Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:32, реферат
Одна из них понимает Истину, как большее или меньшее соответствия человеческого знания положению дел предметного мира, которое имеет быть независимо от него (например, Аристотель, Ф. Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеции, Гольбах, Фейербах, Ленин и иже с ними), когда истинность высказываний основывается на "соответствии" предложений языка отображаемому состоянию дел.
А истину понимали и понимают по-разному...
Есть, как известно, три принципиально альтернативные трактовки Истины.
Одна из них понимает Истину,
как большее или меньшее
Вторая - подразумевает соответствие содержания человеческого знания некой идеальной сфере: например, содержанию Абсолюта (Платон, Гегель) врожденным структурам мышления (Декарт), чувственным ощущениям субъекта (Юм), априорным формам мышления (Кант), практической эффективности установок личности (прагматизм), интерсубъективным конвенциям (А. Пуанкаре), систематическому согласию с ранее принятыми утверждениями и так далее...
Третья - подразумевает отрыв от всего, что находится (хотя бы гипотетически) за пределами человеческой субъективности. Тогда Истина начинает пониматься, как некая ценность, которая "не существует, но значит" (Риккерт и баденская школа неокантианства), спекулятивный идеальный конструкт (Н. Гартман), феномен метаязыка формализованных систем (Тарский) и так далее. Пока не последовал естественный финал движение в данном направлении полный отказ от Истины в Философии постмодернистов, когда текст, рассматривается в качестве самодостаточной реальности вне соотнесения с внеязыковой реальностью "означаемого"...
Трактовка Критерия истины находится в прямом соответствии с принятым определение Истины. Поэтому, например, у Платона это будет Рационалистическая интуиция, подготовленная длительными занятиями философией, которая путем прозрение дает человеку возможность вспомнить то, что душа знала, когда была некогда в высших сферах. Для мистика - это Божественное откровение, для Беркли - это индивидуальный сенсорный опыт, источник которого Бог, для Маркса – это общественно-историческая практика и так далее.
Достижение Истины может быть либо асимптотическим либо финальным, либо фиктивным. И это опять-таки зависит от принятого мировоззрения.
До Маркса философия знала
(если обобщить) три критерия истины:
- логическая непротиворечивость;
- божественное откровение;
- опыт.
Практическое рассматривалась как нечто,
не связанное с истиной, оно могло быть
практически оправданным, но не истинным.
Маркс в "Тезисах о Фейербахе" объявил
всю предшествующую философию непрактичной
и поставил перед собой задачу: одну из
разновидностей человеческого способа
освоения и объяснения мира - философию,
которая имеет чувственно-субъективный
по своей природе характер – использовать
для практического преобразования этого
мира. И с подачи Маркса в Диамате возникла
известная формула - от Непосредственного
созерцания к Абстрактному мышлению, а
от него к Практике, и представление о
Практике как о критерии истины, когда
гарантом адекватности познания служит
успешность практического применения
наших знаний. А приближение к Истине было
объявлено бесконечным, поскольку материя
– онтологическое основание всего существующего
в Материализме – неисчерпаема, что принято
в материализме в качестве одного из его
исходных постулатов.
Вопрос об Истине неизменно
волнует как философов-