Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:50, статья
Школьная неуспеваемость при увеличении детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является актуальной проблемой сегодняшнего дня. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с неблагополучным состоянием здоровья. Еще более эта ситуация усугубляется в последствии.
Обучение в современной общеобразовательной школе характеризуется возросшей долей как психических, так и статических напряжений. Отмечается рост заболеваемости, снижаются функциональные способности детей, темпы их физического и умственного развития. Снижение двигательной активности нередко приводит к нарушению телосложения и осанки у школьников. Эти нарушения составляют серьезную проблему, крайне трудно поддающуюся решению.
Некрашевич Игорь Эдуардович
Использование двигательной коррекции как средства улучшения здоровья и активизации умственной деятельности младших школьников с трудностями в обучении
Научный руководитель: к.псх.н. Осипова Виктория валерьевна
Ключевые слова: школьная неуспеваемость; базовые факторы психологического развития, кинезиологический фактор, кинестетический фактор, фактор произвольной регуляции собственной деятельности, пространственный фактор и фактор энергетического обеспечения.
Школьная неуспеваемость при увеличении детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является актуальной проблемой сегодняшнего дня. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с неблагополучным состоянием здоровья. Еще более эта ситуация усугубляется в последствии.
Обучение в современной
общеобразовательной школе
Количество детей, которым
требуется коррекционно-
Важнейшей проблемой становится своевременная коррекционная помощь, которая позволяет уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у детей нервно-психических и психосоматических расстройств как последствий стресса, связанного с отрицательными эмоциями и различных форм девиантного поведения, выступающих в качестве индивидуальной, но неадекватной компенсации школьной неуспеваемости.
Цель нашей работы: подбор и внедрение комплекса двигательной коррекции, активизирующих умственную деятельность младших школьников.
Составленный нами, комплекс двигательной коррекции может быть использован в практике учителей начальных классов, воспитателей в дошкольных учреждениях, инструкторов ЛФК и АФК, а также родителями, с целью, как профилактики, так и преодоления трудностей в обучении.
Учеными (Н.К. Корсакова, 2001; А.Р. Лурия,1997; Ю.В. Микадзе, 2001; В.В. Осипова, 2009; А.В. Семенович, 2007; Е.Д. Хомская, 2007; Л.С. Цветкова, 1997) доказано, что одним из необходимых условий преодоления неуспеваемости младших школьников, наряду с развитием когнитивных функций, является активизация и развитие таких базовых психологических факторов, как кинезиологический, кинестетический, фактор произвольной регуляции собственной деятельности, пространственный фактор и фактор энергетического обеспечения, способствующих эффективному развитию когнитивных функций, а значит и преодолению неуспеваемости.
Кинезиологический фактор связан с кинестетическим (сенсомоторным взаимодействием) и кинетическим (динамические процессы) факторам (Н.К. Корсакова, Ю.В.Микадзе, 2001; В.В.Осипова, 2009). Направлен на развитие умственных способностей школьников через двигательные упражнения тела и пальцев рук, активизацию межполушарного взаимодействия.
Фактор произвольной
регуляции психической
Фактор развития пространственных представлений направлен на развитие пространства собственного тела, реального пространства окружающей среды, через двигательные упражнения, подвижные игры (Н.Я. и М.М. Семаго, 2005).
С целью энергетического обеспечения детей используются «ресурсные» упражнения (В.В.Осипова, 2009), способствующие преодоления мышечных зажимов, оптимизации мышечного тонуса. «Ресурсные» упражнения помогают стрессовой устойчивости организма и положительно сказываются на развитии и активности психических функций детей, их энергетического и адаптационного потенциала. «Ресурсные» упражнения основаны на естественных движениях, включают в себя дыхательные упражнения, самомассаж, растяжки (В.В. Осипова, 2009; А.В. Семенович, 2007).
В разработанной нами программе, указанные базовые факторы комплексно объединены и представлены в виде физических упражнений, игровых заданий двигательного характера, подвижных игр. Мы отобрали, модифицировали, адаптировали наиболее интересные и действенные, с нашей точки зрения, двигательные упражнения (табл. 1).
Таблица 1
Группы используемых упражнений
№ п/п |
Группы используемых упражнений |
1. 2. 3. 4.
5. 6. |
Кинезиологические упражнения Упражнения, развивающие
реципрокную координацию Упражнения, способствующие развитию произвольной регуляции Ресурсные упражнения А) Дыхательные упражнения Б) Самомассаж В) Растяжки Двигательные коррекционные игротехнологии Элементы корригирующей гимнастики |
Таблица 2
Соотношение выявленных трудностей в обучении у неуспевающих школьников
Основные трудности обучения |
Кол-во случаев «После» эксперимента (%) | |
КГ |
ЭГ | |
1) пропуски букв в письменных работах; 2) невнимательность и рассеянность; 3) трудности при решении математических задач; 4) неусидчивость; 5) постоянная грязь в тетрадях; 6) плохое знание таблицы сложения, умножения; 7) трудности в самостоятельном выполнении заданий; 8) опоздания на уроки; забывание учебников 9) боязнь устных ответов. 10) трудности в понимании объяснения с 1-го раза 11) плохая ориентация в пространстве, тетради |
44,2 48,1 42,2 44,2 38,4 48,1 42,2 46,2 46,1 44,2 34,6 |
23,1 30,7 26,8 28,8 21,1 34,6 15,4 26,9 28,8 17,3 13,6 |
В результате применения комплекса двигательной коррекции произошел рост показателей успеваемости учеников по основным видам учебной деятельности: письму, математике, чтению. Изменилось отношение этих детей к обучающим занятиям. Они стали внимательнее, сдержаннее, снизилось количество ненужных, беспорядочных движений. Снизилась заболеваемость детей простудными и инфекционными заболеваниями (табл. 2 и 3).
Таблица 3
Состояние детей (Оценка напряженности)
Показатели поведения, состояния ребенка |
После эксперимента (%) | |
КГ |
ЭГ | |
1. Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу (не выспался, жалуется на плохое самочувствие, боли в животе, голова, горло и т. п.). |
48,1 |
38,4 |
2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей. |
46,2 |
26,9 |
3. После школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный. |
46,2 |
34,5 |
4. Сон беспокойный с неприятными сновидениями, страхами. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей. Энурез. |
48,1 |
42,2 |
5. Очень болезненно
или, наоборот, безразлично относится
к школьным оценкам, постоянно
их обсуждает, жалуется на |
50 |
34,5 |
6. Отказывается от
приготовления домашних |
46,2 |
30,7 |
В настоящее время комплекс двигательной коррекции апробирован и успешно применяется в коррекционно-развивающей работе с учащимися начальных классов в средней образовательной школе (№ 11, 55), а также в психологическом центре коррекции и развития детей «Сфера» г. Брянска.