальтистов лабораторный эксперимент по решению проблемных задач стал на долгие годы основной моделью для изучения творческого, в том числе и научного, мышления. Испытуемому предлагалось разрешить некоторую проблемную ситуацию. Свои рассуждения он должен был проводить вслух, чтобы экспериментатор мог фиксировать ход решения, при необходимости задавать наводящие вопросы или давать подсказку, следя за тем, как она используется в дальнейшем. Считалось, что подобная организация эксперимента позволяет выделить и проанализировать в "чистом" виде процесс разрешения проблемных ситуаций, аналогичный таковому в научной деятельности.

Интуиция -  нечто непознанное и соответственно всегда привлекающее, привлекающее многих ученых с давних времен.

Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л. Фейербах полагал, что интуиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственности человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

"Для Канта интуиция  есть источник знания. И "чистая" интуиция ("чистая интуиция пространства и времени") является неисчерпаемым источником знания: из нее берет начало абсолютная уверенность. Данная концепция имеет  свою  историю. Кант взял ее у Плотина, Фомы Аквинского, Декарта и др.".

      М.В.Ломоносов  выступал против рационализма. Познание, с точки зрения Ломоносова, осуществляется следующим образом: "Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды. Ломоносов  вплотную  подошел   к проблеме соотношения непосредственного и опосредствованного знания как результатов чувственного и  теоретического познания и оказал огромное влияние  на  разработку проблемы интуиции в русской философии.

Более пяти веков назад можно найти различные упоминания об интуиции, ее период становления, различных пониманий этого понятия. Однако эта область психологической науки до сих пор является актуальной для исследователя.

 

 

1.2. Особенности современной интерпретации феномена интуитивного мышления

Один из основоположников теории творчества, А. Пуанкаре прямо заявлял, что от решения проблемы интуиции зависит успех в раскрытии тайны научного творчества и, в конечном счете – прогресс науки. Пуанкаре говорил о том, что творчество и интуиция не могут не иметь точек соприкосновения. Это мнение разделяют С. Е. Зак, А. Н. Леонтьев, С. Р. Микулинский, В. А. Энгельгардт, М. Г. Ярошевский, А. Ньюэлл, Г. Саймон, Дж. Шоу и многие другие известные советские и зарубежные ученые – специалисты в области проблемы творчества. Б. М. Кедров утверждает, что интуицию можно познать и должным образом оценить лишь в цепи творческого процесса.

Вопрос о соотношении творческого и интуитивного в значительной степени осложняется тем, что содержание самого понятия "творчество" остается едва ли более содержательным, чем понятие "интуиция". Существует масса определений этого понятия, но ни одно из них не является исчерпывающим в силу чрезвычайной сложности и специфичности этого феномена. Обычно под творчеством понимают специфическую форму человеческой деятельности, отличающуюся новизной и оригинальностью, свидетельствующую о яркой индивидуальности, о его способности выдвигать нешаблонные идеи и предлагать неожиданные решения. По Д. Прайсу, творчество проявляется тогда, когда со словом "черное" вопреки ассоциациям связывают не слово "белое", а слово "икра".

Некоторые исследователи полагают, что сущность творчества может быть раскрыта через одну из его характерных черт: оригинальность, новизну или целесообразность, как полагает Г. Неллер. Известно, что оригинальность никогда не считалась монополией высокоразвитого интеллекта и критерием прогресса, а слово "целесообразность" нередко оказывалось связанным с весьма скользкими принципами узкого прагматизма.

Попытки раскрытия тайн творческого мышления привели американских исследователей Д. Маклейланда и У. Уайта к выводу о первостепенной значимости профессиональной компетентности ученого, его общей и научной эрудиции. Данные факторы действительно играют важную роль в творческой деятельности ученого и если не являются главным ее критерием, то во всяком случае находятся ближе к истине, чем утверждение о том, что "исследовательский талант, независимость и творческий характер мышления никак не связаны ни с запасом знаний, ни со способностью человека". Но что же в таком случае предопределяет творческий успех? Случай. Именно "случайные открытия" составляют "истинный прогресс в науке".

Большинство ученых категорически отвергают концепцию "случайных открытий", справедливо полагая, что таковых в науке нет и быть не может. Ни одно явление действительности, в том числе и творческий процесс, не протекает в рамках "чистой необходимости". Случайное Гегель считал необходимым элементом, содержащимся во всяком конечном, "формой", за которой скрывается необходимость. Применительно к творчеству нельзя не согласиться с Адамаром, считавшим, что часто люди приписывают случайности то, причины чего они не в состоянии раскрыть. "Мерой нашего невежества" назвал "творческую случайность" А. Пуанкаре.

Понятие творчества настолько широко и многообразно, что в ряде случаев оно вообще теряет всякие реальные границы. Так, существует мнение о возможности и правомерности вынесения понятия "творчество" в область животного царства и даже неживой природы. Такие критерии, видимо, существуют, и искать их следует в сфере общественно-исторической практики, а не за ее пределами.

Творчество представляет собой социально-исторический продукт, неотделимый от понятия труда, связанный с ним и исторически и логически. Творчество может быть как в большом, так и в малом; оно не зависит от масштабов и рода деятельности, но вместе с тем невозможно без высшей степени осознания целей и задач этой деятельности. Творческий процесс детерминирован самой природой человеческого мышления и является качественно высшей формой последнего.

В известной степени это относится и к интуиции, как элементу творческого мышления. Конечно, не всякое интуитивное есть творческое в подлинном смысле этого слова, но творчество как таковое не может быть без "интуитивных прозрений", догадок, предположений. Элементы интуитивного знания всегда содержатся в результатах творческой деятельности.

Неубедительно выглядят попытки связать интуицию лишь с некоторыми конкретными формами творчества. Любопытно то, что одни считают интуицию важнейшим элементом художественного творчества, отказывая в этом творчеству научному, другие, напротив, превозносят роль интуиции в научном творчестве, поскольку последнему чаще приходится выходить из сферы логического, за границы "здравого смысла" (М. Бунге).

Понятие "интуиция" выступает в настоящее время в двух значениях: традиционно-философском (гносеологическом) и современном – психоэвристическом.

Данное обстоятельство послужило причиной возникновения среди философов определенного рода коллизии: одни из них решительно воспротивились современной интерпретации проблемы, другие, напротив, безоговорочно восприняли ее современную трактовку, не поставив даже вопроса об особенностях исторической и логической эволюции проблемы.

Информация о работе Интуитивное мышление и его проблемма в отечественной и зарубежной психологии