Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 11:19, реферат
Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, созданного богами, после появляется концепция души, которая преобладает довольно продолжительное время, но затем, когда продвигаются в перед естественные науки, приходит понимание, благодаря труду многих ученых, философов, так называемой психологической реальности, и осознание процессов психики, и уже в конце прошлого - нынешнем веке появляется научное описание психики человека и научное понимание протекающих в организме и разуме процессов.
Введение
Общее понятие о предмете психологии
Психологические учения в античном мире
Развитие взглядов на природу психики в XVI-XVII вв.
Психологические учения французских материалистов XVIII в.
Основные направления в современной психологии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, созданного богами, после появляется концепция души, которая преобладает довольно продолжительное время, но затем, когда продвигаются в перед естественные науки, приходит понимание, благодаря труду многих ученых, философов, так называемой психологической реальности, и осознание процессов психики, и уже в конце прошлого - нынешнем веке появляется научное описание психики человека и научное понимание протекающих в организме и разуме процессов. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.
Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.
К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание и т.д. В своей совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека.
Сознание всегда
принадлежит тому или другому
отдельному человеку —
Как психические
процессы, так и психологические
черты личности всегда
В предмет психологии обязательно входят также и психологические особенности различных видов человеческой деятельности — труда, учения, творчества в различных областях искусства, игры, спортивной деятельности и т. д.
Современная научная
психология рассматривает
Психологическая
наука пришла к этому
В античном мире психология возникла и развивалась как учение о «душе». Первые древнегреческие философы придерживались материалистических взглядов на природу «души».
Гераклит (около 540—480 гг. до н. э.) учил, что «душа» материальна и представляет собой одно из преходящих состояний вечно движущейся и вечно меняющейся первоосновы материального бытия — огня.
Демокрит (около 460—370 гг. до н. э.) полагал, что «одушевленное существо отличается от неодушевленного главным образом двумя свойствами — движением и ощущением». Он утверждал поэтому, что «душа есть начало движущее», «есть особого рода огонь и теплота» и состоит из шаровидных, огненных, легко подвижных атомов —мельчайших, далее неделимых частиц материи. В отличие от Гераклита он отрицал бессмертие «души»: «душа,— учил он,— смертна, она уничтожается вместе с телом».
Согласно учению Лукреция, «душу» человека нельзя рассматривать как нечто бестелесное: такое утверждение ложно, так как бестелесной может быть только одна пустота: все же остальное состоит из материальных атомов. Источником познания являются чувственные воздействия вещей на телесную «душу» человека. При этом не всякое внешнее воздействие вызывает ощущение: для этого оно должно достигнуть определенной силы.
При чувственном восприятии от внешних предметов отделяются материальные, очень малые, по величине, образы, которые воздействуют на органы чувств, а через них и на более глубокие части «души». В результате этого человек и получает образ воздействовавшего на него предмета. Во время восприятия образы все время подкрепляются непрерывно исходящими воздействиями от внешних предметов.
По прекращении восприятия эти материальные образы, полученные «душой», сохраняются, причем образы сходных вещей как бы покрывают друг друга, их индивидуальные особенности при этом стираются, они приобретают общий характер, превращаясь в понятия вещей.
Наряду с материалистическим в античной философии возникло и получило большое развитие идеалистическое направление во взглядах на природу «души».
Наиболее ярким выразителем идеализма в древнегреческой философии был Платон (427—347 гг. до н. э.). Он учил, что «душа» человека нематериальна и по своей природе является ни чем иным, как «идеей» — бессмертной духовной сущностью, только на время земной жизни соединяющейся с телом. Душа совершенно отлична от тела и заключена в нем, как в темнице. До своего воплощения «души» живут в особом занебесном «мире идей», куда они и возвращаются после земного существования.
По учению Платона, мир идей, в противоположность миру вещей, представляет собой истинную реальность, вещи же являются лишь смутными отображениями идей.
В противоположность Платону Аристотель (384—322 гг. до н. э.) утверждал, что «душа» человека, будучи нематериальной, неразрывно связана с телом. Аристотель рассматривал «душу» идеалистически, как «форму», в которую воплощается материя в человеке. Тело человека, будучи материальным, представляет собой лишь пассивное начало. Само по себе оно никак и ничем не может себя проявить. Активным началом в человеке является его «душа», которая управляет всеми жизненными проявлениями тела: без «души» тело не могло бы существовать, и в нем не могли бы возникнуть никакие процессы.
Начавшийся в XVI в. расцвет естественных наук содействовал усилению материалистических тенденций в психологии. Появляется ряд философов, отстаивающих материалистические взгляды на природу «души» человека.
Английский философ Френсис Бэкон (1561 —1626) выступил с резкой критикой средневековой схоластики и призывал строить философию на анализе явлений природы. Он отделял философию - науку от теологии. Если последняя строит свои положения на догматах веры, то первая должна исходить из изучения природы, добывая свои знания наблюдением и опытом. Соответственно он и «душу» человека понимал двойственно: у человека две «души» — разумная и чувственная. Наука не может заниматься разумной «душой», это область веры и вопрос об ее сущности и бессмертии должна решать теология. Предметом научного исследования может быть только чувственная «душа».
Природу этой «души» Бэкон понимал материалистически. Чувственная «душа» человека «действительно телесная субстанция, настоящая материя», но настолько разреженная, что она стала невидимой. Ее местопребыванием в теле человека является мозг; вместе с тем она движется по нервам и артериям.
Ощущение — вполне материальный процесс, порождаемый в человеке внешними материальными предметами. Свойством ощущения обладают все предметы; оно проявляется, например, в притяжении магнитом железа. Однако высшее ощущение, или чувствование, принадлежит только организмам.
Английский философ-материалист XVII в. Томас Гоббс (1588—1679) также отрицал существование в человеке отдельной от тела мыслящей субстанции. Носительницей мышления является, по его учению, материя, однако для этого она должна быть особым образом организована.
Ощущение Гоббс понимал как нервный процесс, вызванный в мозгу воздействием внешних раздражений. Единственная реальность принадлежит существующим вне человека материальным телам, представления же и понятия суть лишь их отражения в сознании человека.
Совершенно иную позицию в вопросе о природе психических процессов занимал французский философ-дуалист Рене Декарт (1596—1650). Согласно его учению, в мире существуют два различных начала (субстанции) — материя, наделенная свойством (атрибутом) протяженности, и дух, обладающий свойством мышления. Эти два начала самостоятельны и независимы друг от друга: материя только протяженна и не может мыслить; мышление не протяженно и присуще только духу, сознанию.
В вопросе о природе человеческого познания Декарт стоял на позициях рационализма. Вслед за Фомой Аквинским он утверждал, что ощущения могут дать лишь смутное представление о воспринимаемых вещах. Истинное знание получается лишь в результате деятельности разума. Критерием истинности познания является ясность и отчетливость понятий, образуемых разумом. Таким образом, разум объявлялся единственным судьей истинности его собственных построений.
Однако в вопросах физики и физиологии Декарт стоял на позициях материализма. Он впервые высказал понятие о рефлексе, применив его для объяснения механизма связи раздражения органов чувств с мышечными движениями. Эта связь осуществляется с помощью нервов, которые находятся не только в отдельных частях тела, но и в мозгу. Мышечное движение (а также и деятельность желез) является, таким образом, ответом (рефлексом) на внешнее раздражение.
Среди рефлексов Декарт выделял особо рефлекторные связи, которые приобретаются животными в течение жизни. Силою привычки, говорил Декарт, движения, связанные, естественно, с самого начала жизни с одними ощущениями, могут быть от них отделены и связаны с другими. Так, «собака, естественно, бежит к куропатке, которую видит, и убегает от ружейного выстрела, который слышит. Но с помощью дрессировки можно добиться того, что вид куропатки будет удерживать собак на месте, а слышимый шум (звук рога) будет заставлять их сбегаться».
Материалистических взглядов на природу «души» придерживался великий голландский философ XVII в. Бенедикт Спиноза (1632—1677). Он решительно восстал против дуализма Декарта. Мышление и протяжение, по его учению, являются в равной степени свойствами единой субстанции — природы. Сознание человека не существует отдельно от тела, но представляет с ним единство.
Спиноза утверждал обусловленность сознания человека воздействиями внешнего мира. По его учению, «порядок и связь идей» зависят от «порядка и связи вещей». У человека нет «врожденных идей», а лишь врожденная способность приобретать знания. Если тело человека не подвергается никакому воздействию со стороны внешних предметов, «душа» никоим образом их не воспринимает. Наоборот, чем способнее тело подвергаться многим действиям со стороны внешних тел и многими способами действовать на них, тем способнее душа к мышлению.
Материалистическое понимание психики защищалось французскими философами-материалистами XVIII в.—Ламметри (1709—1751), Гельвецием (1715—1771), Дидро (1713—1784), Гольбахом (1723— 1789) и др. Все они признавали материю единственным началом мира.
Французские философы-материалисты XVIII в. полностью отрицали существование в человеке какой-то особой духовной субстанции, наделенной нематериальными свойствами. Человек, по их учению, дело рук природы и подчинен всем ее законам. «Душа» есть не что иное, как то же тело, но только рассматриваемое в отношении некоторых его функций и способностей. Соответственно и ощущения человек черпает не из своей «души», а из окружающей природы через получаемые извне раздражения. Это возможно потому, что ощущение является одним из свойств движущейся материи.
Дидро признавал всеобщую одушевленность материи и допускал наличие ощущений даже в камне. Иначе к этому вопросу относился Ламметри. Он признавал, что психикой обладают только организмы, что ощущение возможно только при определенной организации материи. То, что называется «душой», является лишь способностью тела чувствовать и мыслить, но для этого оно должно быть соответственным образом организовано. «Разум,—писал Гольбах,— есть способность, свойственная организованным существам, т. е. существам, устроенным и составленным определенным образом».
Будучи материалистами-механистами, французские философы XVIII в. и психику понимали механистически, пытаясь изобразить человеческий организм как машину, а человеческий разум как механическое явление (Ламметри).
Информация о работе Исторические преобразования определений предмета психологии