Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 17:39, реферат
Юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIII в.
В развитии юридической психологии можно выделить следующие три этапа:
Ранняя история юридической психологии - XVIII в. и первая половина XIX в.
Первоначальное оформление юридической психологии как науки - конец XIX в. и начало XX в.
История юридической психологии в XX столетии.
Введение
Ранняя история юридической психологии
Оформление юридической психологии как науки
История юридической психологии в ХХ столетии
Первоначально, в период становления экспериментальной психологии попытки использовать ее для, нужд юридической практики сводились в основном к разработке методик определения достоверности показаний участников уголовного процесса. Например, ;А. Р. Лурия в 1928 г., исследуя психические процессы, разрабатывает сопряженную моторную методику с целью диагностики аффективных следов. Эта методика является прообразом детектора лжи, широко используемого сейчас в зарубежной юридической практике.
В работах того периода
активно исследовалась личность
правонарушителя. Это имело свои
положительные стороны, так как
позволяло точно и правильно
квалифицировать совершенные
Следует отметить, что тогда в психологической практике не было эффективных научно обоснованных методик всестороннего исследования личности и поэтому экспертная задача не могла быть решена. Но не только это являлось главным недостатком СПЭ в тот период. Давая ответ на вопрос о недостоверности показаний подэкспертного, эксперт-психолог преступал границы своих специальных знаний и процессуальных полномочий, вторгаясь тем самым в пределы компетенции следствия и суда.
Уровень практической психологии
в тот период еще отставал от запросов
юридической практики. Психолог не
только выявлял достоверность
Заблуждения некоторых сторонников
судебно-психологической
Большинство противников
судебно-психологической
Одной из частных задач
судебно-следственного процесса является
оценка личности обвиняемого, потерпевшего
или свидетеля. В задачу эксперта-психолога
может войти общая
Например, в Германии, Польше и Чехии общая психологическая характеристика личности является необходимым компонентом любого вида судебно-следственного дела. Значительное место в деятельности экспертов-психологов этих стран занимает исследование несовершеннолетних правонарушителей с целью определения их способности нести уголовную ответственность. Согласно немецкому законодательству при рассмотрении каждого случая противоправных действий несовершеннолетних должно быть установлено, может ли несовершеннолетний нести уголовную ответственность за свои деяния. Предпосылкой способности нести ответственность считается достижение подростком, которому уже исполнилось 14 лет, уровня психического развития, позволяющего действовать в соответствии с требованиями общества, сознательно соотносить свое поведение с правилами общежития, нормами и требованиями закона. В законодательстве отразилось таким образом представление о том, что большинство подростков к 14 годам обретают способность сознательно контролировать свои действия. Отсутствие или недостаточное развитие способности сознавать подростком значение своих действий и руководить ими психологи связывают не только с болезненным расстройством психики, как это делают судебные психиатры, но и с некоторыми психологическими особенностями здоровых подростков. В предмет судебно-психологической экспертизы включаются также причины и условия, способствовавшие совершению подростком правонарушения и рекомендации воспитательного характера. Исходя из оценки индивидуально-психологических особенностей подростка, окружающей его социальной среды, эксперт-психолог может рекомендовать поместить несовершеннолетнего в воспитательное или лечебное учреждение, внести предложение по улучшению деятельности органов по делам молодежи, дать конкретные советы родителям и воспитателям. Тем самым судебно-психологическая экспертиза в Германии участвует в предупреждении преступлений несовершеннолетних, в их исправлении и перевоспитании. В других европейских странах, например в Польше, исследованию психолога-эксперта подлежат индивидуально-психологические особенности свидетелей, условия, в которых воспринимались ими определенные факты, содержание показаний и некоторые другие обстоятельства. Экспертному исследованию могут подвергаться только те феномены, которые определяются уровнем развития психологической науки. Одно из условий объективного заключения -- научная надежность применения методов специального исследования.
В 1934 г. была опубликована работа М. С. Строговича и А. Е. Брусиловского «Свидетельские показания в качестве судебных доказательств», которая явилась своеобразным итогом судебно-психологических исследований того периода.
В начале 30-х годов исследования по судебной психологии, так же как и исследования в области трудовой, социальной, медицинской психологии, были остановлены, и до середины 50-х годов развитие этой науки прервалось.
В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В 1965--1966гг. началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых других городов. В 1966 году Министерством высшего и среднего образования СССР был проведен Всесоюзный семинар по вопросам преподавания юридической психологии и основных проблем этой науки.
В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии.
В июне 1971 г. в Тбилиси на 4-м Всесоюзном съезде психологов судебная психология была представлена отдельной секцией.
Осенью 1986 г. в городе Тарту
(Эстония) прошла Всесоюзная конференция
по юридической психологии. На этой
конференции собрались и
Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В. В. Романов и М. И. Еникеев: первый в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй -- в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.
В июне 1989 г. в Ленинграде
на базе ИПК прокурорско-следственных
работников был организован Всесоюзный
семинар-совещание
В настоящее время в нашей стране в области юридической психологии проводится множество исследований с тем же названием по следующим основным направлениям:
* Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы,, история, связи с другими науками).
* Правосознание и правовая психология.
* Профессиограммы юридических профессий, психологическая характеристика юридической деятельности.
* Криминальная психология.
Психология преступника и
* Психология предварительного следствия.
* Психология уголовного судопроизводства.
* Судебно-психологическая экспертиза.
* Психологические особенности
несовершеннолетних
* Исправительно-трудовая психология.
* Этика и психология
правоотношений в сфере
* Психологические
* Психология организованной преступности и др.
Такова, в самых общих чертах, история зарождения и развития юридической психологии.
ЛИТЕРАТУРА:
Васильев В. Л. Юридическая Психология. СПб., 1998.
Майерс Дэвидс. Социальная психология. СПб., 1997
Общая психология / Под ред. Петровского А. В.
Практическая психология. Учебник под ред. Тутушкиной М. К. М.-СПб., 1997
Информация о работе История юридической психологии в ХХ столетии