Использование двигательной коррекции как средства улучшения здоровья и активизации умственной деятельности младших школьников с трудно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:50, статья

Описание работы

Школьная неуспеваемость при увеличении детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является актуальной проблемой сегодняшнего дня. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с неблагополучным состоянием здоровья. Еще более эта ситуация усугубляется в последствии.
Обучение в современной общеобразовательной школе характеризуется возросшей долей как психических, так и статических напряжений. Отмечается рост заболеваемости, снижаются функциональные способности детей, темпы их физического и умственного развития. Снижение двигательной активности нередко приводит к нарушению телосложения и осанки у школьников. Эти нарушения составляют серьезную проблему, крайне трудно поддающуюся решению.

Файлы: 1 файл

Статья Некрашевич И.doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Некрашевич  Игорь Эдуардович

 

Использование двигательной коррекции  как средства улучшения здоровья и активизации умственной деятельности младших школьников с трудностями  в обучении

 

Научный руководитель: к.псх.н. Осипова Виктория валерьевна

     

Ключевые слова: школьная неуспеваемость; базовые факторы психологического развития, кинезиологический фактор, кинестетический фактор, фактор произвольной регуляции собственной деятельности, пространственный фактор и фактор энергетического обеспечения.

 

Школьная неуспеваемость при увеличении детей, которые не справляются с программой и уже в начале обучения попадают в разряд неуспевающих, является актуальной проблемой сегодняшнего дня. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с неблагополучным состоянием здоровья. Еще более эта ситуация усугубляется в последствии.

Обучение в современной  общеобразовательной школе характеризуется  возросшей долей как психических, так и статических напряжений. Отмечается рост заболеваемости, снижаются  функциональные способности детей, темпы их физического и умственного развития.  Снижение двигательной активности нередко приводит к нарушению телосложения и осанки у школьников. Эти нарушения составляют серьезную проблему, крайне трудно поддающуюся решению.

Количество детей, которым  требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в школьном возрасте 25%, а по некоторым данным - 30-45%. Такие  дети испытывают трудности в овладении  письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении.

 

Важнейшей проблемой  становится своевременная коррекционная  помощь, которая позволяет уменьшить  вероятность перерастания временных  неудач в обучении в хроническую  неуспеваемость. Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у детей нервно-психических и психосоматических расстройств как последствий стресса, связанного с отрицательными эмоциями и различных форм девиантного поведения, выступающих в качестве индивидуальной, но неадекватной компенсации школьной неуспеваемости.

 

Цель нашей работы: подбор и внедрение комплекса двигательной коррекции, активизирующих умственную деятельность младших школьников.

 

Составленный нами, комплекс двигательной коррекции может быть использован в практике учителей начальных классов, воспитателей в дошкольных учреждениях, инструкторов ЛФК и АФК, а также родителями, с целью, как профилактики, так и преодоления трудностей в обучении.

 

Учеными (Н.К. Корсакова, 2001; А.Р. Лурия,1997; Ю.В. Микадзе, 2001; В.В. Осипова, 2009; А.В. Семенович, 2007; Е.Д. Хомская, 2007; Л.С. Цветкова, 1997) доказано, что одним из необходимых условий преодоления неуспеваемости младших школьников, наряду с развитием когнитивных функций, является активизация и развитие таких базовых психологических факторов, как кинезиологический, кинестетический, фактор произвольной регуляции собственной деятельности, пространственный фактор и фактор энергетического обеспечения, способствующих эффективному развитию когнитивных функций, а значит и преодолению неуспеваемости.

 

Кинезиологический фактор связан с кинестетическим (сенсомоторным взаимодействием) и кинетическим (динамические процессы) факторам (Н.К. Корсакова, Ю.В.Микадзе, 2001; В.В.Осипова, 2009). Направлен на развитие умственных способностей школьников через двигательные упражнения тела и пальцев рук, активизацию межполушарного взаимодействия.

Фактор произвольной регуляции психической деятельности направлен на развитие программирования, контроля, самоконтроля, произвольного внимания также через упражнения динамического характера. Поскольку контроль является наиболее слабым звеном в регуляции деятельности у ребенка и проявляется в недоведении действия до конечного результата, либо в отсутствии действия проверки после окончания работы, в каждое коррекционно-развивающее занятие включаем двигательные упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности (Н.К. Корсакова, Ю.В.Микадзе, 2001; В.В.Осипова, 2009).

Фактор развития пространственных представлений направлен на развитие пространства собственного тела, реального пространства окружающей среды, через двигательные упражнения, подвижные игры (Н.Я. и М.М. Семаго, 2005).

С целью энергетического обеспечения детей используются «ресурсные» упражнения (В.В.Осипова, 2009), способствующие преодоления мышечных зажимов, оптимизации мышечного тонуса. «Ресурсные» упражнения помогают стрессовой устойчивости организма и положительно сказываются на развитии и активности психических функций детей, их энергетического и адаптационного потенциала. «Ресурсные» упражнения основаны на естественных движениях, включают в себя дыхательные упражнения, самомассаж, растяжки (В.В. Осипова, 2009; А.В. Семенович, 2007).

В разработанной нами программе, указанные базовые факторы  комплексно объединены и представлены в виде физических упражнений, игровых заданий двигательного характера, подвижных игр. Мы отобрали, модифицировали, адаптировали наиболее интересные и действенные, с нашей точки зрения, двигательные упражнения (табл. 1).

 

Таблица 1

Группы  используемых упражнений

 

п/п

Группы используемых упражнений

1.

2.

3.

4.

 

 

 

5.

6.

Кинезиологические упражнения

Упражнения, развивающие  реципрокную координацию движений

Упражнения, способствующие развитию произвольной регуляции

Ресурсные упражнения

    А) Дыхательные  упражнения

    Б) Самомассаж

    В) Растяжки

Двигательные коррекционные  игротехнологии

Элементы корригирующей  гимнастики


 

 

Таблица 2

 

Соотношение выявленных трудностей в обучении у  неуспевающих школьников

 

Основные трудности  обучения

Кол-во случаев

«После» эксперимента (%)

КГ

ЭГ

1) пропуски букв в письменных работах;

2) невнимательность и  рассеянность;

3) трудности при решении  математических задач;

4) неусидчивость;

5) постоянная грязь  в тетрадях;

6) плохое знание таблицы  сложения, умножения;

7) трудности в самостоятельном  выполнении заданий;

8) опоздания на уроки;  забывание учебников

9) боязнь устных ответов.

10) трудности в понимании  объяснения с 1-го раза

11) плохая ориентация  в пространстве, тетради

44,2

48,1

42,2

44,2

38,4

48,1

42,2

46,2

46,1

44,2

34,6

23,1

30,7

26,8

28,8

21,1

34,6

15,4

26,9

28,8

17,3

13,6


В результате применения комплекса двигательной коррекции произошел рост показателей успеваемости учеников по основным видам учебной деятельности: письму, математике, чтению. Изменилось отношение этих детей к обучающим занятиям. Они стали внимательнее, сдержаннее, снизилось количество ненужных, беспорядочных движений. Снизилась заболеваемость детей простудными и инфекционными заболеваниями (табл. 2 и 3).

 

Таблица 3

 

Состояние детей (Оценка напряженности)

 

Показатели  поведения, состояния ребенка

После

эксперимента

(%)

КГ

ЭГ

1. Ребенок под разными  предлогами неохотно идет в  школу (не выспался, жалуется на  плохое самочувствие, боли в животе, голова, горло и т. п.).

48,1

38,4

2. Долго собирается  в школу, постоянно забывает  необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей.

46,2

26,9

3. После школы вялый,  сонливый или, наоборот, чрезмерно  возбужденный, раздражительный, агрессивный.

46,2

34,5

4. Сон беспокойный  с неприятными сновидениями, страхами. В течение ночи часто просыпается, вскрикивает, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей. Энурез.

48,1

42,2

5. Очень болезненно  или, наоборот, безразлично относится  к школьным оценкам, постоянно  их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя.

50

34,5

6. Отказывается от  приготовления домашних заданий,  «торгуется», ставит массу условий.  Долго не может организовать  себя, постоянно отвлекается, в связи, с чем на приготовление домашних задании уходит несколько часов. Как правило, не помнит, что задали на дом и какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требуется постоянный контроль родителей.

46,2

30,7


 

 

В настоящее время комплекс двигательной коррекции апробирован и успешно применяется в коррекционно-развивающей работе с учащимися начальных классов в средней образовательной школе (№ 11, 55), а также в психологическом центре коррекции и развития детей «Сфера» г. Брянска.

 

 

 

 




Информация о работе Использование двигательной коррекции как средства улучшения здоровья и активизации умственной деятельности младших школьников с трудно