Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:09, доклад
Отечественная социальная психология возникла в середине XIX в. В своем становлении она прошла следующие этапы:
— зарождение социально-психологических идей в общественных и естественных науках;
— отпочкование от родительских дисциплин (психологии и социологии) и превращение в самостоятельную науку;
— возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.
История отечественной социальной психологии
Отечественная социальная психология
возникла в середине XIX в. В своем
становлении она прошла следующие этапы:
— зарождение социально-психологических
идей в общественных и естественных науках;
— отпочкование от родительских дисциплин
(психологии и социологии) и превращение
в самостоятельную науку;
— возникновение и развитие экспериментальной
социальной психологии.
В основе периодизации истории социальной
психологии в нашей стране лежат специфические
общественно-исторические условия, внутренняя
логика развития самой психологии и развитие
смежных научных дисциплин. По этим основаниям
в истории отечественной социальной психологии
выделяют четыре периода.
^ Становление социальной
психологии (60-е гг. XIX - начало XX в.).
Особенностью первого периода было зарождение
социально-психологических идей внутри
естественных и общественных наук. Обращалось
внимание на психологические особенности
людей, поведения личности в группе, групповых
процессов, общения и совместной деятельности.
Так, в военной науке и практике выделялись
психологический анализ воинской деятельности,
психология боя, психологические особенности
воинского коллектива, психология толпы,
психология полководца.
В юридической науке и практике выделялись
такие проблемы, как психология судебной
деятельности, психология преступления
и преступника. Значительное количество
работ было посвящено изучению социально-психологических
особенностей суда присяжных, общению
и совместной деятельности в преступном
мире и др.
Параллельно западной социальной психологии
в России интенсивно развивалась психология
народа. Накоплен колоссальный эмпирический
материал при изучении русской народности
(языка, склада, обычаев, нравов). Г. Спенсер
даже выражал сожаление, что незнание
русского языка мешает ему использовать
эти материалы для целей социальной психологии.
Аналогичное сожаление высказал и В. Вундт
— один из создателей психологии народов
на Западе.
В медицинской науке и психиатрической
практике формировался целый ряд социально-психологических
идей. Они касались психологии личности
больного человека, включенного в систему
взаимоотношений с другими людьми. Уникальный
социально-психологический материал был
получен при исследовании массовых психических
явлений — кликушества, мерячения (Будилова
Е.А., 1983).
Социально-психологические идеи в этот
период успешно развивали представители
общественных наук. В социологии выделилась
целая психологическая школа. Наиболее
ярким представителем этой школы был Н.
К. Михайловский. По его мнению, социально-психологическому
фактору принадлежит решающая роль в ходе
исторического процесса. Действующие
силы социального развития — это герои-предводители
и толпа. Герой (вожак) управляет толпой,
он аккумулирует разрозненные возникающие
в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения
между героем и толпой определяются характером
данного исторического момента, определенного
строя, личными свойствами героя, психическими
настроениями толпы. Психологическими
факторами развития общества являются
подражание, общественное настроение
и социальное поведение. Михайловскому
принадлежит первенство в разработке
проблем подражания, по сравнению с Г.
Тардом (на это указывал сам Тард).
Выдающееся значение в развитии социальной
психологии в русле естественных наук
имеют труды В. М. Бехтерева. Одна из его
работ, опубликованная в 1898 г. и посвященная
роли внушения в общественной жизни, является
по существу первым специальным социально-психологическим
произведением. Фундаментальный труд
Бехтерева «Коллективная рефлексология»
(1921) может рассматриваться как первый
в России учебник по социальной психологии.
В этой книге дано развернутое определение
предмета социальной психологии. Таким
предметом, по Бехтереву, является изучение
деятельности участников собраний в широком
смысле этого слова.
Бехтерев выделил системообразующие признаки
коллектива: общность задач и интересов
побуждает коллектив к единству действий.
Органическое включение личности в общность
привело ученого к пониманию коллектива
как собирательной личности. В качестве
социально-психологических феноменов
он выделяет: взаимодействие, взаимоотношение,
общение; в качестве коллективных — наследственные
рефлексы, настроение, сосредоточение,
наблюдение, творчество, согласование
действий. Объединяют людей в коллективы:
взаимовнушение, взаимоподражание, взаимоиндукция.
Бехтерев обобщил большой эмпирический
материал, полученный социально-психологическими
методами наблюдения, опроса, применением
анкет. А экспериментальные исследования
влияния общения и совместной деятельности
на формирование процессов восприятия
и памяти явились началом экспериментальной
социальной психологии в России.
^ Развитие социальной
психологии (20-е - первая половина 30-х гг.
XX в.). Характерная особенность этого
периода — поиск своего пути в развитии
мировой социально-психологической мысли.
Этот поиск осуществляется как в дискуссиях
с основными школами зарубежной социальной
психологии, так и путем освоения марксистских
идей и их применения к пониманию социально-психологических
явлений.
Развернувшаяся в этот период общая дискуссия
об отношении марксизма и психологии касалась
и социальной психологии. В этой дискуссии
приняли участие Л. Н. Войтоловский, М.
А. Рейснер, А. Б. Залкинд, Ю. В. Франкфурт,
К. Н. Корнилов, Г. И. Челпанов. Суть этой
дискуссии — обсуждение предмета социальной
психологии, соотношения индивидуальной
и социальной психологии, соотношения
социологии и социальной психологии. Особое
место в этой дискуссии занимал Г. И. Челпанов.
Он говорил о необходимости существования
социальной психологии наряду с психологией
индивидуальной, экспериментальной. Социальная
психология, по его мнению, изучает общественно-детерминированные
психические явления. Она тесно связана
с идеологией, теорией марксизма.
Вторым направлением социальной психологии
в этот период было исследование проблемы
коллективов. В теории коллективов (соотношении
индивида и коллектива), их классификации,
закономерностях развития участвовали
многие социальные психологи (Б. В. Беляев,
Л. Бызов. Л. Н. Войтоловский, А. С. Залужный,М.
А. Рейснер, Г. А. Фортунатов). В этот период
был заложен фундамент последующих исследований
психологии групп и коллективов в отечественной
науке.
К 1930-м гг. относится пик развития социально-психологических
исследований в прикладных отраслях, особенно
в педологии и психотехнике. Так, в области
педагогической практики исследования
проводились по проблемам взаимоотношения
коллектива и личности, факторов формирования
детских коллективов. Особое место занимали
работы по изучению структуры детских
коллективов, стадий их развития, феномена
вожачества, психологических проблем
беспризорности и др.
В области изучения производственной
деятельности решались социально-психологические
проблемы профессиональной пригодности,
утомляемости, аварийности и травматизма,
монотоний, проблемы становления профессионала,
гуманизации техники в системе «человек—машина».
Преимущественно социально-психологическую
составляющую в психологии труда образовывали
исследования проблем руководства трудовыми
коллективами (стиль управления, роль
атмосферы и настроения), соревнования,
конфликта. Социальных психологов привлекали
также проблемы безработицы.
^ Стагнация социальной
психологии (вторая половина 30-х - первая
половина 50-х гг. XX в.). Во второй половине
1930-х гг. ситуация в стране и в науке резко
меняется. Начинается изоляция отечественной
науки от западной, усиление идеологического
контроля над наукой, сгущение атмосферы
декретирования и администрирования.
Этот период сопровождался:
1) теоретическим обоснованием ненужности
социальной психологии: так как все психические
явления социально детерминированы, нет
необходимости выделять социально-психологические
феномены и изучающую их науку;
2) резкой критикой идеологической направленности
западной социальной психологии, полным
расхождением в понимании общественных
явлений, психологизаторством в социологии.
Конкретные оценки отдельных школ и авторов
нередко переносились на социальную психологию
в целом. Это привело к тому, что социальная
психология попала в разряд лженаук;
3) практической невостребованностью результатов
социально-психологических исследований;
4) идеологическим давлением на науку,
которое нашло свое отражение в Постановлении
ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях
в системе наркомпросов». Его последствием
стал запрет педологии, пострадали также
психотехника и социальная психология.
Период перерыва в естественном развитии
социальной психологии продолжался до
второй половины 1950-х гг. Но и в этот период
не было полного отсутствия социально-психологических
исследований.
Три блока проблем привлекали ученых.
Прежде всего продолжалась разработка
методологических проблем. Она осуществлялась
в русле общей психологии. Трудами Б. Г.
Ананьева, С. Л. Рубинштейна, разработавших
методологические принципы психологии
— принцип детерминизма, единства сознания
и деятельности, развития, культурно-исторической
концепции, закладывался теоретический
и методологический фундамент социальной
психологии.
Второй блок проблем касался социальной
психологии коллектива. Образ социальной
психологии в этот период определили взгляды
А. С. Макаренко, который вошел в историю
социальной психологии как исследователь
коллектива и воспитания личности в коллективе.
Ему принадлежит определение коллектива,
которое стало отправным в разработке
социально-психологической проблематики
в последующие десятилетия.
По мнению Макаренко, коллектив — это
целеустремленный комплекс организованных
личностей, обладающих органами управления.
Это контактная совокупность, социальный
организм. Его основные признаки: наличие
общих целей, определенная структура,
органы, координирующие деятельность
коллектива и представляющие его интересы.
Коллектив — часть общества, органически
связанная с другими коллективами. Макаренко
выделил два вида коллективов — первичный
и вторичный. Коллектив в своем развитии
проходит ряд этапов. Макаренко поставил
вопрос о необходимости целостного исследования
личности. Главная теоретическая и практическая
задача — изучение личности в коллективе.
Положение Макаренко «воспитание личности
в коллективе, посредством коллектива,
для коллектива» стало девизом. Наиболее
широко и последовательно учение А. С.
Макаренко освещено и развито в работах
А. Л. Шнирмана.
Третий блок проблем в этот период был
связан с практической ориентацией социальной
психологии. К этому периоду относятся
исследования школьных коллективов, формирования
личности, механизмов взаимоотношений
коллектива и личности, роли руководителя
в педагогическом процессе. Зарождалась
практическая психология отношений.
Продолжает развиваться промышленная
проблематика в социальной психологии.
Особое внимание привлекает психология
производственных бригад, коллективный
стахановский труд, ударничество, развитие
индивидуального и коллективного трудового
соревнования. Объектами психологических
исследований стали проблемы инициативности,
влияния оценок членов группы на развитие
творчества, на производительность труда.
^ Возрождение социальной
психологии (вторая половина 50-х - вторая
половина 70-х гг. XX в.). Этот период характеризуется
«потеплением» общей атмосферы, ослаблением
администрирования в науке, снижением
идеологического контроля, демократизацией
во всех сферах жизни. Психологическая
наука в 1950-х гг. отстояла свое право на
самостоятельное существование в острых
дискуссиях с физиологами. Общая психология
стала надежной опорой для развития социальной
психологии.
В нашей стране начался период возрождения
социальной психологии, которая формировалась
как самостоятельная наука. Критериями
ее самостоятельности выступили:
— осознание представителями этой науки
уровня ее развития, состояния ее исследований;
— определение места данной науки в системе
других наук;
— определение предмета и объектов ее
исследований;
— выделение и определение основных категорий
и закономерностей;
— институционализация науки;
— подготовка специалистов, публикации
трудов, учебников;
— организация съездов, конференций, симпозиумов.
Этим критериям соответствовало и общее
состояние социальной психологии в нашей
стране. Начало расматриваемого периода
связывают с дискуссией по социальной
психологии, открывшейся публикацией
статьи А. Г. Ковалева «О социальной психологии»
*. Эти дискуссии продолжались в журналах
«Вопросы психологии», «Вопросы философии»,
на II съезде психологов СССР, на многочисленных
конференциях, семинарах и т. д. Содержанием
дискуссий были предмет социальной психологии,
ее место в системе наук, методы исследования,
практический потенциал, основные направления
ее дальнейшего развития и актуальные
задачи.
* См.: Вестник ЛГУ. - 1959. - № 11.
Завершением четвертого периода, логически
переходящего в современное состояние,
была кристаллизация социально-психологической
проблематики. В качестве основных проблем
выделились:
— методологические и теоретические проблемы;
— проблемы коллектива;
— социальная психология личности;
— социально-психологические проблемы
деятельности;
— психология общения.
^
18.3. История зарубежной социальной психологии
Западные специалисты
В историческом плане процесс развития
любой научной дисциплины, и социальной
психологии в том числе, приблизительно
один и тот же — зарождение социально-психологических
идей в рамках философии и постепенное
отпочкование их от системы философского
знания. В нашем случае это произошло через
первоначальное отпочкование двух других
дисциплин — психологии и социологии,
давших непосредственно жизнь социальной
психологии.
Исторически социальная психология возникла
в начале XX в. как реакция на «асоциальную»
природу общей психологии: как будто ей,
социальной психологии, была вменена задача
социализации психологии и персонализации
в изучении общества. Годом ее рождения
принято считать 1908-й, когда были опубликованы
первые две книги по социальной психологии
— «Введение в социальную психологию»
английского психолога В. Макдаугалла
и «Социальная психология» американского
социолога Э. Росса.
Известно, что исследовательский интерес
к изучению социального поведения людей
возник и сформировался уже во второй
половине XIX в. и был ознаменован появлением
работ по условно называемой «народной
психологии», анализирующей способы взаимоотношения
личности и общества (признание примата
личности или примата общества). «Психология
народов» как одна из первых форм социально-психологических
теорий сложилась в середине XIX в. в Германии
(М. Лацарус, Г. Штейнталь и В. Вундт). «Психология
масс» — другая форма первых социально-психологических
теорий — родилась во Франции во второй
половине XIX в. (С. Сигеле и Г. Лебон).
Начало научной социальной психологии
на Западе обычно связывают с работами
В. Меде в Европе и Ф. Оллпорта в США в 20-е
гг. XX в. Они сформулировали требования
превращения социальной психологии в
экспериментальную дисциплину и перешли
к систематическому экспериментальному
изучению социально-психологических явлений
в группах. В развитии психологии к этому
времени сформировались три теоретические
школы — психоанализ, бихевиоризм и гештальт-психология,
на положения и идеи которых стала опираться
социальная психология. Особенно привлекательными
были идеи бихевиористского подхода, наиболее
соответствовавшие идеалу построения
строго экспериментальной дисциплины.
Под влиянием экспериментальной методологии,
которую социальная психология начала
интенсивно использовать в период между
двумя мировыми войнами, первоначальная
интегративная задача «социализации»
психологии в основном редуцировалась
до изучения влияния управляемого социального
окружения на индивидуальное поведение
в лабораторных условиях.
Ценой, которую социальная психология
заплатила за свою экспериментальную
жесткость, была потеря релевантности
результатов. Освобождение от чар экспериментального
подхода привело к кризису 1960-1970-х гг.,
когда было предложено много альтернативных
подходов развития этой дисциплины. Главным
эффектом этого кризиса явилась либерализация
социальной психологии и освобождение
ее от искусственности лабораторного
эксперимента. В последние годы больше
внимания уделяется изучению социального
поведения в естественных условиях, а
также изучению социального и культурного
контекста с использованием методов наблюдения
и современных корреляционных методик.
Теоретико-методологическое развитие
западной социальной психологии происходило
как в русле общепсихологических направлений
— бихевиоризма и фрейдизма, так и новых
собственно социально-психологических
школ и направлений, к которым относятся:
— необихевиоризм (Э. Богардус, Г. Оллпорт,
В. Ламберт, Р. Бейлс, Г. Хоуменс, Э. Мэйо
и др.);
— неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, А. Кардинер;
Э. Шиллз, А. Адлер);
— теория поля и групповой динамики (К.
Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Л. Фестингер,
Г. Келли);
— социометрия (Дж. Морено, Э. Дженнинге,
Дж. Крисуэл; Н. Бронденбреннер и др.);
— трансактивная психология (Э. Кентрил,
Ф. Килпатрик, В. Иттельсон, А. Эймес и др.);
— гуманистическая психология (К. Роджерс
и др.);
— когнитивистские теории, а также интеракционизм
(Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин; Р. Мерон
и др.), который представляет социологический
источник в развитии социальной психологии.
Традиционно социальная психология делится
на три области исследования: изучение
индивидуального социального поведения;
изучение диадического социального взаимодействия
и коммуникативных процессов; изучение
малых групп и психологическое изучение
социальных проблем.
Как показывают современные зарубежные
обзоры, социальная психология занимается
изучением широкого спектра проблем. К
числу наиболее активно разрабатываемых
в современных исследованиях можно отнести:
1) процессы атрибуции;
2) групповые процессы;
3) оказание помощи;
4) аттракция и аффилиация;
5) агрессия;
6) преступления;
7) установки и их изучение;
8)социальное познание;
9) социальное развитие личности (социализация);
10) кросскультурные исследования.
Информация о работе История отечественной социальной психологии