Исследователи казахской этнопедагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 17:32, сочинение

Описание работы

Чокану Валиханову принадлежит одно из главных мест в истории культуры и общественной мысли казахского народа. Он – выдающийся просветитель-демократ, крупный ученый, неутомимый путешественник, этнограф и великолепный фольклорист. Знакомство с основами арабской письменности, с образцами восточной классической литературы Ч.Валиханов начинал в Кусмурунской мусульманской школе. Еще в юношеские годы, во время обучения в городе Омске, он проявил большой интерес к изучению истории родного края и стран Востока.

Файлы: 1 файл

Исследователи казахской этнопедагогики.docx

— 17.74 Кб (Скачать файл)

Исследователи казахской этнопедагогики.

Взгляды Ч.Валиханова.

Чокану Валиханову принадлежит одно из главных мест в истории культуры и общественной мысли казахского народа. Он – выдающийся просветитель-демократ, крупный ученый, неутомимый путешественник, этнограф и великолепный фольклорист. Знакомство с основами арабской письменности, с образцами восточной классической литературы Ч.Валиханов начинал в Кусмурунской мусульманской школе. Еще в юношеские годы, во время обучения в городе Омске, он проявил большой интерес к изучению истории родного края и стран Востока.

В 1854-1857 годы Ч.Валиханов принимает активное участие в решении вопроса о мирном присоединении казахов Старшего жуза и киргизских племен к России, совершает большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью, Тарбагатаю. В эти же годы Ч.Валиханов посещает Кульджу, гостит у алатауских киргизов. Результатом этих путешествий явились талантливые путевые очерки «Дневник поездки на Иссык-Куль, «Западная провинция китайской империи и г. Кульджа», «Записки о киргизах». Ч.Валиханов первый из исследователей обратил внимание на знаменитый эпос киргизского народа «Манас» и записал его значительную часть.

Историко-литературные и географические исследования молодого ученого стали  известны в научных кругах, и в  феврале 1857 года его избирают действительным членом Императорского Русского географического  общества. В общественной ориентации Чокан Валиханов был сторонником прогрессивных демократических идей своего времени. Его связывала тесная дружба с такими выдающимися людьми, как Достоевский, Чернышевский, Семенов-Тянь-Шанский.

Расцвет общественно-просветительской и научной деятельности Ч.Валиханова относится к концу 50-х и началу 60-х годов ХІХ века. В 1858-1859 гг. он совершил свою знаменитую поездку в Кашгарию, принесшую ему славу отважного путешественника. Благодаря выходу в свет таких работ, как «Очерки Джунгарии», «О состоянии Алтыншара», и других, Чокан Валиханов был поставлен в один ряд с выдающимися путешественниками и исследователями Европы и Азии. В труде «Следы шаманства у киргизов» обобщен огромный материал по истории, этнографии, культуре казахов, о быте и обычаях.

Научные труды Чокана Валиханова по истории, этнографии, культуре, географии, праву, религии тюркских и монгольских народов явились важным вкладом не только в русское, но и мировое востоковедение.

Наследие И.Алтынсарина

Ибрай Алтынсарин занял выдающееся место в казахской истории как крупный мыслитель, отдавший все силы и весь свой талант делу просвещения родного казахского народа. Также, большой вклад он внес в развитие казахской письменной литературы. Получив образование в русско-казахской школе, он работал переводчиком в Оренбургском областном управлении. Потом стал учителем в начальной школе для казахских детей в Тургае. Будучи длительное время инспектором школы, добивался открытия русских школ для казахской молодежи. Его «Казахская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку», вышедшая в 1879 году, является первым национальным букварем, первым учебником. Но эти книги предназначалась не только школьникам, они стали учебником для всего народа.

Художественные произведения просветителя – стихи и рассказы – составили  начальную страницу нашей профессиональной письменной литературы и направили  ее по демократическому пути. Ему первому  принадлежит постановка вопроса  о становлении и развитии казахского литературного языка. «Не щадя сил боролся он за чистоту родного языка. Изначальную творческую связь двух литератур – русской и казахской – мы опять же увязываем с именем выдающегося просветителя», - писал один из исследователей его наследия.

В переводе Алтынсарина казахские читатели впервые познакомились с образцами русской и западноевропейской классической литературы. Называя имя Ибрая Алтынсарина, мы часто употребляем слово «первый» и это не случайно, ибо он первым проложил для своего народа дорогу к знаниям, и первым указал ему пути дальнейшего культурного развития.

Литературное творчество Алтынсарина была непрерывно связано с его общественно-педагогической деятельностью. На ярких, взятых из жизни примерах, он доказывает пользу чтения, приобретения широких знаний, говорит о необходимости умелого ведения хозяйства.

Исследованием наследия Ибрая Алтынсарина занимались А.Сыздыков, Т.Тажибаев, К.Б. Жарикбаев, А.Молдашев, К.Жумаагулов, С.Калиев и другие.


Информация о работе Исследователи казахской этнопедагогики