Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:30, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка; дети усваивают новые знания, новые представления об окружающем мире; перестраиваются сложившиеся у детей ранее житейские понятия; а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Цель – изучить особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Изучить литературу по данному вопросу.
Подобрать соответствующие методы исследования.
Теоретическая часть.
Тема - Исследование развития мышления у детей младшего школьного возраста.
Актуальность темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка; дети усваивают новые знания, новые представления об окружающем мире; перестраиваются сложившиеся у детей ранее житейские понятия; а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Цель – изучить особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
Гипотеза – мы предполагаем, что у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний и низкий уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе под влиянием трудовой деятельности возможно повышение качества мышления.
Методы – наблюдение, тест, эксперимент.
Наблюдение – эмпирический метод психологического исследования, который заключается в преднамеренном и целенаправленном восприятие, обусловленном задачей деятельности.
Тест - это эмпирический метод психологического исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий.
Эксперимент – эмпирический метод психологического исследования, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется и изучается лучше всего.
Описание практической работы.
План исследования
Этап |
Цель этапа |
Методы |
Содержание работы |
Примечание |
1.Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный |
Постановка проблемы Выдвижение гипотезы Планирование исследования
Сбор данных
Обработка данных. |
Наблюдение Тестирование Эксперимент
|
На данном этапе мы ставим цель, задачи исследования, выдвигаем гипотезу, подбираем нужную учебную литературу, планируем дальнейшую работу.
В ходе данного этапа мы проводим само исследование, используя при этом такие методы, как: наблюдение, тестирование, эксперимент. Так же проводим различные методики, с помощью которых можно выявить уровень мышления и его особенности.
На данном этапе мы обрабатываем данные, полученные в ходе исследования, интерпретируем результаты, делаем выводы и разрабатываем рекомендации по планированию системы учебного процесса с целью эффективного развития мыслительной деятельности детей. |
Для проведения данного исследования можно использовать методику «исключение понятий», методику «сравнение понятий», Методику «прогрессивные матрицы Равена» и т.д.
|
Вывод: мышление младшего школьника отличается высокими темпами его развития, происходят структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах, активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, начинает формироваться словесно-логическое.
Основные подходы к исследованию личности.
Автор, название теории |
Основные понятия |
Угол зрения на личность |
Способ получения данных |
Возрастной диапазон. | ||
Понятие личности в рамках данного подхода |
Источник активности Sb (объяснительный принцип) |
Структура личности (описать структуру, если она есть) |
Динамика развития личности (критерий, периодизация если есть, то описать) |
Экспериментальный, не экспериментальный |
||
Психодинамическая теория З.Фрейда |
Личность - психодинамическая система, управляемая тремя психическими структурами: ид, эго, супер - эго. |
Врожденные биологические факторы (инстинкты) - психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Фрейд выделял две группы инстинктов - инстинкты жизни и смерти. Первая группа (Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида, например, сексуальный инстинкт. Энергия сексуального инстинкта получила название либидо. Вторая группа - инстинкты смерти (Танатос) - лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.
|
Ид («Оно»), эго («Я») и супер – эго(«Сверх - я»). Ид является именно той ареной, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Супер – эго - это совокупность моральных устоев общества; оно выполняет роль «цензора». |
Оральная стадия - 0-18 месяцев, анальная -1,5-3 года, фаллическая-3-6 лет, латентная-6-2 лет, генитальная-с пубертатного периода и до конца жизни. |
Не экспериментальный (путем длительных бесед). |
От 0 до конца жизни. |
Индивидуальная психология личности А.Адлера |
Личность - неделимая целостность, являющаяся интегральной частью социума |
«Чувство общности». Это чувство является врожденным, но оно должно быть социально развито. |
По его мнению, структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству. Однако это стремление не всегда может быть осуществлено. Так, из-за дефекта в развитии телесных органов человек начинает переживать чувство своей неполноценности, оно может также возникнуть в детстве из-за неблагоприятных социальных условий. Человек стремится найти способы для преодоления чувства неполноценности и прибегает к разным видам компенсации. |
---- |
неэкспериментальный |
----- |
Аналитическая теория личности К.Г. Юнга |
Личность представляет частично закрытую энергетическую систему. Она считается не вполне закрытой, систему может пополнять энергия из внешних источников, а так же может уходить из системы |
Сознание человека. |
Сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными. |
-------------- |
Не экспериментальная |
------------- |
Эпигенетическая теория Э.Эриксона |
Социальная адаптация. |
Эго составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой. |
1. орально-сенсорная стадия (1-й год жизни)2. мышечно-анальная (1-3 года)3. локомоторно-генитальная (3-6 лет)4. латентная (6-12 лет)5. подростковая (12-19 лет)6. ранняя зрелость (20-25 лет)7. средняя зрелость (26-64 года)8. поздняя зрелость (65 лет-смерть) |
Экспериментальная |
От 0 до смерти. | |
Диспозициональное направление Г .У. Олпорта
|
Личность - это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. |
Черты личности. |
---------------- |
1. Телесная самость 2.Самоидентичность 3.Самоуважение 4.Расширение самости 5. Образ себя 6.Рациональное управление самим собой 7.Проприативное стремление |
Не экспериментальный |
От 0 до конца жизни |
Научающее –бихевиоральное направление Б Скиннера |
Личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения |
Воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Для того чтобы объяснить поведение, нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. |
--------- |
-------- |
Не экспериментальная |
------ |
Гуманистическая теория А. Маслоу |
Каждого человека нужно изучать как единое целое, уникальное, организованное целое. |
Мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма. Удовлетворение потребностей согласно пирамиде потребностей (физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации) |
-------------- |
---------- |
Не экспериментальный |
------- |
Гуманистическая теория К. Роджерса |
Человек использует свой опыт для очерчивания себя, определения себя |
Тенденция
к самоактуализации или потребность чел.
реализовать свои врожденные потенциальные
возможности |
---------------- |
--------------- |
Экспериментальный |
------------ |
С.Л. Рубинштейн |
Личность – это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений –своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни |
Потребности, способности, направленность. |
Личность
определяется через триединство
– что человек хочет (направленность
как мотивационно- |
-------------- |
Не экспериментальный. |
------------- |
А.Н. Леонтьев |
Личность — это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза) |
Деятельность, социальное развитие. |
Личность характеризует: 1)богатство,
многообразие действительных 2) степень развития личности, ее генетическая характеристика 3) тип строения личности, т.е. общий структурный профиль |
--------------- |
Не экспериментальный. |
------------- |
Вывод: рассмотрев основные подходы исследования личности, можно сделать вывод о том, что каждый автор теории трактует понятие личности по-разному, и, следуя из этого понятия, разделяет личность на структуры или не разделяет ее.
Список использованной литературы.
1)
Информация о работе Исследование развития мышления у детей младшего школьного возраста