Исследование развития мышления у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка; дети усваивают новые знания, новые представления об окружающем мире; перестраиваются сложившиеся у детей ранее житейские понятия; а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Цель – изучить особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Изучить литературу по данному вопросу.
Подобрать соответствующие методы исследования.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 31.11 Кб (Скачать файл)

 

Теоретическая часть.

Тема - Исследование развития мышления у детей младшего школьного возраста.

Актуальность темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка; дети усваивают новые знания, новые представления об окружающем мире; перестраиваются сложившиеся у детей ранее житейские понятия; а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Цель – изучить особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

    1. Изучить литературу по данному вопросу.
    2. Подобрать соответствующие методы исследования.
    3. Провести исследования мышления детей младшего школьного возраста.
    4. Обработать результаты.

Гипотеза – мы предполагаем, что у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний и низкий уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе под влиянием трудовой деятельности возможно повышение качества мышления.

Методы – наблюдение, тест, эксперимент.

Наблюдение – эмпирический метод психологического исследования, который заключается в преднамеренном и целенаправленном восприятие, обусловленном задачей деятельности.

Тест - это эмпирический метод психологического исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. 

Эксперимент – эмпирический метод психологического исследования, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется и изучается лучше всего.

 

 

 

 

Описание практической работы.

План исследования

Этап

Цель  этапа

Методы 

Содержание  работы

Примечание

1.Подготовительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основной 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Заключительный

Постановка  проблемы

Выдвижение гипотезы

Планирование исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сбор данных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка данных.  
Интерпретация результатов.  
Выводы и включение результатов в систему знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение

Тестирование

Эксперимент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На  данном этапе мы ставим цель, задачи исследования,

выдвигаем гипотезу, подбираем нужную учебную литературу, планируем дальнейшую работу.

 

В ходе данного этапа мы проводим само исследование, используя при этом такие методы, как: наблюдение, тестирование, эксперимент. Так же проводим различные методики, с помощью которых можно выявить уровень мышления и его особенности.

 

На данном этапе мы обрабатываем данные, полученные в ходе исследования, интерпретируем результаты, делаем выводы и разрабатываем рекомендации по планированию системы учебного процесса с целью эффективного развития мыслительной деятельности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для проведения данного  исследования можно использовать методику «исключение понятий», методику «сравнение понятий», Методику «прогрессивные матрицы Равена» и т.д.

 

 

 

 

 

 


 

Вывод: мышление младшего школьника отличается высокими темпами его развития, происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах, активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, начинает формироваться словесно-логическое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные подходы  к исследованию личности.

Автор, название теории

Основные понятия

 

Угол зрения на личность

Способ получения данных

Возрастной диапазон.

 

Понятие личности в рамках данного  подхода

Источник активности  Sb (объяснительный принцип)

Структура личности

(описать структуру, если она  есть)

Динамика  развития личности

(критерий, периодизация если есть, то описать)

Экспериментальный, не экспериментальный

 

Психодинамическая теория З.Фрейда

Личность - психодинамическая система, управляемая  тремя психическими структурами: ид, эго, супер - эго.

Врожденные  биологические факторы (инстинкты) - психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Фрейд выделял две группы инстинктов - инстинкты жизни и смерти. Первая группа (Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида, например, сексуальный инстинкт. Энергия сексуального инстинкта получила название либидо. Вторая группа - инстинкты смерти (Танатос) - лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

 

 

 

Ид («Оно»), эго («Я») и супер –  эго(«Сверх - я»). Ид является именно той  ареной, где властвуют вытесненные  в область бессознательного инстинкты. Эго, с одной стороны, следует  бессознательным инстинктам, а с  другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Супер  – эго -  это совокупность моральных  устоев общества; оно выполняет роль «цензора».

Оральная стадия - 0-18 месяцев, анальная -1,5-3 года, фаллическая-3-6 лет, латентная-6-2 лет, генитальная-с пубертатного периода  и до конца жизни.

Не  экспериментальный

(путем длительных бесед).

От 0 до конца жизни.

Индивидуальная  психология личности А.Адлера

Личность - неделимая целостность, являющаяся интегральной частью социума

«Чувство общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито.

По его мнению, структура личности едина, а детерминантой  в развитии личности является стремление человека к превосходству. Однако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в развитии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноценности, оно может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсации.

  ----

неэкспериментальный

  -----

Аналитическая теория личности К.Г. Юнга

Личность  представляет частично закрытую энергетическую систему. Она считается не вполне закрытой, систему может пополнять энергия из внешних источников, а так же может уходить из системы

Сознание  человека.

Сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными.

--------------

Не экспериментальная

-------------

Эпигенетическая теория Э.Эриксона

 

Социальная  адаптация.

Эго составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой.

1. орально-сенсорная стадия (1-й год жизни)

2. мышечно-анальная (1-3 года)

3. локомоторно-генитальная (3-6 лет)

4. латентная (6-12 лет)

5. подростковая (12-19 лет)

6. ранняя зрелость (20-25 лет)

7. средняя зрелость (26-64 года)

8. поздняя зрелость (65 лет-смерть)

Экспериментальная

От 0 до смерти.

Диспозициональное направление Г .У. Олпорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личность - это динамическая организация тех  психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное  для него поведение и мышление.

Черты личности.

----------------

1. Телесная самость

2.Самоидентичность

3.Самоуважение

4.Расширение  самости

5. Образ  себя

6.Рациональное  управление самим собой

7.Проприативное стремление

Не  экспериментальный

От 0 до конца жизни

Научающее –бихевиоральное направление Б Скиннера

Личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения

Воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Для того чтобы объяснить поведение, нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями.

---------

--------

Не экспериментальная

------

Гуманистическая теория А. Маслоу

Каждого человека нужно изучать как единое целое, уникальное, организованное целое.

Мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его  организма.

Удовлетворение потребностей согласно пирамиде потребностей (физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации)

  --------------

----------

Не  экспериментальный

-------

Гуманистическая теория К. Роджерса

Человек использует свой опыт для очерчивания  себя, определения себя

Тенденция к самоактуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности 
 

----------------

---------------

Экспериментальный

  ------------

С.Л. Рубинштейн

Личность  – это субъект жизни, она связывает  клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений –своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни

Потребности, способности, направленность.

Личность  определяется через триединство  – что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная  сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер)

--------------

Не  экспериментальный.

-------------

А.Н. Леонтьев

Личность — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза) 

Деятельность, социальное развитие.

Личность характеризует:

1)богатство,  многообразие действительных отношений  субъекта, составляющих его жизнь.

2) степень  развития личности, ее генетическая  характеристика

3) тип строения личности, т.е.  общий структурный профиль

---------------

Не  экспериментальный.

-------------


 

Вывод: рассмотрев основные подходы исследования личности, можно сделать вывод о том, что каждый автор теории трактует понятие личности по-разному, и, следуя из этого понятия, разделяет личность на структуры или не разделяет ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1)

 

 


Информация о работе Исследование развития мышления у детей младшего школьного возраста