История развития института семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:12, реферат

Описание работы

Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второй половине XIX в. В 1861 г. немецкий антрополог Баховен в работе «Материнское право» утверждал, что у первобытных людей сексуальные отношения не имели никаких ограничений. Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определялось по женской линии.

Файлы: 1 файл

Историческое развитие института семьи.docx

— 17.48 Кб (Скачать файл)

Историческое развитие института  семьи

 

Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второй половине XIX в. В 1861 г. немецкий антрополог Баховен в работе «Материнское право» утверждал, что у первобытных людей сексуальные отношения не имели никаких ограничений. Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определялось по женской линии. Это вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях (гинекократия, по Баховену, или, говоря современным языком, матриархат). В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой социальной норме, как выкуп, который в то время означал компенсацию другим мужчинам за их утерянные права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата.

Английский антрополог Мак-Леннан, не знакомый с трудами Ба-ховена, нашел, что на определенной ступени развития общества появляется обычай экзогамии, т. е. правило для мужчин брать себе жен только в экзогамных группах, или внешних по отношению к его группе («Очерки по древней истории», 1886). Мак-Леннан выделил три формы брака: многоженство (полигиния), многомужество (полиандрия) и единобрачие (моногамия).

Американский социальный антрополог Льюис Морган (18181881) впервые  попытался представить целостную  картину истории семьи как  социального института. С его  точки зрения, семья в своем  развитии прошла через ϲӆедующие фазы: кровнородственная семья (брачные группы разделены по поколениям), пуналуальная семья (исключены сексуальные отношения между родителями и детьми), парная семья (у мужчины появляется главная жена среди многих жен).

Дальнейшие исϲӆедования уточнили общую картину. С точки зрения современной социальной антропологии в истории семьи выделяют ϲӆедующие этапы.

Промискуитет (характерен для  низшей ступени дикости) – это  такая форма совместной жизни, когда  отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы, т. е. существовали неограниченные половые отношения между всеми  членами общества. Постепенно происходило  ограничение полового общения и  начали выделяться отдельные группы, между которыми такое общение  разрешено, что привело к возникновению  особой формы семьи – кровнородственной.

Кровнородственная семья  характеризуется групповым браком, а половое общение в ней  разрешено лишь между теми, кто  принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащего к одному роду или племени. Сужение круга  половых партнеров в рамках семьи  подобного типа произошло под  влиянием развития общества и привело  к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной.

Пуналуальная семья возникает тогда, когда из полового общения исключаются сначала ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это – брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщинᴏй. || Размещено на http://referatwork.ru 2012. Это – первый шаг к появлению парного брака.

Синдиасмическая семья является переходным историческим типом. Она появляется на рубеже дикости и варварства. В такой семье один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие или, в данном случае, многоженство – полигамия) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя и появления частной собственности.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута  только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи были появление частной  собственности и стремление ее защищать, т. е. обеспечить бесспорность отцовства  и право потомства на владение семейным имуществом.

Исторически развитие семьи  шло от нерегулируемых половых отношений  к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в генезисе человека как мыслящего существа он, развивая свои производительные силы и устанавливая множество отношений в обществе, все больше стремился найти в  своем половом партнере личность, а не только объект для продолжения  рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности в отдельные  периоды развития общества и в  отдельных социальных общностях.

Индивидуальная (брачная, супружеская) семья. Является сегодня наиболее распространенным типом семьи в мире. Она характе-

 

ризуется тем, что является не только общественно, но и юридически признанной. Она образуется в результате особого акта бракосочетания. В семью входят лишь ближайшие родственники: муж, жена, дети, еще не вступившие в брак и не ставшие экономически самостоятельными (нуклеарная семья). Происхождение определяется по обеим линиям – мужской и женскᴏй. || Размещено на http://referatwork.ru 2012.

Если выделить основные тенденции  в историческом развитии семьи, получится  ϲӆедующая картина:

по количеству супругов: полигамия (которая подразделялась на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество)) – моногамия (однобрачие);

по власти в семье: матриархат – патриархат – эгалитарная семья;

по составу: родовая семья  – нуклеарная (простая: только супруги или сложная: родители и дети) семья;

по количеству детей: многодетная  – малодетная или бездетная семья;

по семейным взаимоотношениям: родственная (патриархальная) – детоцентристская – супружеская семья.

Можно проϲӆедить тенденции по развитию форм семейной жизни, по отношению церкви и государства к институту семьи, другие тенденции в длительной истории семьи.

 


Информация о работе История развития института семьи