Источники христианского воззрения на психику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение источников христианского воззрения на психику.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность христианства 4
2. Основы христианского мировоззрения 10
3. Нормы морали и христианские заповеди 15
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

История психологии - Источники христианского воззрения на психику.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

Личная духовная жизнь в христианском понимании внутренне и органически связана с жизнью соборного человечества и мира. С точки зрения христианства, человечество не есть простая сумма людей, но живое связное целое, таким же живым целым является и народ. Первородный грех заражает собой в той или иной мере все человечество, несущее на себе его последствия, так же, как через Христа все человечество получает возможность возрождения и грядущего воскресения.

Христианская культура - способ организации общества, в основе которого лежит христианское мировоззрение.

Христианское мировоззрение - это обращение к Богу, житие по законам Божьим. И в принципе если бы все на Земле происходило бы по законам божьим, то не было бы глобальных кризисов и вполне вероятно общество не пришло бы к такой тупиковой ситуации. Христианское мировоззрение - убеждение, что нет ничего начальнее Бога, что Бог-творец и повелитель. Христиане стремятся жить и преображать мир по законам Божьим. Вселенная для христиан - это два мира: видимый и невидимый. Видимый - тот, где мы живем, а невидимый - это царство Господнее. Научное мировоззрение признает наряду с материальным миром, состоящим из мельчайших частиц и познаваемым наукой, и духовный мир, порожденный силой разума. Христиане считают, что человек живет для того, чтобы соединиться с Богом.

Для христиан Библия - источник знания, их Учитель. Библия, как книга, которую написали люди со слов Божьих, говорит, что жизнь без Бога невозможна. Она повествует о божественном происхождении жизни. Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей" или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение", и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа.

Всем известно, что современное общество характеризуется глобальными кризисами, говорящими лишь о том, что сейчас крайне необходима смена мировоззрения. Либо мы все пойдем другим, гуманным по отношению к миру, путем, либо наша цивилизация навсегда исчезнет. Деградация человека, разрушение его сознания, упадок морали - все это духовный кризис, который ведет к уничтожению мира.

Создатель Земли намерен "погубить губивших землю" и таким образом сохранить ее в качестве вечного местожительства для человечества, как это было предусмотрено им первоначально. (Откровение 11:18; Исаия 45:18) Будущее не обусловлено каким-то случайным эволюционным процессом. Будущее уже определено Создателем. Осуществляются Его намерения, а не замыслы какого-либо человека или дьявола. (Исаия 46:9,11) Библия советует: "Наблюдай за непорочным, и смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир. А беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет". (Псалом 36: 37,38).

Эсхатологическая трактовка Откровения Иоанна Богослова связана с концом мира, с дальнейшей судьбой человечества в целом. В Откровении рассказывается о тех катастрофах, которые будут предшествовать концу света, дню Господа. Но в нем не забывается и о том, что будет после разрушения: "новое небо и новая земля", т. е. наступит Божье царство, вечное блаженство для избранных. По словам А. Меня, прежде пророчества Апокалипсиса об отравлении морей, рек, воздуха казались фантастикой. Но сегодня они звучат вполне реалистично.5

Значит, Откровение Иоанна действительно предупреждает о войнах, о тирании, о неизбежном ужасе.

Многие христиане искренне озабочены нынешним экологическим состоянием Земли, ставшим настоящим бедствием. Это должно их волновать, ибо "Господня - земля и то, что наполняет ее..." (Псалом 23:1) Христиане должны быть хозяевами того, что им дал Бог. (Бытие 1:26-30, 9:1-3) 
Основная задача - восстановить гармонию человека с окружающим миром, ибо человек является тварным субъектом и несет в себе определенную задачу, исполнение которой дает ему право включиться в процессы, несущие творческую активность и слияние с Богом в единие целое. Все знания, научные и духовные, - от Бога. Предназначение человека - через познание окружающей среды накопить опыт для дальнейшей эволюции своего естества, умножаясь в знании духовном, расширить сознание и увековечить разум. Познать мироздание - значит познать самого себя в непосредственной связи с духовным миром, ибо человек имеет свою часть в нем. Он венец, вершина творения и вся Вселенная заключена в нем.

Наука - плод мудрости Божьей, перенесенный на землю разума человеческого и забвением отделенный от духовного божественного мира. Она обрела в разуме человека место идола, кумира, слепое поклонение которому привело к омертвлению духовных основ, на которых зиждется всякое научное открытие или теория. Извлекая полезное, т. е. прибыльное из всякого открытия, разум человеческий ведет разрушительную работу по всем направлениям познания мироздания. Прогресс человеческого разума приводит к разрушению всего творения божьего на Земле. Конечная цель власть имущих - сосредоточить в своих руках все земные ресурсы, воцариться и господствовать над всеми людьми через управление мощными экономическими рычагами, используя для этого все средства науки. 

3.  Нормы морали и  христианские заповеди

 

Христианская мораль включает в себя совокупность норм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе.

Таковы известные ветхозаветные заповеди, евангельские "заповеди блаженства" и другие новозаветные нравственные наставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назвать одобренным церковью кодексом христианской морали.6

Христианская мораль находит свое выражение в представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (заповедях), в религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь совесть) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность), а также в системах нравственного богословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Главной особенностью христианской морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их содержании, также отличаются устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей.

Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали.

Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам, непротивлении злу и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей.

В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения, поэтому в христианском сознании отражаются, в том числе,  межчеловеческие отношения.

Христианская мораль включает в себя некоторую совокупность норм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные заповеди, евангельские “заповеди блаженства” и другие новозаветные нравственные наставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали.

Христианство - идеология, отражающая явления социальной жизни. Естественно, что, создавая свой моральный кодекс, христианство включило в себя и некоторые простые общечеловеческие нормы нравственности. Простейшие общие требования к поведению личности в коллективе, которые получили отражение в ветхозаветном десятисловии, были выработаны коллективным опытом задолго до внесения их в тексты древнееврейской Торы.

Такие обычаи, как запрещение убийства сородича или соплеменника, запрещение браков внутри племени, возникли еще в недрах родоплеменного строя.

При рассмотрении заповедей ветхозаветного декалога бросается в глаза, что они далеко не исчерпывают всех возможных моральных предписаний, имеющих общечеловеческое значение. Можно добавить, например, такие элементарные требования к поведению личности: не ленись, уважай знание, мудрость, не оскорбляй, уважай человеческое достоинство других, люби родину - и другие истины, самоочевидность которых признается большинством людей.

Первые четыре заповеди десятисловия сами по себе не имеют к морали непосредственного отношения. В них зафиксированы вероучительно-обрядовые предписания древнееврейской религии.

Непосредственное отношение к нравственности имеют остальные шесть заповедей ветхозаветного декалога. В них нашли отражение некоторые элементарные правила человеческого общежития: требование почтительного отношения к родителям, запрещение убийства, разврата, воровства, клеветы, зависти.

Христиане считают свою религию воплощением истинного человеколюбия и гуманности. Христианские проповедники особенно подчеркивают гуманный смысл евангельского призыва: “возлюби ближнего своего, как самого себя”.

В новозаветных книгах содержаться изречения, призывающие к человечности, любви, взаимному прощению обид. Подобные проповеди любви и всепрощения определялись особыми условиями существования раннехристианских общин. С одной стороны, они выражали необходимость крепить солидарность членов общин в условиях гонений и преследований со стороны властей. С другой стороны, призыв прощать врагов и не противиться насилию явился результатом осознания христианскими общинниками своего нравственного величия и нравственной миссии.

Миссию отмщения за свои страдания ранние христиане возлагали на Бога, они верили, что суд Божий будет скоро, “не пройдет род сей, как все сие свершится”, обещал им Христос.

Таким образом, жертва морально торжествовала над палачом. В форме любви и прощения врагам угнетенный достигал нравственного самоутверждения, несмотря на внешние унижения и страдания.

Христианский альтруизм универсален, он распространяется на всех без исключения, независимо от достоинства человека.

Через устную и печатную проповедь, через эмоционально насыщенную обрядность, приуроченную к важнейшим событиям жизни верующего, кодекс христианской морали верующего оказывает воздействие на нравственное сознание человека, а через последнее - на его практическую мораль.

Этот кодекс дает верующему идеал праведной с точки зрения христианства жизни, который накладывает отпечаток на все поведение человека, его привычки, быт.

В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство имеет свой критерий различения добра и зла, нравственного и безнравственного в поведении.

Христианство выдвигает свой критерий - интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Христианские богословы утверждают, что Бог вложил в души людей некий всеобщий, неизменный абсолютный “нравственный закон”. Христианин “чувствует присутствие божественного нравственного закона”, ему достаточно прислушаться к голосу божества в своей душе, чтобы быть нравственным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества. Нами невольно овладевает чувство удивления , когда мы изучаем историю христианской церкви: она насчитывает уже два тысячелетия и все еще стоит перед нами, полная жизни, а в некоторых странах более могущественная чем, чем государственная власть. Вот почему все, что, так или иначе, способствует лучшему пониманию этого грандиозного явления приобретает громадное практическое значение.

Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер.

Нормы нравственности могут быть различными в разных религиозных системах. Это объясняется, прежде всего, тем, что складывались они в разных странах, у разных народов, на разных этапах общественного развития.

В качестве составной части религии, религиозная мораль преодолевается по мере преодоления религиозный предрассудков, по мере утверждения новых нравственных принципов и норм в условиях справедливого социального строя, свободного от эксплуатации и классового неравенства людей.

 Напомним слова Спасителя: "Познайте истину, и истина  освободит вас", и другие Его  слова: "Если Сын вас освободит, истинно свободны будете". Христианское  учение о свободе есть учение  о свободе во Христе и со Христом. Христианская мораль поэтому христоцентрична - она вся со Христом и во Христе. Когда ап. Иоанн говорит (Иоанн, гл. 1, ст. 9), что "свет Христов просвещает всякого человека, грядущего в мир",- то это "просвещение" относится, конечно, не только к нашему разуму, но и ко всему духовному составу человека - и к его совести, и к его свободе

Информация о работе Источники христианского воззрения на психику