Использование оперантных методов для модификации поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 04:14, реферат

Описание работы

Модификация поведения – использование методов поведенческой психологии – особенно оперантного кондиционирования – для изменения поведения людей. Модификация поведения имеет более широкое применение по сравнению с поведенческой терапией, так как она может использоваться и в ситуациях, когда пациент совершенно здоров (например, в процессе обучения).
Оперантное обусловливание – это особый вид формирования условно-рефлекторных связей посредством явной или скрытой демонстрации психотерапевтом своего одобрения-неодобрения, поощрения-осуждения тех или других форм поведения и эмоционального реагирования пациента.

Файлы: 1 файл

Использование оперантных методов для модификации поведения.docx

— 22.59 Кб (Скачать файл)

Модификация поведения – использование методов поведенческой психологии – особенно оперантного кондиционирования – для изменения поведения людей. Модификация поведения имеет более широкое применение по сравнению с поведенческой терапией, так как она может использоваться и в ситуациях, когда пациент совершенно здоров (например, в процессе обучения).

Оперантное обусловливание – это особый вид формирования условно-рефлекторных связей посредством явной или скрытой демонстрации психотерапевтом своего одобрения-неодобрения, поощрения-осуждения тех или других форм поведения и эмоционального реагирования пациента. «Терапевты подкрепляют то или иное поведение посредством многочисленных вербальных и невербальных актов, таких как кивок, улыбка, разворот телом в сторону пациента, заинтересованное «ммм» или прямое обращение за дополнительной информацией. С другой стороны, терапевты стараются искоренить поведение, не считающееся желательным, посредством некомментирования, некивания или его игнорирования» (И. Ялом, 2000).

Ключевым  понятием в поведенческой психотерапии является научение, под которым понимают изменения в поведении, возникшие  в процессе жизнедеятельности или  в результате тренировки. В отличие  от обучения суть которого состоит в передаче и направленной организации знаний, научение – это процесс и результат выработки навыков.

Существуют  три основные теории научения:

1) теория  классического обусловливания И. П. Павлова;

2) теория  оперантного обусловливания Б. Ф. Скиннера;

3) теория  социального научения А. Бандуры.

 

Теория оперантного научения доказывает, что на поведение влияют не только стимулы, которые воздействуют на организм перед совершением какого-либо действия, но и сами результаты поведения. Оперантное научение (или научение типа R, от «reaction», реакция) базируется на сформулированном Скиннером фундаментальном принципе: поведение формируется и сохраняется его последствиями. Такая методика чаще всего используется в воспитании детей.

Термин «подкрепление» имеет как минимум три значения:

1) закрепление  определенного поведенческого стереотипа;

2) стимул-подкрепитель (приятный или неприятный), который может предъявляться или устраняться и таким образом изменять вероятность повторения определённого поведения;

3) психотерапевтическая  техника, которая использует последствия  определённого поведения как  инструмент для изменения этого  поведения (именно в этом, на  мой взгляд и состоит суть оперантного метода модификации поведения).

В зависимости  от вида используемых стимулов, выделяют техники положительного и отрицательного подкрепления. При положительном  подкреплении увеличение вероятности  повторения желаемого поведения  обеспечивается благодаря сопровождению  поведения приятным для клиента  стимулом. При отрицательном подкреплении увеличение вероятности повторения желаемого поведения достигается  благодаря устранению воздействовавшего  на клиента неприятного стимула  при совершении желаемого поведения.

В зависимости  от регулярности подкрепления выделяют постоянное и периодическое подкрепление. Постоянное подкрепление подразумевает  подкрепление желаемого поведения  после каждого случая его проявления. Поскольку постоянное подкрепление не обеспечивает стабильного научения (в отсутствие подкреплений новое поведение быстро угасает), рекомендуется использовать его лишь на самых ранних стадиях овладения новым поведением. В противоположность постоянному подкреплению, при периодическом подкреплении психотерапевт подкрепляет не каждый случай желаемого поведения клиента. Интервалы между подкреплениями регулируются в зависимости либо от качества полученной желаемой реакции, либо от периода времени, прошедшего до следующего появления желаемого поведения.

Существуют  три варианта техник дифференциального  подкрепления.

При дифференциальном подкреплении иного поведения подкрепляющий  стимул предъявляется клиенту в  том случае, когда нежелательное  дезадаптивное поведение не проявлялось  в течение определённого периода  времени (максимальная величина которого не должна превышать 60 минут).

Дифференциальное  подкрепление противоположного поведения  – психотерапевт устраняет подкрепление, которое поддерживало нежелательное  дезадаптивное поведение и затем  предъявляет новое подкрепление, целью которого является формирование поведения, несовместимого с прежним.

Дифференциальное  подкрепление частоты поведения  – психотерапевт использует подкрепление для формирования определённой частоты  поведения (для дезадаптивных реакций подкрепляется низкая частота, для желательного адаптивного поведения – высокая).

Аппроксимация – это подкрепление успешных приближений  к некоему сложному конечному  поведению. Несмотря на значительные затраты  времени, данная техника сохраняет  свою популярность благодаря высокой  эффективности. При применении данной техники психотерапевт должен остерегаться двух крайностей: с одной стороны, не следует слишком долго останавливаться на одном и том же шаге, а с другой, дистанция между любыми двумя соседними шагами не должна быть слишком большой, иначе задание для клиента будет трудновыполнимым.

Прямой и  обратный цепной метод получил своё название благодаря разделению сложного поведения на отдельные фрагменты  – звенья единой цепи. Вначале каждое поведенческое звено формируется  по отдельности, впоследствии все звенья последовательно соединяются друг с другом, причём переходить к следующему шагу можно только после того, как  клиент овладел предыдущим. Научение начинается с первого звена и  завершается последним при прямом цепном методе, и наоборот – при обратном цепном методе. Цепной метод эффективен при научении детей и имеющих отставание в развитии взрослых таким элементарным навыкам, как ходьба, одевание, чистка зубов, завязывание шнурков и прочие.

Практическое  исполнение – психотерапевт в процессе работы с клиентом предоставляет ему различные возможности потренироваться в желаемом поведении. Каждая успешная попытка подкрепляется, что увеличивает вероятность повторения желаемого поведения в реальных условиях. (Если клиент поступает правильно, то его поощряют, и наоборот).

Суть различных  методов погашения состоит в  устранении подкреплений, которые поддерживают дезадаптивное поведение, что в  итоге приводит к постепенному исчезновению нежелательного поведения. При использовании  погашения психотерапевт должен точно выяснить, какие именно стимулы  поддерживают дезадаптивное поведение, и убедиться, что устранение связи  между нежелательным поведением и стимулами-подкрепителями не нанесёт существенного ущерба клиенту или другим лицам. Поскольку на начальном этапе нежелательное поведение может усиливаться и даже сопровождаться агрессией, рекомендуется предупредить об этом близких клиента.

Из различных  форм погашения чаще всего используются негативная практика, стимульное пресыщение и постепенно устранение.

Негативная  практика. Психотерапевт просит клиента  при появлении нежелательного поведения  преднамеренно усилить его. Данная техника особенно эффективна в тех  случаях, когда клиент, сам того не желая, усиливает свои симптомы, начиная  борьбу с ними. К примеру, при бессоннице интенсивное желание уснуть приводит к нарастанию тревоги и напряжения, которые плохо совместимы со здоровым сном. Если клиент получает задание  «не спать», он перестает бороться с бессонницей, уровень напряжения не повышается, тревога остаётся в  рамках нормы, сонливость нарастает  и в конце концов задание оказывается не выполненным, а бессонница – побеждённой.

Стимульное  пресыщение. Желательный с точки  зрения клиента стимул много раз  подряд предъявляется клиенту, что  приводит к стимульному пресыщению и снижению привлекательности и  силы действия стимула. (Следует отметить, что родители и воспитатели были знакомы с данной техникой и до того, как поведенческая психотерапия приобрела известность; яркие примеры  использования методики стимульного  пресыщения приведены в мультфильме  «Праздник непослушания»).

Постепенное устранение: Клиенту вначале предъявляются  самые слабые стимулы (т.е. стимулы, вызывающие лишь минимальную эмоциональную  реакцию). После того, как клиент привыкает к слабым стимулам, вместо них включаются более сильные и так до тех пор, пока самый сильный (в прошлом) стимул не перестанет вызывать даже минимальную реакцию.

Наказание как  лишение положительных подкреплений включает в себя техники изоляции, наблюдение и штрафы.

Изоляция. При  вовлечении клиента в дезадаптивное  поведение его деятельность сразу  же прерывается на 5–10 минут. Применение изоляции требует соблюдения следующих  правил:

1) сильные  негативные реакции клиента в  начале изоляции не должны  привести к прекращению изоляции; (к примеру, родители поставили ребенка в угол, а он начинает кричать и плакать. Родителям нельзя сразу же отказываться от наказания)

2) во время  изоляции любые подкрепления  дезадаптивного поведения должны быть исключены;

3) продолжительность  изоляции следует обговорить  с клиентом заранее; 

4) эту технику  следует сочетать с техниками  подкрепления желаемого поведения. 

Техника наблюдения является модификацией изоляции. Находясь во временной изоляции, клиент в  это время наблюдает, как другой человек демонстрирует желательное  альтернативное поведение. По возвращении  в группу клиент моделирует наблюдаемое  поведение, и, если попытка удаётся, новое поведение подкрепляется. Данная техника издавна (ещё до появления бихевиоральной терапии) использовалась родителями и учителями («Выйди из-за стола и посмотри, как хорошо кушает твой братик/сестричка»).

Штрафом в  поведенческой психотерапии называют лишение клиента определенных положительных  подкреплений при появлении нежелательного дезадаптивного поведения. Штраф необязательно подразумевает лишение денег: это может быть также лишение каких-нибудь привилегий (например, дополнительное время на прогулку) либо какой-нибудь ценной с точки зрения клиента деятельности (к примеру, просмотр телефильма). Например,  родители говорят своему ребенку: «Ты получил сегодня двойку, поэтому будешь играть на компьютере не час, а двадцать минут».

Наказание как  предъявление неприятного стимула  применяется в рамках техник порицания, кратковременного физического удержания  и использования неприятных безвредных веществ. («Ты наказан, по этому, не будешь сегодня смотреть телевизор»)

Порицание. При  появлении нежелательного поведения  психотерапевт высказывает недовольство (важно высказывать недовольство в отношении именно поведения, а не личности клиента) и порицает дезадаптивное поведение вербально и невербально (повышыет тон, сдвигает брови, использует адекватные жесты).

Кратковременное физическое удержание. Психотерапевт кратковременно (10 – 30 секунд) физически удерживает клиента от дезадаптивного поведения, вредного для окружающих либо для самого клиента. Удержание, как и другие виды наказания, в обязательном порядке необходимо сопровождать подкреплением альтернативного желательного поведения.

Техника использования  неприятных безвредных веществ используется относительно редко (как правило, для  коррекции чрезмерно агрессивного или угрожающего жизни поведения), и требует обязательного получения  предварительного согласия клиента. При  появлении нежелательного поведения  психотерапевт воздействует на клиента  безвредными, но неприятными стимулами, такими как лимонный сок, брызги воды, направленная в лицо струя воздуха (В жизни, например, человека, который впал в истерику, поливают холодной водой, чтобы он «остыл» и пришел в себя).

Исправление – комплекс действий, позволяющих  исправить ситуацию, которая сложилась  в результате нежелательного поведения  клиента. Например, если ребёнок забыл  о том, что ему нельзя грызть ногти, он должен для предотвращения возможного заражения прополоскать рот и  тщательно вычистить зубы – и  так после каждого случая нежелательного поведения.

«Жетонная экономика». При появлении желаемого поведения клиенту выдают жетоны, которые впоследствии можно обменять на ценные для клиента и оговоренные заранее вознаграждения (деньги, вещи, привилегии, деятельность и т. д.). Методика наиболее эффективна в условиях закрытых или полузакрытых групп (учебный класс, психиатрическое отделение и т. п.). Эту методику также хорошо применять и дома. Например, если ребенок делает сам что-то правильное и полезное (собрал игрушки, помог по дому, получил хорошие отметки и т.д.) давать ему какие-либо карточки или др., которые он впоследствии сможет на что-то обменять.

 

 

 


Информация о работе Использование оперантных методов для модификации поведения