Исследование синдрома проявления агрессии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков.

Содержание работы

Введение ____________________________________________________ стр. 3
Глава 1. Исследование проблемы проявления агрессии детей и подростков___________________________________________________ стр. 4
1.1. Понятие термина агрессия, виды агрессии ____________________ стр. 4
1.2. Половые различия в проявлении агрессивности подростков ______ стр. 4
1.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения ____________ стр. 5
Глава II. Исследование синдрома проявления агрессии у подростков __ стр. 5
2.1. Результаты и их анализ _____________________________________ стр. 6
Заключение __________________________________________________ стр. 7
Библиография ___________________

Файлы: 1 файл

раьота но ноу школы.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение ____________________________________________________ стр. 3

Глава 1. Исследование проблемы проявления агрессии детей и подростков___________________________________________________ стр. 4

1.1. Понятие термина агрессия, виды агрессии ____________________  стр. 4

1.2. Половые различия в проявлении агрессивности подростков ______ стр. 4

1.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения ____________ стр. 5

Глава II. Исследование синдрома проявления агрессии у подростков __ стр. 5

2.1. Результаты и их анализ _____________________________________ стр. 6

Заключение __________________________________________________ стр. 7

Библиография ________________________________________________ стр. 8

Приложение __________________________________________________ стр. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность.

За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы многих известных ученых - психологов.

Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению девиантного поведения. В профилактике девиантного поведения имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.

Цель настоящей работы – дать по возможности полную характеристику агрессии в детском и подростковом возрасте.

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

Список использованной литературы

1. Изучение литературы по заявленной  теме.

2. Проведение исследования по  проявлению агрессии по методике рисуночной фрустрации Розенцвейга.

3. Обработка и анализ результатов  исследования.

Мы выдвинули гипотезу о том, что агрессия у мальчиков проявляется в большой степени, чем у девочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Исследование проблемы проявления агрессии детей и подростков

1.1 Понятие термина агрессия, виды агрессии

Агрессия — осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Агрессия может быть рассмотрена в виде дихотомий, имеющих различные основания: физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — косвенная, доброкачественная — злокачественная.

Важным вариантом дихотомического представления агрессии является выделение агрессии враждебной и инструментальной.

О враждебной агрессии говорят в том случае, когда главной целью субъекта является причинение вреда, страданий жертве.

Инструментальная агрессия описывает те случаи, когда индивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в данном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потребностей личности.

Пытаясь преодолеть возникшие терминологические проблемы, Зильман заменил понятия «враждебная» и «инструментальная» агрессия на понятия агрессия «обусловленная раздражителем» и «обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, описывает действия, которые предпринимаются для устранения неприятной ситуации или ослабления ее травмирующего влияния (например, сильный голод). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются с целью достижения различных внешних выгод.

В серии эмпирических исследований было обнаружено, что проявляющие реактивную агрессию мальчики — учащиеся начальных классов — склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Дети, которые проявляли проактивную агрессию, не допускали таких ошибок в интерпретации поведения своих сверстников.

В связи с этим очевидно, что на сегодняшний день нет веских оснований для отказа от использования традиционной дихотомии агрессии враждебная — инструментальная.

1.2.  Половые различия  в проявлении агрессивности

Важным является изучение половых различий проявления агрессивности детей. В одном исследовании из школьников в возрасте 9-11 лет были отобраны группы мальчиков и девочек с неагрессивным и агрессивным поведением. В результате проведенного изучения было установлено, что девочки знали больше конструктивных способов решения конфликта. Кроме того, различия внутри группы девочек (агрессивных и неагрессивных) по всем параметрам были сильнее выражены, чем внутри группы мальчиков: неагрессивные девочки значительно лучше агрессивных понимали ситуацию, знали больше конструктивных решений. Однако, что особенно примечательно и важно, наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми, независимо от пола, обнаружены не в предпочтении агрессивных альтернатив, то есть не в агрессивной мотивации, а в незнании конструктивных решений.

1.3. Профилактика и коррекция  агрессивного поведения

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Глава II. Исследование синдрома проявления агрессии у подростков

Экспериментальное исследование по изучению гендерных различий в проявлении агрессии проводилось на базе школы №144. Испытуемыми стали 40 учеников 12 – 13 лет МБОУ СОШ №144 из них 20 девочек и 20 мальчиков.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. организационный этап эксперимента - выбор диагностической методики, формирование выборки испытуемых;

2. исследовательский этап – изучение гендерных различий в проявлении агрессии;

3. аналитический этап эксперимента  – анализ, сравнение полученных данных;

Для проведения данного исследования  была выбрана следующая методика:

В данной методике, основой которого явился известный тест Розенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка. На этих рисунках представлены люди в различных эмоциогенных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуациях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, является то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть поняты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышленно, по незнанию, без сознательного желания навредить или унизить другого человека.

 

 

2.1. Результаты исследования

      В приложении II представлены результаты исследования проявления агрессии у мальчиков, а в приложении III у девочек.  Как видно из этих таблиц, все испытуемые разделяются по уровню агрессивности. Всю выборку можно разделить на две группы, по такому критерию как проявление агрессии:

1 группа – агрессия проявляется в полной мере;

2 группа – агрессия не проявляется;

В первую группу вошло 11 мальчиков и 5 девочек, что составляет 55% и 25%. Во вторую группу 9 мальчиков и 15 девочек, что составляет 45% и 75%.

Это мы можем проследить в приложении IV.

Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии и мы это подтвердили с помощью агрессии. Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают очень поздно. Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим контролем, девочки довольно часто "подставляют" ребят. Для иллюстрации привожу часто встречающийся эпизод из школьной жизни. Девочка говорит соседу по парте какую-нибудь гадость, делает несколько росчерков в его тетрадке и тут же с невинным видом смотрит на учительницу, будто слушает ее очень внимательно. Та, естественно, видит только бурную ответную реакцию мальчишки и наказывает его, поскольку во время урока выяснять "кто первый начал" ей некогда. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Представленная работа посвящена проблеме агрессии подростков. В этой работе я постаралась определить  гендерные различия в проявлениях агрессии.

   По  результатам исследования гипотеза о том, что агрессия у мальчиков проявляется в большой степени, чем у девочек, подтвердилась.

 Изучаемая в работе проблема, на мой взгляд,  представляется очень важной, так как проблема агрессии в современном мире является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания //Избранные психологические труды Т.2- М.: Наука, 1980

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.:Эксмо - Пресс, 2000

3. Кулагин Л.Г.О подростках, которым трудно //Советская педагогика.- 1991

4. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. - 1996

5. Паренс Г. Агрессия наших детей.- М.: Просвещение, 1997

6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Просвещение, 1996

 

 

 

 

 

 

Приложение I

Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга.

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Методика относится к классу проективных тестов. В ней 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация«препятствия»,где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот. 
Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации. 

Информация о работе Исследование синдрома проявления агрессии у подростков