Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:31, реферат
Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социаль-но-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас традиций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа «плохая» или «хорошая». Примеры конкретных систем воспитания показывают, что все они развивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей.
1. Введение
2. История развития педагогических идей
3. История развития воспитательных практик
4. Заключение
5. Список используемой литературы
Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.
Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.
До 7 лет мальчиков воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали одновременно мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преимущественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и воспитание.
На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии -- общественном учреждении по совершенствованию военного мастерства.
Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи свободных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.
В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого воспитания определялась как приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).
В разных странах и у разных народов идеи религиозного воспитания воплотились в конкретные формы, многообразие которых наблюдается и в современном мире.
В отличие
от большинства средневековых
Именно в этот период в западной цивилизации определились три основные стадии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования в истории Китая отмечаются намного раньше -- в период династии Хань (II в. до н. э. -- II в. н. э.). Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2000. - С. 156
Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе царского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Дж Локк).
Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, по-слушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести» В основе содержания рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте.
Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет мальчик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии». В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, прежде всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физического развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.
Идеал воспитания по Локку - джентльмен -высокообразованный и деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего общества, получивший воспитание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен -- человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности лег-ли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII-XX веков.
Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и глав-ными составляющими его системы были:
* физическое воспитание, выработка характера, развитие воли, и нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;
* трудовое воспитание;
* развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.
В качестве
главных воспитательных средств
использовались пример, труд, среда и окружение
растущего человека. Данная система была
ориентирована на учет индивидуальных
особенностей воспитанника и на развитие
его личности, становление человека как
индивидуальности.
Заключение
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.
Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Давний
спор о том, что такое педагогика – наука
или искусство, разбивается о практику.
Испытание практикой подтверждает многократно:
без глубокого знания науки воспитания
не развивается искусство воспитывать.
Знание закономерностей обучения и воспитания,
овладение методами педагогического процесса
– основа учительского мастерства. К усвоению
педагогики надо подходить как к научно
– познавательной деятельности, на базе
которой может и должно развиваться педагогическое
искусство как неотъемлемый элемент педагогической
деятельности. А педагогом может быть
далеко не каждый. Это должен быть человек
имеющий призвание, призыв, внутреннее
осознание того, что это его путь – путь
поиска, постоянного беспокойства, путь
сомнений необыкновенной требовательности
к себе, путь упорного, каждодневного труда.
Зарождение и становление педагогически следует рассматривать лишь через призму исторического развития систем воспитания, которые сложились исторически и не имели научной обоснованности.
В ходе практического применения многие основоположники педагогики и дидактики в частности взяли за основу именно исторически сложившиеся системы воспитания.
В России основоположником научной дидактики можно считать К.Д. Ушинского, который сумел аккумулировать накопленный опыт, обобщить и теоретически доказать свою дидактическую систему.
В отличие
от зарубежных дидактических систем,
прошедших исторические трансформации
дидактические системы в России
долгое время претерпевали на себе
влияние коммунистической идеологии
и навязывании партийных
Лишь с обретением Россией свободы и демократии педагогика получила возможности следовать зарубежному опыту, а также претворять в жизнь некогда ранее невостребованные наработки.
Современная
педагогика прежде всего направлена
не на обезличенные массы, как было
раньше, а на конкретного человека,
индивида с присущей ему уникальностью
и неповторимостью.
Список
используемой литературы
1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.
2. Харламов и.
Ф. Педагогика: Учеб. пособие для
студентов ун-тов и пед. ин-
3. Харламов И.В. Педагогика. Минск., 1998.
4. Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.,1995.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000.
6. Битинас Б. П. Введение в философию воспитания. М., 1996
7. Лишин О. В. Педагогическая
психология воспитания. М., 1997.
Информация о работе История развития педагогический идей и воспитательных практик