Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:28, сочинение
В книге Кристофера Баркли «Здесь курят» рассматривается влияние убеждения на мысли людей. Главный герой книги – это Ник Нейлор, табачный лобби. Он работает общественным представителем «Академии Табачных Исследований». По роду профессии его обязанности входит частые выступления на публике, целью которых является убеждение людей в том, что сигареты ни так вредны, как о них говорят.
В своей работе я буду анализировать способы влияния на мнения людей, которые использует Ник Нейлор. Для анализа я буду рассматривать несколько ярких выступлений главного героя на публике.
Итак, знакомство читателя с главным героем происходит на конференции «Чистые Легкие 2000», на которой обсуждается и пропагандируется «жизнь БЕЗ курения». Получается, что обстановка неблагоприятна для выступления Ника и многие из его слов могут быть сразу восприняты слушателями «вштыки». Как же он построил свое выступление?
Эссе по дисциплине «Психология» на тему:
«Исследование способов убеждения людей ».
(По роману Баркли «Здесь курят»).
Москва, 2010год.
В книге Кристофера Баркли «Здесь курят» рассматривается влияние убеждения на мысли людей. Главный герой книги – это Ник Нейлор, табачный лобби. Он работает общественным представителем «Академии Табачных Исследований». По роду профессии его обязанности входит частые выступления на публике, целью которых является убеждение людей в том, что сигареты ни так вредны, как о них говорят.
В своей работе я буду анализировать способы влияния на мнения людей, которые использует Ник Нейлор. Для анализа я буду рассматривать несколько ярких выступлений главного героя на публике.
Итак, знакомство читателя с главным героем происходит на конференции «Чистые Легкие 2000», на которой обсуждается и пропагандируется «жизнь БЕЗ курения». Получается, что обстановка неблагоприятна для выступления Ника и многие из его слов могут быть сразу восприняты слушателями «вштыки». Как же он построил свое выступление?
Существует два способа убеждения: прямой и косвенный. Прямой представляет собой систему аргументаций, фактов и он стимулирует к рассуждению. Такой способ подходить для интеллигентной, высокообразованной аудитории. Косвенный же способ опирается на наше ассоциативное восприятие, в нем часто используются различного рода намеки, которые склоняют к одобрению без раздумий. Этот способ подходит для невнимательной аудитории, которая не компетентна по данному вопросу.1
Выступление Ника основано на косвенном способе убеждения. Прежде всего, потому, что аудитория состояла из «2500 «профессиональных здравоохмурителей», как назвал их про себя Ник, пролиставший список участников, в котором ему удалось обнаружить и нескольких дипломированных докторов»2. Это были некомпетентные слушатели, которые не разбираются в вопросах о вреде или пользе курения, «свора» по мнению главного героя.
Свой монолог Ник начинает с изображения волнения «Хотите, верьте, хотите нет, – начал Ник, теребя свой шелковый галстук, дабы показать, что нервничает, хоть он ничуть не нервничал, – но мне очень приятно участвовать в симпозиуме Чистые легкие – 2000», тем самым показывая аудитории что он такой же как они, так же волнуется при выступлении на публики. Этот эффект «подобия» позволил табачному лобби войти в контакт с аудиторией.
В своем выступлении Ник опирается на эмоционально восприятие публикой его аргументов. Он ссылается на такие важные символы американской свободы, как Декларация независимости, Конституция и Билль о правах.
Так же в его речи присутствует эффект «активации страха», т. е. главный герой апеллирует к негативным эмоциям, в данном случае на примере султана Мурады.
«Мурад, как вы помните, вбил себе в голову, что курение недопустимо, и поставил курильщиков вне закона, и сам, переодеваясь простым турком, выходил по ночам в Стамбул и бродил по улицам, изображая никотиновое голодание и умоляя продать ему немного табаку. А когда кто-то проникался к нему жалостью и давал покурить, Мурад – шарах! – сносил ему голову прямо на месте. И оставлял тело разлагаться на улице. «ПРЕДУПРЕЖДАЕМ: продажа табака Мураду IV может быть опасной для Вашего здоровья»».3
Получается, что из его доступной для понимания речи слушатели делают следущий вывод: ограничение курение ведет за собой ограничение свободы личности, а это значит, что американское общество возвращается к средневековым устоям.
Выступление Ника на шоу Опры произвело огромное впечатление на публику. Сама концепция шоу была построена так, что табачный лоббер был бы «козлом отпущения» за все грехи табачной индустрии. Однако и с этой задачей он справился с помощью нескольких приемов.
Во- первых, взявши инициативу в свои руки, он первым делом использовал прием отвлечения внимания, который разоружает публику.
«– Никто не будет возражать, – спросил он, – если я закурю?
Аудитория ахнула. Опешила даже Опра.
– Вы хотите закурить ?
– А разве не существует традиции, по которой командир расстрельной команды предлагает приговоренному последнюю сигарету?
На несколько секунд в студии повисло ошеломленное молчание, потом кто-то из публики засмеялся. К нему присоединились еще несколько человек. Скоро хохотали уже все.»4
То есть шутка Ника разрядила обстановку в зале и позволила снизить негативное восприятие его слов.
Во-вторых, своим эмоциональны рассказом Ник также отвлекает внимание публики от главной проблемы. Он использует косвенное воздействие, рассказывая об ужасных последствиях ядерных бомб, которые производят в США, о псевдодемократии, о политике.
«…Но вот то, что член федерального правительства явился на это шоу и читает нам лекции насчет рака, между тем как то же самое правительство почти пятьдесят лет производит атомные бомбы, двадцать пять тысяч бомб, если быть точным, мистер Статистик, бомб, способных наградить каждое живое существо на планете, мужчин, женщин, детей, раком настолько страшным, настолько кошмарным, настолько… настолько неизлечимым, что медицина даже названия для него еще не придумала… вот это… – быстро к сути! А в чем суть? – это не заслуживает даже презрения. И честно говоря, Опра, мне хотелось бы узнать, каким образом человек вроде… вот этого получает в федеральной бюрократии пост, дающий ему такую власть. Впрочем, я и сам это знаю – ему не приходится избираться на свой пост. Нет-нет. На него демократия не распространяется. Он выше ее. Выборы? Согласие управляемых? Пфа! Тех самых людей, которые платят ему жалованье? Обойдутся. Это не для Рона Гуди. Все, что ему требуется, так это наживаться на людях, подобных бедному Робину Уиллиджеру. Ну, так позвольте мне кое-что сообщить и вам, Опра, и тем достойным, сознательным людям, которые нас сегодня смотрят. Это не очень приятно, но и вам и им стоит это услышать. Роны Гуди нашего мира хотят, чтобы Робины Уиллиджеры умирали. Ужасно, но правда. Мне очень жаль, но таков факт. И знаете почему? Я вам скажу. Потому что от этого растут их, – и Ник выплюнул тошнотворное слово, – бюджеты. Это не что иное, как торговля человеческим горем, и вам, сэр, следовало бы стыдиться смотреть людям в глаз ».5
Стиль речи Ника подсказывает нам, что он произносит этот монолог быстро, темпераментно, что позволяет ему звучать более убедительно, компетентно и влиятельно.6
В- третьих, в конце своей речи Ник, подводя итог, использует прямой способ убеждения.
«– Собственно говоря, мы со дня на день приступим к осуществлению новой, стоящей пять миллионов долларов программы, задача которой – отвратить детей от курения, – сказал Ник. – То есть можете считать, что наши деньги мы на стол выложили»7.
То есть мы видим четкие и ясные факты: цель новой программы, время начала программы, средства, которые будут затрачены. Это позволяет ему оптимистично закончить свое выступление .Так же необходимо отметить, что первичность его выступления позволило ему задать направление хода всей программы, что сыграло немаловажную роль в «победе» на этом словесном поединке.
Следущее публичное выступление Ника Нейлора – это шоу Лэрри Кинга.
Лэрри Кинг (Ларри Кинг) — известный американский тележурналист. В США Кинг считается одним из лучших современных телеведущих. За свою карьеру он провел более сорока тысяч интервью с политиками, спортсменами, артистами и прочими знаменитостями. Он является лауреатом премии 'Эмми', двукратным лауреатом премии Пибоди и десятикратным призером премии 'Cable ACE'.8
Шоу Кинга расчитано на интеллектуально развитую, «думающую» публику, а это значит, что концепция даного шоу предполагает деловой стиль общения, опору на факты, а так же интересные мысли. Поэтому Ник Тейлор выбрал прямой способ убеждения, с опорой на факты, которые вызывают отклик у зрителя. Например, положительный отклик у курильщиков вызывает сообщение о том, что научно доказано, что «…девяносто шесть процентов заядлых курильщиков вообще не подвержены серьезным заболеваниям»9. Именно этот отклик пораждает «эффект хорошего настроения», что позволяет сообщению быть более убедительным.
Интересно также выступление Ника в программе «Вечерняя строка», т.к. в нём он использует и прямой, и косвенный способ убеждения.
Примером прямого способа служит высказывание «…двадцать лет назад ученые уверяли нас, что все мы умрем от искусственных сластителей. Теперь они говорят: мы опростоволосились, не берите в голову. Чем больше цикламатов, тем лучше. Так вот, я думаю, что всякий ученый, который не даром ест свой хлеб – или в данном случае сахар, – скажет вам, что первейшим принципом науки является сомнение».
Высказывание главного героя о холестерине, как о враге номер один для Америки («И самое смешное во всем этом, Тед, что подлинным, стопроцентно доказанным убийцей номер один является в Америке холестерин. Я не знаю ни одного ученого, который бы этого не подтвердил. И вот на сцене появляется сенатор Финистер, замечательный, прекрасный штат которого, мне больно говорить об этом, буквально забивает артерии американцев вермонтским чеддером. Появляется и предлагает налепить на нас ту же бирку, что и на крысиный яд»10) относится к косвенному способу воздействия, т. к. здесь Ник апеллирует эмоциями. Так же оно является контраргументом, впротивовес высказыванию Коппела о необходимой осторожности, которую стоит проявить к табачной продукции.
Вцелом необходимо отметить, что успех Ника зависит не только от стратегии убеждения, которую он выбираем в той или иной ситуации, но и от его личных качеств. Главный герой описан в книге как обаятельный, харизматичный и привлекательный мужчина. Известно, что одним из способоов убеждения людей является метод, основанный на внешней привлекательности. Привлекательность коммуникатора может обезоружить нас перед лицом его аргументвов, или вызвать некоторые позитивные ассоциации позднее. Именно поэтому многие телезрителители и телеведущие были «обезоружены» харизматичностью и привлекательностью Ника.
Значит для того, что
провести успешное убеждение некоторой
группы людей, необходимо учесть следущие
факторы. Первый, выбор прямого или
косвенно способа убеждения. Второй-компетентность
и привлекательность
Список используемой литературы:
1 В соответствие с классификацией видов убеждений Дэвида Майерса «Социальная психология» глава 7.
2 Кристофер Т. Бакли. «Здесь курят»
3,4 Кристофер Т. Бакли. «Здесь курят»
5 Кристофер Т. Бакли. «Здесь курят»
6 Вывод на основе эксперимента Джеймса Маклахлана 1979 «О влияние темпа речи на восприятие и убеждение». Он описывается в главе 7 «Социальной психологии» Д.Майерса
7 Кристофер Т. Бакли. «Здесь курят»
8
Биографическая справка , взятая с сайта
«Wikipedia». http://ru.wikipedia.org/wiki/
9 Кристофер Т. Бакли. «Здесь курят»
10 Кристофер Т. Бакли. «Здесь курят»