Использование дидактической игры в ознакомлении с окружающим детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.
Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.

Файлы: 1 файл

Использование дидактической игры в ознакомлении с окружающим детей старшего дошкольного возраста.docx

— 41.38 Кб (Скачать файл)

В Программе в разделе по ознакомлению с природой ставятся задачи расширения и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.

Для реализации этих задач с детьми проводятся следующие дидактические  игры: «Что сажают в огороде?», «Что где растет?».

Цель игры: классификация растений по месту их произрастания.

В игре «Вершки – корешки» дети закрепляют знания об овощах.

В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» - закрепляются знания о временах года.

Кроме этого проводятся игры «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек», в которых у ребенка расширяются знания об обитателях животного мира, систематизируются знания о том, что дает человеку природа. В Программе в разделе «Развитие речи» ставятся задачи по активизации и обогащению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.

Для решения этих задач рекомендуется  проводить такие игры:

«Звуковые часы», «Какой звук потерялся?», «Кто назовет больше?», «Наоборот», «Закончи предложение», «Кузовок» и  другие.

Достаточно много игр используются в работе со старшими дошкольниками  для развития элементарных математических представлений. Это игры для развития знаний о форме:

«Найди такой же формы», «На что  похоже?», «Каждую фигуру на свое место», «Найди свой значок», «Склеим чайник»  и другие.

О величине:

«Большой – маленький», «Расставь  по порядку», «В какую коробку?», «Сломанная лестница» и другие.

Для совершенствования знаний о  количестве и счете детям предлагаются игры: «Найди соседей числа», «Что изменилось?», лото «На один меньше», «Числовая  лесенка».

О величине:

«Палочки в ряд», «Расставь по порядку», «Что бывает широкое?»

В Программе также выделены музыкально-дидактические  игры.

На развитие звуковысотного восприятия: «Эхо», «Бубенчики».

На развитие динамического восприятия: «Охотники и зайцы», «Ребята и  слонята».

На развитие ритмического восприятия: «Молоток», «Придумай свой ритм».

На развитие гармонического ладового восприятия: «Грустно или весело», «Сколько слышишь звуков?».

1.3. Использование вариантов  дидактических игр с детьми 5-7 лет.

Дидактическая игра, как самостоятельная  игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная  игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют  интерес к игре, её правилам и  действиям, если эти правила ими  усвоены.

Воспитатель должен заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Много различных дидактических  игр различной вариативности  предлагает Бондаренко А.К. (3).

Рассмотрим усложнения на примере  нескольких игр.

Дидактическая игра «Где был Петя?»

Вариант 1.

Воспитатель говорит детям, что  они будут играть в такую игру, которая

заставит их вспомнить все, что  они видели в своем детском  саду: какие есть комнаты, кто в  них находится, что стоит в  каждой комнате, чем в ней занимаются. Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада.

Примерное описание (данное детьми).

Петя зашел в комнату, где  на полках лежало много чистого белья. Мария Ивановна гладила его утюгом. Гудела стиральная машина. (прачечная).

Петя заглянул в комнату, где  дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая и  светлая.

(зал).

Воспитатель предупреждает, что надо описывать только то, что Петя мог  увидеть в здании детского сада.

Вариант 2.

Можно усложнить игру. Воспитатель  при её повторении предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя  на участок детского сада. Дети описывают  участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок  одной группы от участка другой. Воспитателю необходимо активизировать словарь детей, предлагая назвать  одно и то же различными словами. Так, например, ребенок описал овощехранилище: «Петя спустился по лестнице и  увидел на полочках банки с разными  фруктами, соками, компотами. В мешках была морковь, а в большом ящике  – картошка. Там было прохладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспитатель предлагает подумать и  сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище». Воспитатель подтверждает правильность ответов детей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно назвать по-разному».

Вариант 3.

Можно предложить более сложный  вариант.

Воспитатель говорит детям:

- Мы с вами хорошо знаем  наш город (или станицу). Мы  ходили на экскурсию, видели  какие учреждения, здания, улицы  есть в городе (станице). А вот  Петя только недавно приехал  к нам. Расскажите, где он побывал  и что он увидел. А мы отгадаем.

Дети рассказывают о библиотеке, школе, кинотеатре, главной улице. Воспитатель  помогает детям выделить наиболее существенные отличительные черты описываемого объекта. Например, Ира дала такое  описание: «Петя зашел в дом. Там  было много полок с книгами. Люди стояли и рассматривали их». По этому  описанию трудно догадаться, где же был Петя: в книжном магазине или  библиотеке. Воспитатель уточняет: «Книги там продавали или выдавали?»  «Выдавали» - отвечает ребенок. «Куда  же попал Петя?» «В библиотеку».

Вариант 4.

В следующий раз воспитатель  предлагает детям подумать и сказать, что бы мог увидеть Петя, если бы он был путешественником. Дети рассказывают об Африке, Арктике и так далее, используя имеющиеся у них  знания, полученные в детском саду и дома.

Вариант 5.

Воспитатель говорит детям о  том, что Петя очень любит читать книги, и предлагает:

- Пусть он расскажет, о каком  либо герое книги, а мы узнаем, какую книгу прочитал Петя.

Предупреждает, что рассказывать можно  только про тех героев, о которых  читали всем в детском саду.

Примеры рассказов детей:

«Маленькая девочка очень любила свою бабушку. Она ходила к ней  в гости через лес, носила пирожки  и молоко. По дороге собирала цветы».

«Жили старики у самого синего моря. Старик ловил рыбу, а старуха его  все время ругала. Она была злая». ( Автор Бондаренко А.К. (3).

Дидактическая игра «Кто ты».

Воспитатель придумывает рассказ. Каждый играющий получает в этом рассказе роль. Если рассказывается, например, о поездке семьи, то роли могут быть такие: мать, отец, дедушка, бабушка, поезд, чемодан, билет и тому подобное. Как только роль в рассказе названа, ребенок встает, кивает головой и садится.

Игру можно усложнить. Если рассказывать быстрее, а одну и ту же роль называть чаще.

Игра «Отвечай быстро».

Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

- Сейчас я назову какой-либо  цвет и брошу кому-то мяч.  Тот, кто поймает мяч, должен  назвать предмет этого цвета.  «Зеленый»- говорит воспитатель,  делает паузу и бросает мяч  Оле. «Лист» - отвечает Оля, и сказав «голубой»- бросает мяч Ване. Игра продолжается.

Основным признаком для классификации  может быть не цвет, а качество предмета. (Деревянный – стол, и т.д.)

Усложнение.

При повторении можно предложить, поймав мяч, называть не один, а два  или несколько предметов.

Таким образом, использование игр  с различными усложнениями позволит поддержать интерес детей к игре, а также развить познавательную активность старших дошкольников.

Глава 2.   Методика организации и руководства дидактическими играми.

2.1. Методы организации  дидактических игр в старшем  дошкольном возрасте.

Богуславская З.М. (2), Бондаренко А.К. (3) указывают, что организация дидактических  игр педагогом осуществляется в  трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической  игры входят:

-отбор игры в соответствии  с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов  (память, внимание, мышление, речь);

- установление соответствия отобранной  игры программным требованиям  воспитания и обучения детей  определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного  времени проведения дидактической  игры (в процессе организованного  обучения на занятиях или в  свободное от занятий и других  режимных процессов время);

- выбор места для игры, где  дети могут спокойно играть, не  мешая другим. Такое место, как  правило, отводят в групповой  комнате или на участке.

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического  материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого  воспитателя: он должен изучить  и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства  игрой;

- подготовка к игре детей:  обогащение их знаниями, представлениями  о предметах и явлениях окружающей  жизни, необходимыми для решения  игровой задачи.

Проведение дидактических игр  включает:

- ознакомление детей с содержанием  игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в  игре (показ предметов, картинок, краткая  беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей  о них);

- объяснение хода и правил  игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе  которого воспитатель учит детей  правильно выполнять действие, доказывая,  что в противном случае игра  не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает,  когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя  в игре, его участие в качестве  играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры –  это ответственный момент в  руководстве ею, так как по  результатам, которых дети добиваются  в игре, можно судить об её  эффективности, о том будет  ли она с интересом использоваться  в самостоятельной игровой деятельности  ребят.

Анализ проведенной игры направлен  на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие  возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему  новому, необычному: ему хочется  самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное  суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере  умственной деятельности. Поэтому при  отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых  правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые  усилия.

Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется  большая самостоятельность, как  в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Роль воспитателя в самой  игре тоже меняется. Но и здесь педагог  четко, эмоционально знакомит воспитанников  с её содержанием, правилами и  действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить  знания. Затем он предлагает детям  поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра  в спорных ситуациях. Однако не все  игры требуют такого активного участия  воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего это относится ко многим настольно-печатным играм.

Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной  работы в процессе их подготовки и  проведения. Это обогащение детей  соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация  обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

2.2. Специфика наглядности, применяемая  в дидактических играх в старшем  дошкольном возрасте.

В дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя  и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Использование  наглядного материала в старших  группах разнообразно, с учетом возрастающего  опыта детей, а также новых  задач по ознакомлению с окружающим.

Детей этого возраста привлекают винтовые игрушки, уже более сложные по конструкции, кроме того с детьми используются картинки (парные), кубики, разделенные на большее, чем раньше количество частей. Наглядность в  играх старших дошкольников прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок). Начальный показ игровых действий воспитателем, «пробный ход» в игре, использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек – все это составляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуя игру и руководя ею. Игрушки и предметы воспитатель демонстрирует в наглядном действии, в движении.

Информация о работе Использование дидактической игры в ознакомлении с окружающим детей старшего дошкольного возраста