История развития психологического знания. Основные направления в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2012 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл.

Содержание работы

Введение.
1. Характеристика этапов становления предмета психологии с античности до периода открытого кризиса.
1.1. Представления о психологии в античной философии.
1.2. Дуализм, сенсуализм, эмпирическая психология 15-18 вв.
1.3. Психологическое знание в конце 18- начале 19 вв.
2. Общая характеристика научных психологических школ в 20 столетии.

2.1 Бихевиоризм.
2.2 Гештальтпсихология
2.3 Психоанализ.
2.4 Гуманистическая психология.
2.5 Когнитивизм
2.6 Логотерапия
2.7 Информационные процессы: теория компьютерного моделирования.
3. Направления современной психологии. Социальная, педагогическая, возрастная, клиническая психология; патопсихология, сервилизм, сравнительная психология, психофизиология.
Заключение.

Файлы: 1 файл

ПиП.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)


         История развития психологического знания.

               Основные направления в психологии.

 

 

 

Введение.

1. Характеристика этапов становления предмета психологии с античности до периода открытого кризиса.

   1.1. Представления о психологии в античной философии.

   1.2. Дуализм, сенсуализм, эмпирическая психология 15-18 вв.

   1.3. Психологическое знание в конце 18- начале 19 вв.

 

2. Общая характеристика научных психологических школ в 20 столетии.

 

    2.1  Бихевиоризм.

    2.2  Гештальтпсихология

    2.3  Психоанализ.

    2.4  Гуманистическая психология.

    2.5  Когнитивизм

    2.6  Логотерапия

    2.7  Информационные процессы: теория компьютерного моделирования.

3. Направления современной психологии.  Социальная, педагогическая, возрастная, клиническая психология;  патопсихология, сервилизм, сравнительная психология, психофизиология.

Заключение.

 

                                  

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Введение.

 

Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл.

В отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания, полученные в ходе обыденной практической деятельности, религиозные представления о психике, результаты ненаучных способов умственной деятельности при этом не рассматриваются.

В целом развитие психологии от науки о душе к науке о деятельностном происхождении психики и сознания свидетельствует о прогрессе психологических знаний, если критерием прогресса считать степень приближенности к познанию изучаемого объекта - психического. В рамках науки о душе психология была скована понятием души как объяснительным принципом. Отказ от него и переход к изучению сознания связаны с выделением психики в качестве объекта исследования. Психология как наука о поведении была направлена на преодоление субъективизма психологии сознания и вышла на пути объективного исследования. На последнем к настоящему моменту этапе развития психологической мысли восстанавливается единство исторически разорванных - сознания и поведения (деятельности) за счет реального осуществления объективного подхода к психологическому познанию.

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика этапов становления предмета психологии с античности до периода открытого кризиса.

 

1.1 Представления о психологии в античной философии.

В рамках античной философии были впервые сформулированы представления о предмете психологии - она тогда была наукой о душе.

Греческие философы выдвигали идею о существовании души.  Они считали, что душа едина с телом и контролирует мысли и чувства, а те, в свою очередь, опираются на опыт всей жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Психика и душа рассматривались как непременный атрибут природы: все имеет душу, а она, в свою очередь, является источником движения и развития. Душа – это независимая от физического тела субстанция, которая оказывает влияние на судьбу человека, его здоровье, успех. Такой подход получил название анимизма (от лат. anima – душа, дух). В дальнейшем представления о природе психики развивали Демокрит и Платон.

Демокрит – родоначальник материалистических взглядов на психику. Он считал, что душа состоит из атомов. Дал объяснение явлению причинности и показал, что не бывает беспричинных явлений. Платон, напротив, говорил о первичности идей и вторичности материального мира. Он считал, что любое познание – это процесс воспоминания души. От Платона берет начало философия идеализма.

Великие умы античности предполагали, что существует связь психики и мозга. Они считали, что психика зависит от окружающей среды,  и различали устойчивые индивидуальные признаки психики человека.

 

1.2. Дуализм, сенсуализм, эмпирическая психология 15-18 вв.

В средние века, в условиях тотального господства религии, был запрет на изучение человека. И все же, начиная с 15 в., продолжилось развитие психологической мысли, и было оно связано с расцветшей механикой. Первым законы механики  применить к психике пытался Рене Декарт (1596-1650) , он сравнил работу организма с техническими устройствами. А также полагал, что животное бездушно, а его поведение – это реакция на внешнее воздействие. Декарт ввел понятия рефлекса и сознания, но «разорвал» их. Он считал, что рефлекторными механизмами можно объяснить поведение животных и простейшие акты человеческого поведения. Сознание он рассматривал как замкнутое в себе и доступное лишь для интроспекции (самонаблюдения) явление. Он противопоставил душу и тело: тело может только двигаться, душа - только мыслить. Это учение получило название дуализма.

В утверждениях Декарта содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца 19 в., - постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.

Спиноза (1632–1677) предпринял попытку преодолеть дуализм Декарта. Он хотел создать учение о человеке как целостном существе. Он выделял три   мотива деятельности человека: влечение, радость, печаль. На основе этих мотивов проявляются разнообразные эмоциональные состояния.

Идеи  чувственных источников познания мира обосновал и развил Локк. Его учение получило название сенсуализма, так как он утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств.  Психика  новорожденного - это чистая доска (tabula rasa, лат.), на которой опыт пишет свое содержание. Главным механизмом психической деятельности считались ассоциации.  (Связь между отдельными представлениями и  идеями). Учение об ассоциациях получило широкое распространение и разрабатывалось в психологии вплоть до начала 20в.

К середине 17 в. опыт был принят как предмет философской теории познания. Понятие опыта включало идеи, ощущения, чувства и результаты самонаблюдения. В это время сложилось и стало доминировать представление, что знание основывается на опыте, а идем, которые составляют содержание сознания, появляются на основе опыта. Эта точка зрения восходит к сенсуализму. Именно важнейшая роль представления об опыте определила название целого направления исследований в рамках философии познания - эмпирическая психология. Этот термин, введенный Христианом Вольфом (1679–1754), подчеркивал задачу изучения конкретных явлений психической жизни, используя самонаблюдение, в отличие от рациональной психологии, которая занималась вечной, неизменной, бессмертной душой. Учение о сознании формировалось в рамках философии, и, даже используя результаты естественнонаучных работ, оно не имело опытного характера в современном смысле этого слова.

 Лейбниц (1646 – 1716) впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений. Ассоциативная и эмпирическая психология в этот период выступали как отрасли философской теории познания и поэтому не могли находиться в противоречии. Именно с развитием эмпиризма в философском учении о познании связано возникновение названия новой дисциплины - психологии.

Появление термина «психология» принято связывать либо с теологическими трудами деятеля Реформации Филиппа Меланхтона (1497 – 1560), либо с обозначением особого раздела литературы, введенного в 16в. философами Гоклениусом и Кассманом. Лейбниц предложил для обозначения знаний о душе термин «пневматология», но его ученик Вольф ввел в широкое употребление термин «психология».

 

1.3. Психологическое знание в конце 18- начале 19 вв.

В конце 18 – начале 19 вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии – в языкознание, в этнографию, в биологию и медицину. Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Дарвин наметил нетелеологическое объяснение целенаправленности поведения, изучил инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека, Гальтон поставил вопрос о наследственности психологических характеристик, английский невролог Джексон успешно изучал закономерности локализации и распределения обеспечения психических функций различными структурами мозга. Исходное умозрительное представление  приобрело конкретное анатомо-физиологическое выражение в работах Прохазки, Белла и Мажанди как рефлекторная дуга, по которой нервной возбуждение распространялось от рецептора к эффектору так, что сенсорный стимул вызывал двигательную реакцию. Сеченов на основе представления о рефлексе сформулировал одну из основных программ превращения психологии в научную дисциплину.

Все эти исследования привлекли внимание ученых к изучению мозга и его роли в психической деятельности. Появилось большое количество работ, посвященных изучению локализации функций в головном мозге (Фритче и Гитциг открыли центры движений и чувствительности, а Брока и Вернике - моторный и сенсорный центры речи).

Ритмичность сознания обнаружил В.Вундт, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Простейшими элементами сознания В.Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Но ими и их комбинациями не исчерпываются содержания сознания. Есть еще субъективные элементы, или чувства. Психологии сознания не удалось собрать из простых элементов живые полнокровные состояния сознания. К концу первой четверти нашего столетия эта психология практически перестала развиваться по следующим причинам:

1) далее нельзя было ограничиваться таким узким кругом явлений, как содержание и состояние сознания;

2) идея разложения психики на простейшие элементы была сложной;

3) очень ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственно возможным - метод интроспекции.

В психологии сознания метод интроспекции был признан не только главным, но и единственным методом психологии. Все рассуждение заключено в немногих коротких предложениях: предмет психологии - факты сознания; последние непосредственно открыты мне и никому больше; следовательно, изучать их можно методом интроспекции и никак иначе. Психологи того времени отмечали важные дополнительные преимущества метода интроспекции.

В психологии 19 в. начался грандиозный эксперимент по проверке возможностей метода интроспекции. Эксперименты наиболее строгих интроспекционистов (Э. Титченера и его учеников) дополнялись еще двумя требованиями. Во-первых, интроспекция должна была направляться на выделение простейших элементов сознания, т.е. ощущений и элементарных чувств. Во-вторых, испытуемые должны были избегать в своих ответах терминов, описывающих внешние объекты, а говорить только о своих ощущениях, которые вызывались этими объектами, и о качествах этих ощущений. Ответ в терминах внешних объектов был назван Э. Титченером «ошибкой стимула» - известный термин интроспективной психологии, отражающий ее атомистическую направленность на элементы сознания.

По мере расширения этого рода исследований стали обнаруживаться крупные проблемы и трудности. Во-первых, становилась все более очевидной бессмысленность такой «экспериментальной психологии». Другим неприятным следствием были накапливающиеся противоречия в результатах. Результаты не совпадали не только у различных авторов, но даже иногда у одного и того же автора при работе с разными испытуемыми. Более того, некоторые явления никак не могли быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их сумм. Далее, систематическое применение интроспекции стало обнаруживать внечувственные, или безобразные элементы сознания. Среди них, например, «чистые» движения мысли, без них,  оказалось, невозможно достоверно описать процесс мышления. Наконец, стали выявляться неосознаваемые причины некоторых явлений сознания.

Таким образом, в психологии стала назревать ситуация кризиса. Дело было в том, что доводы, выдвигаемые в защиту метода интроспекции, не были строго проверены.

 

2.Общая характеристика научных психологических школ в 20 столетии

Психология постепенно обретала свой предмет и объективные методы исследования в сочетании с количественным анализом результатов. На рубеже 20в. в психологии формируется целый ряд школ и направлений, которые отражали расхождение позиций в определении предмета и метода психологии. Основные направления психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм, логотерапия, компьютерное моделирование.

 

2.1 Бихевиоризм.

Это течение возникло в американской психологии под влиянием идей Бехтерева и Павлова и в противовес интроспективной психологии сознания. Программной работой явилась статья Уотсона Психология, какой ее видит бихевиорист, опубликованная в 1913 г. С точки зрения Уотсона, психология должна изучать то, что доступно для объективного наблюдения, т. е. поведение. Психологи этого направления сделали объектом научного изучения стимулы внешней среды и соответствующие им ответные реакции организма, главной формулой стала формула стимул-реакция. То, что происходит в психике человека, не имело для них научного содержания, поэтому они отвергали такие термины, как сознание, воля, восприятие, -все это называлось черным ящиком. Единственным началом, определяющим активность организма, признавали

внешнюю среду, стимул извне. Основные опыты эти психологи проводили на животных, создавая хитроумные лабиринты и проблемные ящики и наблюдая за поведением в них подопытных крыс и кошек. Эти опыты привели к открытию законов научения. Большой заслугой ученых этого направления явилась разработка научных моделей изучения психики, включение поведения в круг изучаемых психологией явлений.

Последователи бихевиористского направления попытались поставить под сомнение основной постулат этой концепции. Так, Толмен ввел в формулу стимул - реакция среднее звено - промежуточные переменные, под которыми понимал: ожидания, установки, знания. Эти промежуточные переменные ориентируют животное в лабиринте. Свою теорию Толмен назвал когнитивным бихевиоризмом. Холл ввел в формулу стимул-реакция потребность организма (пищевую, сексуальную и т. п.). Если эта потребность удовлетворяется, происходит подкрепление реакции, и она закрепляется - организм обучается. Дальнейшую разработку концепция подкрепления получила в работах Скиннера, он создал технику оперантных реакций, которая нашла применение впоследствии при обучении детей, лечении больных неврозами.

 

2.2 Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, конфигурация) зародилась в Германии в начале 20 в. Основу этого направления составили работы Вертгеймера, Кёлера, Коффки. Психологи этого направления критиковали бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения. Поведение – нечто большее, чем связь рефлексов, оно целостно. Качество целостного образования (ситуации, сознания или образа восприятия) несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из него. Напротив, целое определяет качественные особенности элементов. Ученые этой школы провели множество экспериментов по восприятию. В опытах на животных они показали, что животное реагирует не на стимул сам по себе, а на определенное соотношение стимулов, которое создает целостный образ - гештальт. Изучая интеллект обезьян, Кёлер показал, что животное решает задачу не путем проб и ошибок, а мгновенным схватыванием отношений между предметами в наглядной ситуации. Эта реакция мгновенного решения задачи была названа инсайтом, или озарением. Гештальт- психологи подчеркивали творческий характер мышления, они доказывали, что решение творческих задач подчиняется особым принципам организации гештальта, а не правилам формальной логики.

Информация о работе История развития психологического знания. Основные направления в психологии