Использование психических процессов для улучшения эффективности рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить влияние на поведение, отношение и восприятие потребителями воздействующих телевизионных рекламных средств.
Задачей курсовой работы является изучение процесса воздействия и восприятия рекламы с юмористическим подтекстом.
Объектом исследования является воздействие на человека телевизионных реклам.
Предметом исследования явилось исследование влияния на поведение, отношение и восприятие рекламы.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Психологические воздействия в рекламе
1.1 Понятие психологического воздействия
1.2 Формы психологического воздействия
Глава 2 Использование психических процессов для улучшения эффективности рекламы
2.1 Ощущение и восприятие
2.2 Внимание и память
2.3 Эмоции
2.4 Юмор

Файлы: 1 файл

Теория курсовая.docx

— 29.90 Кб (Скачать файл)

В психологии различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает под воздействием внешних и внутренних факторов, причем независимо от желания человека и часто неожиданно для него. Такое внимание свойственно как человеку, так и животным. Однако, в отличие от животного, человек волевым усилием может овладеть непроизвольным вниманием и превратить его в произвольное. То есть если какой-то объект привлек внимание человека, он способен сосредоточиться на нем и начать рассматривать, выделяя детали, элементы и т. д. Непроизвольное внимание становится активным в том случае, если сила раздражителей выше, чем уровень осознаваемых человеком мыслительных операций, которые он выполняет в конкретный момент времени. Непроизвольное внимание действует, как правило, достаточно короткое время. После этого человек либо теряет интерес к раздражителю, либо его внимание становится произвольным. Так как произвольное внимание обеспечивает сознательную концентрацию человека на каких-либо внешних объектах или внутренних состояниях, то его психологи связывают с волей. Силой воли человек может удерживать внимание на каком-то объекте длительное время. Если непроизвольное внимание определяется в большей степени физиологическими механизмами, то произвольное — сознательной деятельностью человека. Произвольное внимание позволяет человеку отключаться от второстепенных раздражителей. Так, например, разыскивая нужное рекламное объявление в газете, человек не обращает внимания на те, которые не имеют отношения к его цели, не связаны с его мотивацией.

Одной из причин особого отношения  рекламистов к фактору привлечения  внимания к рекламе является наличие  конкуренции. Действительно, если рекламное  объявление помещено в специализированной рекламной газете и не привлекает внимания читателя, оно существенно  проигрывает тем вариантам рекламы, которые сразу же «бросаются в  глаза». Однако, прочитав такое объявление в первую очередь, потенциальный  потребитель не обязательно ограничится  данным материалом и совсем уж не обязательно  купит именно тот товар, который  представлен в наиболее привлекающем внимание объявлении.

Наибольшее внимание читателя привлекает объявление в рекламной  газете, если оно напечатано в правом верхнем углу. Правая сторона объявлений более замечается, чем левая, что  объясняется предпочтительным направлением взора на правую сторону страниц  рекламного журнала.

Память является важным психическим  процессом, имеющим прямое отношение  к рекламной деятельности вообще и эффективности рекламы в  частности. Памятью называют процесс  запоминания, сохранения и последующего воспроизведения (припоминания или  узнавания) того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал.

Нередко упускается из виду, что люди забывчивы. Человек запоминает быстрее и прочнее то, с чем  связана его дальнейшая деятельность, то есть с будущим, со своими задачами, а также то, к чему у человека имеется выраженный интерес. Поэтому  наиболее эффективной оказывается  та реклама, которая учитывает интересы и планы людей.

Видов памяти множество –  двигательная, эмоциональная, словесно – логическая, образная, кратковременная, долговременная и др. Все они, так  или иначе, вовлечены в процесс  восприятия и переработки рекламной  информации.

Противоположен запоминанию  процесс забывания. Забывание может  происходить через некоторое  время при отсутствии повторения, под воздействием новой информации и в ряде других случаев. Очень  важно, чтобы запоминалась не только реклама (фон), но и товар (фигура). Хотя часто бывает наоборот.

В отечественной рекламной  практике известен в основном один способ добиваться запоминания – повторение. Чтобы реклама привела к желаемому эффекту, она должна быть воспринята неоднократно.

Существуют некоторые  психологические закономерности запоминания  информации, намного лучше запоминаются те сведения, которые располагаются  либо в начале текста, либо в конце [7. С 53].

2.3 Эмоции

Эмоциями называют такие  психические процессы, в которых  человек непосредственно и лично  переживает свое отношение к тем  или иным явлениям окружающей действительности или в которых получают свое субъективное отражение различные состояния  организма человека.

Многочисленные человеческие эмоции могут быть описаны несколькими  составляющими: любовь, радость, счастье, удивление, отвращение, презрение и  т.д. На эмоциональную память сильное  воздействие оказывает яркость  впечатлений.

У людей, помимо зрительной, очень устойчивой является память эмоциональная, которая работает по принципу: приятно – неприятно, понравилось – не понравилось. Рекламные материалы неизбежно навевают несознаваемые эмоциональные образы. Память на эмоциональные образы и эмоциональные состояния – одна из самых прочнейших.

         Эмоции  могут быть положительными и  отрицательными. Положительные эмоции  стимулируют субъект достичь  цели, отрицательные избегать объектов, вызывающих неприятные состояния.  Нередко рекламные объявления, которые  создаются без учета эмоциональных  реакций потребителя, вызывают  явно негативное отношение к  предмету рекламы. 

Положительные эмоции вызывает юмор. Чувство юмора – одно из наиболее специфических чувств, которые  способен переживать человек. Однако, пользоваться юмором в рекламе рекомендуется осторожно.

Для проверки эмоциональной  эффективности рекламного сообщения  нужно представить себе это сообщение  и определить, как к нему будут  относиться люди с различными психологическими характеристиками, будет ли он им приятен.

 

Реклама эмоционально должна привлекать людей, а не отталкивать. Показывать вещи в привлекательном  свете, но с некоторой долей иронии. Чтобы побудить потребителя купить, его надо очаровать, показать ему  новые возможности, которые у  него появятся с приобретением того или иного товара.

Что касается рекламных компаний в России, то проведенные исследования дают основания предположить, что  рекламисты и СМИ не всегда учитывают  психологическую структуру восприятия рекламы российскими потребителями, и прежде всего эмоциональную  сферу. Информационная среда перенасыщена повторяющейся однообразной рекламой, что вызывает у потребителя желание  избегать ее воздействия, ее навязчивого  проникновения в пространство человека [11].

2.4 Юмор

Как известно, главные функции  рекламы — информирование, убеждение  и напоминание. Исполнение рекламы  может быть как серьезным, так  и несерьезным. И если серьезное  исполнение аппелирует к разуму потребителя, то несерьезное — к его чувствам. Главная цель юмористической рекламы — создать хорошее настроение и «приклеить» его к рекламируемому товару или услуге. Большинство рекламных сообщений может быть отнесено к «развлекательному» типу рекламы.

Для восприятия юмора важно  общее понимание и знание окружающей действительности. Когда такое понимание  и знание отсутствуют, люди смотрят  на мир по-разному и соответственно реагируют на один и тот же юмор по-разному. Фактор, влияющий на эффективность  юмористической рекламы, — сам рекламируемый  товар. Как было замечено, юмористическая реклама лучше работает для недорогих  товаров, процесс покупки которых  не связан с интенсивным мыслительным процессом. Другой фактор — тип применяемого в рекламе юмористического приема. Реакция аудитории во многом зависит  от типа юмора, применяемого в рекламе. Таким образом, все факторы неотделимы друг от друга и их взаимодействие определяет все многообразие реакций  на юмористическую рекламу.

В ходе многочисленных исследований был сделан вывод, что юмористическая реклама чрезвычайно эффективна в привлечении внимания. Стремление аудитории отвлечься от забот, снять  стресс и получить эстетическое удовольствие проявляется довольно сильно, поэтому  юмор в рекламе привлекает гораздо  больше, чем просто информация. юмористическая реклама более эффективна, чем неюмористическая и в удержании внимания в течение определенного времени. Однако привлечение и удержание внимания лишь первая часть коммуникационного процесса. Реклама как несущая оболочка основного сообщения должна не только привлечь внимание, но и передать потребителю смысл этого сообщения.

Большинство исследователей пришло к выводу, что юмористическая реклама вызывает положительные  чувства к собственно рекламе  и улучшает отношение потребителей к рекламируемому товару. При определении  рекламного эффекта одним из важных факторов является сложившееся (до восприятия рекламы) у потребителей отношение  к рекламируемой товарной марке.

Подводя итоги, можно сказать, что юмористическая реклама прекрасно  справляется со своими задачами при  соблюдении определенного ряда условий. Прежде чем использовать юмор, рекламодатель (либо рекламное агентство) должен оперделить уместность такого типа рекламы в отношении своего товара. Далее надо проанализировать характеристики целевой аудитории, к которой будет обращена реклама.

Наряду с другими составляющими  психики, психология изучает психические  процессы человека: восприятие, внимание, память, эмоции, мотивацию, мышление, волю, речь и другие. Психические процессы не существуют отдельно друг от друга и являются некими элементами психики лишь в рамках научных абстракций. В реальности не бывает мышления без памяти, ощущений без эмоций и т. д. Слово «внимание», как и слова, обозначающие другие психические процессы, например, «память», «восприятие», «эмоции», «мышление», «мотивация» и т. д., знакомы каждому человеку и часто используются в обыденной жизни. Однако для специалиста-психолога данные слова имеют более глубокий смысл. Это научные термины, которые достаточно хорошо операциона-лизированы, то есть они обозначают характеристики психики, количественно измеряемые с помощью специальных тестов. Именно поэтому психолог, занимающийся изучением рекламы и других рекламных коммуникаций, может представить гораздо более полную и точную информацию о том, как данный психический процесс будет работать на практике при восприятии конкретной рекламы, и что нужно изменить в ней для того, чтобы облегчить потенциальному потребителю процесс переработки информации.

реклама психологический воздействие


Информация о работе Использование психических процессов для улучшения эффективности рекламы