Искусство управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 12:59, реферат

Описание работы

Менеджмент, менеджер в настоящее время энергично вытесняют из нашего лексикона привычные слова «управление», «руководитель», «управляющий».
Управление, как функция любых организованных систем, обеспечивает поддержание деятельности и реализацию целей системы и по своему смыслу немного шире понятия «менеджмент».
Тема моего реферата «Искусство управленческой деятельности». В данной работе я бы хотела разобраться в определении «искусство управления», в чём оно заключается, как связано с наукой управления и чем отличается.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие управления 5
2 Управление как искусство 8
3 Функции управления 10
4 Принципы управления 16
5 Научная обоснованность управления 19
Заключение 20
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

psikhologia_referat.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов и служб. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей. Планирование как процесс, включает:

  • установление целей и задач (с содержанием этой части процесса мы познакомились); разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
  • определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
  • доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки и использовать систему показателей, необходимую для последующего контроля результатов. Планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных уровней и служб организации.

Планирование — это непрерывный процесс использования новых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей окружающей среды, анализа сильных сторон, возникновения новых условий и факторов.

Организовывание — задачей этой функции является формирование структуры организации, а также обеспечение работы всем необходимым — персоналом, материалами, оборудованием, помещениями, денежными средствами и т.п. Организовывание включает разделение на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Часто это связано с перестройкой структуры организации и ее системы управления для повышения их гибкости и приспособляемости к требованиям рыночной экономики. В структуру вводятся новые звенья, в том числе связанные с необходимостью изучения рынка, и разработкой стратегии организации       [3, c275].

Другая важная задача функции организовывания — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно – техническому прогрессу, единым для всех работников ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления, поддержка работников предпринимательского склада, проявляющих способность к творчеству и нововведениям, умеющих брать на себя риск и ответственность за решение проблем предприятия.

Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах. В процессе мотивации:

  • устанавливаются или оцениваются неудовлетворенные потребности;
  • формулируются цели, направленные на удовлетворение потребностей;
  • определяются действия, необходимые для удовлетворения потребностей.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. В настоящее время менеджеры внимательно относятся к таким факторам, как:

  • разнообразие работы по содержанию;
  • рост и расширение профессиональной квалификации работающих;
  • удовлетворение от работы и ее результатов;
  • повышение ответственности;
  • условия для проявления инициативы;
  • осуществление самоконтроля.

Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два главных направления:

  • контроль за выполнением работ, намеченных планами;
  • принятие мер по корректировке всех значительных отклонений от плана или самого плана.

Главные инструменты выполнения этой функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. По результатам контроля производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и стандартов. В современных условиях организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, и это создает условия для существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В итоге контроль становится менее жестким и более экономичным.

Координация — это функция, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса управления. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Для ее выполнения могут использоваться:

  • документальные источники (отчеты, докладные записки, аналитические материалы);
  • результаты обсуждений возникающих проблем (на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.п.).

Большую роль играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ, устанавливать взаимодействие между подсистемами, осуществлять маневрирование ресурсами и согласовывать все стадии процесса управления.

Менеджеры различного уровня затрачивают неодинаковую часть своего времени на основные управленческие функции. Управление подразделяется на 3 уровня:        

  • институциональный уровень (управление высшего звена)
  • управленческий уровень (управление среднего звена)
  • технический уровень (управление низового звена)

Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, а более низкого уровня (линейные менеджеры) больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все функции управления [6, c 474].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Принципы управления

 

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.  Они объективны, не зависят от воли и желаний отдельных людей, но их нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, который позволяет подсказать руководителю, как лучше и эффективнее воздействовать на объект управления и какую реакцию следует ожидать на управляющее воздействие. При смене социально – политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире принципы управления изменяются и совершенствуются. Время вносит в них свои коррективы.

Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизацией, — на принципах, законах управления [4, c 107].

Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1911 г. американским менеджером Ф. Тейлором. Он сформулировал четыре принципа научного менеджмента в своей книге «Принципы и методы научного менеджмента», которые осуществлялись применительно к отдельному предприятию, и вся система была направлена на рационализацию труда. В 1912 г. Американский менеджер Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» сформулировал принципы рационального управления. Однако один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования»                  А. Файоль высказал мысль о том, что число принципов управления неограниченно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт подтверждает его эффективность. В начале 20-х годов Файоль выделил 14 принципов управления, которые глубоко изучаются специалистами:

Этими принципами предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента.

Принципы управления разрабатывались представителями всех школ управления, также они разрабатывались и в нашей стране. В своем реферате я хотела бы привести некоторые, на мой взгляд, наиболее важные принципы управления на сегодняшний день:

  • Правовая защищенность управленческого решения: необходимость знания руководителем действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений, действующим правовым актам.
  • Делегирование полномочий: передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.
  • Соответствие: выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.
  • Первый руководитель: при выполнении важного производственного задания, контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия.
  • Одноразовый ввод информации: один раз введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач.
  • Автоматическое замещение отсутствующего: замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.
  • Оптимизация управления: оптимизация управления повышает эффективность управляемой системы: централизация управления – при решении глобальных, стратегических проблем, децентрализация – для стимулирования инициативы, соблюдение нормы управляемости и так далее.
  • Повышение квалификации: обязательное повышение квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.
  • Честность: честное отношение и доверие к людям.
  • Иерархичность и обратная связь: создание многоступенчатой структуры управления, при которой нижние звенья  управляются своим же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня; постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи.
  • Сочетание прав, обязанностей, ответственности: каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение.

Любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) и материально [1, c 202].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Научная обоснованность управления

 

Все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов.

Желая выяснить, что думают российские директора о принципах корпоративного управления, какие правила отношений с акционерами они считают наиболее важными для повышения инвестиционной привлекательности своих компаний, российский институт директоров совместно с Ассоциацией менеджеров России организовал исследование под названием «Готовность российских компаний к внедрению Кодекса корпоративного поведения».

Под термином «корпоративное управление» разработанный ФКЦБ России кодекс подразумевает правила и принципы руководства деятельностью коммерческих предприятий (прежде всего акционерных обществ) – начиная с процедур принятия важнейших решений и заканчивая механизмом распределения прибыли. В идеале практика корпоративного управления должна обеспечивать всем акционерам независимо от величины их доли реальную возможность осуществлять свои права, а совет директоров и менеджмент компании обязаны выстраивать свою работу в соответствии с их интересами [4, c 418].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Управление, в широком понимании этого термина, - непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Словом, для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть искусством управления, а не только наукой управления. В таком случае управление в равной степени это и наука, и искусство. Ведь будучи талантливым, неординарно мыслящим и имеющим развитую интуицию человеком, но, не знающим фундаментальных основ науки управления, невозможно добиться каких – то результатов. Лишь при совместном их использовании можно достичь положительного эффекта. 

В реферате удалось раскрыть определение «искусство управления», выяснить, в чём оно заключается, как связано с наукой управления и чем отличается.

Моя задача состояла в том, чтобы разобраться в способах овладения искусством управления, можно ли ему научиться или это качество является данным от природы.

Информация о работе Искусство управленческой деятельности