Истоки и предпосылки становления и развития социально психологических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 13:02, реферат

Описание работы

История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам.

Файлы: 1 файл

История первобытного общества свидетельствует.docx

— 18.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Истоки  и предпосылки становления и  развития социально психологических  знаний

История первобытного общества свидетельствует, что люди уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом  пытались использовать их. Из поколения  в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого  общения. Определенные секреты воздействия  на публику были известны и древним  ораторам. В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время  как история социальной психологии как научной дисциплины – относительно молодая отрасль знания.

 При возникновении социальной  психологии как самостоятельной  отрасли знаний, как и при возникновении  любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины  двоякого рода: как социальные, так  и чисто теоретические. Анализ  теоретических причин требует  разделить вопрос на две части.  Первая часть касается того, каким  образом социально-психологические  идеи вызревали в "недрах" других отраслей знания и лишь  подготовили самостоятельную фазу в развитии данной науки.

 Процесс создания предпосылок  социальной психологии не отличается  в целом от процесса развития  любой научной дисциплины, его  содержание – это зарождение  социально-психологических идей  первоначально в лоне философии,  а затем постепенное отпочкование  их от системы философского  знания. Правда, отпочкование это  осуществлялось не непосредственно,  а через отпочкование двух  других дисциплин, давших непосредственно  жизнь социальной психологии  – психологии и социологии.

 Многие исследователи отмечают  наличие элементов социально-психологических  знаний в лоне самых разных  философских концепций. Родоначальником  проблем социальной психологии  следует считать Платона. Действительно,  через все эпохи развития философского  знания можно проследить, как  внутри него разрабатывались  идеи социальной психологии. В  античной философии – это не  только философия Платона, но  и философия Аристотеля. В философии  нового времени нельзя опустить  такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как  видно, социально-психологические  идеи присутствовали в системах  как идеалистической, так и  материалистической философии. В  целом они были неразрывно  связаны с трактовкой более общих психологических идей и "чисто" социально-психологические аспекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл приводить простой перечень примеров, тем более что история психологии в недрах философского знания изучена достаточно подробно.

Во второй половине XIX в. интерес к социально-психологической проблематике возрастает в различных странах. В Германии формируется научная школа, обратившаяся к изучению психологии народов. В первую очередь здесь необходимо отметить труды по психологии философа Лацаруса и языковеда Штейнталя, которые в 1860 г. в Берлине начали выпускать «Журнал психологии народов и языкознания». За тридцатилетний период было опубликовано 20 томов этого издания, которое можно рассматривать как первый журнал по социальной психологии. Целью журнала было объявлено «открытие законов, которые проявляются повсюду, где массы живут и действуют как единое целое». На его страницах социально-психологические вопросы рассматривались, исходя из филологической, антропологической и исторической ориентации. При этом явления культуры прослеживались в их историческом развитии. К данному направлению можно отнести и работы «отца психологии» Вундта. 10 томов его «Психологии народов» были опубликованы за период с 1900 по 1920 гг. К сфере изучения «народной психологии» Вундт относил «те психические продукты, которые создаются вследствие общественного характера человеческой жизни и поэтому необъяснимы только исходя из индивидуального сознания». Так, он считал, что языки, мифы и обычаи по своему происхождению социальны, поэтому объектом социально-психологического исследования должен выступать язык, миф, обычай.

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-психологические  феномены

 

Воздействие (давление) группы оказывает существенное влияние на поведение, профессиональную деятельность и общение членов группы. Однако это воздействие оказывается различным для разных людей в связи с особенностями их личности. В условиях группового общения и взаимодействия люди обнаруживают специфические свойства, которые называют социально-психологическими феноменами группового поведения.

Установки личности — это проявление неосознанных побуждений к деятельности. Теория установки  была разработана в психологической  школе Н.Д. Узнадзе, где впервые  были экспериментально выявлены феномены когнитивных и практических установок. Например, если испытуемому несколько  раз дают сравнить два неравных по величине объекта, а потом предъявляют  еще два аналогичных, но равных объекта, то человек воспринимает их как разные по величине. У испытуемого возникает  иллюзия неравенства одинаковых объектов, объясняющаяся тем, что  восприятие объективно равных объектов происходит в условиях субъективной готовности к тому, что объекты будут неравными.

Встречая  нового человека, мы сразу же относим  его к определенной категории  и строим свое поведение в соответствии со сложившимся стереотипом. Психологи  различают три типа установки  на восприятие другого человека:

—        позитивная установка побуждает  нас переоценивать положительные  качества и игнорировать слабые качества человека, то есть мы даем человеку большой  аванс, проявляющийся в неосознанной доверчивости;

—        негативная установка приводит к  тому, что мы воспринимаем только отрицательные  качества другого человека, выражая  к нему недоверчивость, подозрительность;

— адекватная установка связана с пониманием того, что у каждого человека имеются  как достоинства, так и недостатки; главное — как они сбалансированы и как оцениваются другим человеком.

Наличие установок  рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей.   Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Вот примеры некоторых искажений. Искажения личностного восприятия, которые, являются основой для психологических ошибок руководителя, в оценке деятельности подчинены.

«Эффект ореола»  — влияние общего впечатления  о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если в группе или у руководителя сложилось мнение о человеке, что  он очень хороший, то его плохой поступок расценивается как случайность. И наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок этого  человека расценивается также как  случайность, Этот эффект очень часто  мешает адекватно воспринимать людей  и создает условия, при которых  способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в данной группе, ибо хорошее не замечается, а плохое утрируется.

«Эхо» —  неправомерное обобщение отдельных  черт характера оцениваемого сотрудника. Например, если он обладает в какой-либо сфере деятельности хорошими способностями, то ему нередко приписываются и другие положительные черты, например трудолюбие и дисциплина, которыми он, может быть, и не обладает.

«Эффект последовательности, первичности» — на суждение о человеке (малознакомом) наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены о нем в первую очередь. Оправдываться и доказывать, что все не так, значительно труднее. И наоборот, на суждение о чем-то или ком-то знакомом наибольшее влияние оказывает самая последняя информация (эффект новизны).

«Вера в первый взгляд» — бытует мнение, что  первое впечатление является наиболее верным. Исследования показывают, что  руководители часто рассматривают  подчиненных через призму первого  впечатления, которая односторонне преломляет все поступки и качества человека. Человек опирается на свои подсознательные ожидания и слабости. (Положительно оцениваются люди симпатичные  и приятные в общении.)

Очень распространенным является «эффект авансирования» —  человеку приписывают несуществующие положительные качества, а затем, когда сталкиваются с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

И еще один эффект — «проекция на других людей  собственных чувств», что вызывает ожидание соответствующего поведения  по нашей модели. Очень часто встречается  и проявляется в неумении людей  встать на точку зрения другого.

«Атрибуция» — руководитель подсознательно приписывает  сотруднику способности или черты, которые он когда-то подметил у другого  человека, напоминающего ему этого  сотрудника.

Избирательность восприятия — подсознательно мы замечаем, осмысливаем и запоминаем только те явления, которые имеют для  нас наибольшее значение или к  восприятию которых мы в наибольшей степени подготовлены. Как следствие  — руководитель часто замечает в  оцениваемом сотруднике только то, что укладывается в уже сформировавшийся у него стереотип.

В качестве особого вида установки выделяют явление аттракции. Аттракция (букв, привлечение) — вид социальной установки  на другого человека, в которой  преобладает эмоциональный компонент  привлекательности данного человека для других. На проявление аттракции  влияют такие обстоятельства, как  сходство характеристик партнеров  по общению, близость, частота встреч, взаимопомощь и возникающие на этой почве положительные эмоциональные  отношения. Поэтому аттракцию можно  рассматривать как функцию эмоциональной  регуляции межличностных отношений  в группах, в которых аффективная  сторона межличностных оценок значительно  преобладает над рациональной ее стороной.

Конформизм (от позднелат. conformis — подобный, сходный) - это осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Понятие конформизма близко

к принятому  понятию внушаемости. Но люди по-разному  поддаются внушению со стороны группы или вообще не поддаются ему в  силу присущей им степени внушаемости, конформности. От внушаемости как формы непроизвольного и некритического принятия чужого мнения конформизм отличается тем, что наряду с неосознанным подражанием может иметь и произвольные его формы. Конформизм — это податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, даже если эта позиция ранее не принималась субъектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Истоки и предпосылки становления и развития социально психологических знаний